Реклама на ЦДИ
 24.04.2024

Новости  | весь раздел

«Кванториум»: Мы создаем атмосферу, где дети чувствуют себя взрослыми, свободными, делающими что-то значимое

28.05.2020 18:31 ЦДИ, Псков

Совсем скоро многие родители вздохнут спокойно. Учебный год завершится. В привычном мире на школьной доске в этот день бы написали «Ура! Каникулы!». В нынешней ситуации учительница напишет это в общем чате. Об этом речь и пойдет. Не о чате, конечно (от этого у вас уже глаз дергается, понимаем), а о каникулах. Чем занять ребенка, чтобы летние месяцы прошли с пользой.

Есть вариант - детский технопарк «Кванториум». Учреждение дополнительного образования существует в городе уже почти два года. Практически круглогодично наставники «Кванториума» обучают детей  создавать роботов, работать с виртуальной реальностью, печатать на 3D принтере. Вам кажется, что это что-то на уровне космоса? Нет, этому обучают всех желающих. Совершенно бесплатно. Безвозмездно. То есть даром.  И летом, кстати, тоже.

 

ЦДИ поговорил с директором технопарка «Кванториум» в Пскове Вячеславом Гординым и выяснил, почему нужно срочно записать своего ребенка на занятия.

 

Расскажи,  что такое «Кванториум»? Чему там обучают детей?

«Кванториум» - это учреждение дополнительного образования детей. Подобные площадки есть по всей стране, регионы, где еще нет технопарков, можно пересчитать по пальцам. Концепция «Кванториума» разработана и реализуется в рамках национального проекта «Образование». Поэтому обучение проходит бесплатно. Это уникальная среда для развития детей по актуальным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям. Наша площадка оснащена современным оборудованием, аналогов которому в Псковской области нет.

В «Кванториуме» есть шесть основных направлений. Чем они отличаются?

У нас есть шесть направлений или шесть «квантумов». Сердце нашего технопарка - квантум Хайтек. Это творческая производственная мастерская, где дети научатся работать с современным техническим оборудованием. Это в большей степени творческое направление. В Нанокватуме с помощью специальной техники мы занимаемся исследовательской деятельностью, изучаем различные аспекты городской жизни.Начиная от загрязнения воздуха, заканчивая качеством продуктов. В Геоквантуме осваиваем геоинформационные технологии, изучаем спутниковые снимки и все, что связано с окружающей средой. Это очень обширный квантум. Аэроквантум - работа с квадрокоптерами и беспилотными летательными аппаратами. VR/AR квантум - ребята поработают с виртуальными мирами и специальным оборудованием. И Робоквантум. Здесь мы учимся конструировать и программировать роботов.

 

 

 

Звучит серьезно. Кто может прийти к вам учиться и как понять, какое направление будет интересно ребенку?

Дети, которые у нас учатся, - это школьники или студенты от 12 до 18 лет. Попасть к нам может абсолютно любой ребенок, это не зависит от его начальных навыков или компетенций. Каждый раз перед набором мы проводим день открытых дверей, где подробно рассказываем о направлениях. Самое главное - оттолкнуться от интересов ребенка. Что ему нравится? 3D-моделирование, творчество, программирование? Любые дети могут найти для себя что-то интересное в «Кванториуме». Главное - это желание учиться, стремление к саморазвитию и интерес к диджитал-среде.

 

А если интереса к техническому направлению у ребенка нет? Может быть склонности есть, а стремления нет. Ведь часто так бывает, что ребенку скучно на школьных уроках, не нравится педагог или еще какие-то причины. Есть ли смысл привести  его к вам?

Разумеется, да. У нас находят себе место любые ребята, которые могут даже не иметь каких-то технических навыков. Над всеми проектами дети работают в командах и максимально полезный эффект возникает там, где разнообразный состав. Если мы наберем команду гениальных программистов, то  у них вряд ли что-то получится.  В команде очень много функций. Кто-то принимает лидерскую роль, кто-то хорошо работает руками, другой умеет проектировать или презентовать.

 

Получается, обучение проходит в командах? Чем отличается «Кванториум» от школы или кружка?

В основе нашего образовательного процесса лежит продуктовый подход. Это означает, что дети не просто получают набор знаний и навыков. Они с первых занятий определяют цель, к которой будут идти, придумывают свой проект сами и определяют свой конечный продукт. Как правило, такие проекты основаны на кейсах из  реального сектора экономики. Это может быть социальная сфера, экология, здравоохранение и прочее. Таким образом процесс получается нелинейным и не похож на классический урок, это больше напоминает работу креативных групп в IT-компаниях. Или в конструкторских бюро.

 

 

Кто обучает детей?

В каждом квантуме есть свой наставник. Наши педагоги - это молодой коллектив, многие имеют высшее техническое образование и опыт работы на производстве.  Ежегодно все специалисты «Кванториума» проходят образовательные сессии, встречаются с коллегами из других городов, обмениваются опытом и повышают свою квалификацию.  Каждый сотрудник проходил обучение в инновационном центре «Сколково»  в Москве. Все направления технопарка курируются федеральными тьюторами. Наставник направляет ребят и помогает им обретать новые знания во время пути к реализации цели, которую дети перед собой поставили.  Для этого мы используем инструменты, заимствованные из сферы современного бизнеса, такие как дизайн-мышление, Scrum, т.е. гибкие и им подобные.

 

 

Как дети реагирую на это? Легко подстраиваются?

Они моментально подхватывают. Во всем этом присутствует здоровая доля свободы. Дети вольны делать то, что интересно именно им. Эта свобода их очень мотивирует. Чтобы решить поставленную задачу им нужны знания, и они начинают эти знания искать.

 

 

 

Как строится учебный процесс? Есть какие-то уровни сложности?

У нас ступенчатая система. Есть нулевой «базовый» уровень. Если ребенок хорошо себя проявил, получил положительный отзыв за свой проект, то переходит на следующий уровень. Далее идет первый и второй уровень, заключительным этапом станет проектная группа, где он сможет применить свои навыки и знания, создаст серьезный проект.

 


Какой самый яркий и запоминающийся проект был осуществлен в «Кванториуме»?

Важно, что мы стараемся не повторяться в своих проектах. Сами педагоги не хотят повторения. Происходит постоянный поиск тем, идей, актуальных проблем. Например, в Хайтеке ребята создали шашки и нарды для незрячих. Они общались с Всероссийским обществом слепых и сделали очень достойные продукты, получили хорошие отзывы, подружились с членами общества и были в восторге от того, что смогли помочь. В Геоквантуме разработали тактильную туристическую карту для слабовидящих.

У нас есть доступ к спутнику, и ребята смогли использовать космические снимки для мониторинга линий электропередач. В VR/AR квантуме создали виртуальную реконструкцию, утраченных памятников архитектуры. Кроме того, в Наноквантуме были проведено исследование различных образцов мела , поскольку участились случаи аллергической реакции. Учащиеся Аэроквантума провели тепловизионное обследование городского бассейна. Для этого они сделали аэрофотосъемку ограждающих конструкций, обработали данные и выявили участки теплопотерь. В Робоквантуме был интересный проект по созданию экзоскелета. Это устройство увеличивает силу человека, повышает производительность и возвращает утерянные способности.

 

Нарды для незрячих 

Тепловизионное обследование бассейна

 

Демонстрация экзоскелета

 

В какое время проходят занятия?

Мы всегда стараемся выстроить максимально удобный для детей график. Большинство занятий проходит в будние дни после обеда. Максимально подключаем субботу. Подстраиваемся под ребят.

 

Знаю, что в «Кванториуме» очень насыщенная жизнь вне учебы. Что делаете?

Внутри нашего технопарка есть большое  количество конкурсов и мероприятий, которые мы проводим для детей.  Хакатоны, интеллектуальные викторины. Мы много взаимодействуем с «Кванториумами» из других регионов , проводим совместные конкурсы и мероприятия, дети продолжают общаться друг с другом в онлайне. Самое большое событие - «Кванториада». Ребята со всей страны соревнуются в своих проектах по заданной категории.  Одна из наших глобальных целей - выиграть следующую «Кванториаду».

Команда «Кванториума» на  Международном конкурсе детских инженерных команд
«Кванториада» - 2019 в Москве 

Межрегиональный конкурс изобретений и инженерии «Мейкертон»

У нас есть мероприятие, которое напоминает «открытый микрофон» - «Рил Ток» . Там ребятам предоставляется возможность выступить со своим спичем на любую тему, которая волнует и интересует. Главное, чтобы в этом была польза. Обычно дети делятся своим опытом, лайфхаками, увлечениями. Атмосфера создается теплая. Мы завариваем чай, ребята общаются между собой.

 

 


Ранее ЦДИ рассказывал, что в «Кванториуме» Пскова прошел межрегиональный конкурс изобретений и инженерии «Мейкертон». 


 

Ситуация с коронавирусом внесла коррективы в деятельность учебных заведений. Вы не стали исключением. Как прошло дистанционное обучение?

Оно было и продолжает быть интересным. Мы сейчас во время дистанционки доказали, что «Кванториум» - это не только оборудование и высокотехнологичное оснащение. Это люди , которые здесь работают, и дети, которые жаждут знаний. Мы успешно реализуем образовательную программу и до сих пор ее проводим. Не обязательно иметь под рукой расходники или 3D принтеры, чтобы давать детям новые знания. Некоторым командам вместо реальных устройств пришлось создать прототипы из подручных материалов. 

 

 

Наши педагоги совместно разработали курс по дизайн-мышлению.  В основе технологии - проникновение в опыт тех людей, для кого задумывается проект, чтобы определить их реальную проблему. Навыки, которые приобретают ребята, являются не только очень ценными, но и по-настоящему уникальными. Дизайн-мышление учит быть креативными, развивает воображение и эмоциональный интеллект, учит прислушиваться к окружающим и быть человечнее. 

 

 

 

 

Будет ли организована летняя смена?

С 1 июня мы начинаем дистанционно обучать детей, которые находятся в удаленных уголках нашего региона. Для них это уникальная возможность. Наши педагоги подготовили курсы по 3д моделированию, системам автоматического проектирования (сампр), конструированию, дизайну, программированию и др. Это очень ценное предложение, аналоги этих курсов есть в интернете, но они стоят немалых денег. У нас это бесплатно. Это первый этап, который мы будем делать летом. Мы надеемся, что вернемся к привычной жизни, и скоро дети заполнят стены нашего технопарка. В июле в зависимости от ситуации будем работать в офлайне или онлайне с псковскими ребятами. Можно оставлять заявки на сайте и в социальных сетях. Кроме того, идет набор на новый учебный год. 


Какие планы на будущее?

Мы продолжаем развиваться. Нам всего 2 года и мы еще не успели посотрудничать со всеми школами города и области, хотя работа в этом направлении ведется. Планируем проводить еще большее количество мероприятий, приглашать гостей из других городов, проводить образовательные сессии. И самое главное - будем продолжать работу с детьми. У нас с ними общие цели, идеи и интересы. Еще не все детские таланты раскрыты, мы хотим сделать ещё больше проектов, которые сделают мир лучше. 

 

 

 

Зоя ПАВЛОВА 

Фото: «Кванториум»



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.070098161697388