Реклама на ЦДИ
 28.03.2024

Бизнес / АПК  | весь раздел

«Стоп, частная собственность!» - псковским предприятиям не выпутаться из ловушки анти-инвестора

31.07.2013 12:40 ЦДИ, Псков

Общая сумма долгов аграрного комплекса «Экосельхозинвест», который объединяет в Псковской области 38 предприятий и 200 тысяч га земли, составляет 3 млн рублей. Было бы больше, но половина дел закрыта в связи с банкротством предприятий. Некогда довольно крепкие колхозы пошли ко дну, едва оказавшись в структуре агрохолдинга. Те, кто выживают, рассчитывают только на собственные силы.

Что было

Напомним, в 2008 году совладелец ОАО «Кировский завод» и экс-советник экс-министра обороны Сердюкова Игорь Устинов решил заработать на псковском селе. Предприятия агрохолдинга, подконтрольного Устинову, называются «Экосельхозинвест» - 1,2,3 или 4. Причем четыре близнеца-«Экосельхозинвеста» юридически обосновались в скромных псковских райцентрах. И начали уговорами привлекать в свои ряды местные сельхозорганизации. Обещали, разумеется, инвестиции, развитие и зарплату.

Уже в 2009-м году районные власти забеспокоились. Меньше чем за год только в Опочецком районе долг ООО «Экосельхозинвест» перед вошедшими в его состав предприятиями перевалил за миллион рублей. Уже тогда руководители хозяйств разводили руками – «А мы-то понадеялись..», а сельчане вместо полей шли в лес за натурпродуктом – деньги за грибы и ягоды в заготконторах или на трассе платят сразу. Директор холдинга Татьяна Матвеева признавалась – и это был тревожный звонок! - сложности со сбытом продукции появились у всех, особенно у Островского молокозавода, который тоже стал «сельхозинвестовским».

Что сейчас

При этом сейчас Опочецкий район – чуть ли не единственный, где четыре «сельхозинвестовских» предприятия на плаву. Зарплату какую-никакую платят, долги по зарплатам если и есть, то небольшие. Инвестиции, выяснил ЦДИ, закончились очень быстро, но в ОАО «Заречье», к примеру, купить племенной скот и реконструировать скотный двор своими силами не смогли бы. Однако о бдительном руководстве и хорошей прибыли речи нет - сейчас четыре хозяйства работают по принципу «день прошел, и слава Богу».

Островский молокозавод, у которого проблемы возникли на заре отношений с инвестором, успешно обанкротили, и, как теперь считают силовики – преднамеренно. По крайней мере, по факту банкротства завели уголовное дело.

фото: pskovskiyostrov.ru

Еще одно уголовное дело связано с вопиющим случаем на островском производстве, когда школьнице Жене Майковой оторвало руку.

Невельский район в том же 2009-м из-за пришлого псевдо-инвестора потерял одно из самых крепких хозяйств в районе - сельхозкооператив «Невельский». Входить в «Экосельхозинвест» или не входить – дело было сугубо добровольное. Но на тот момент «Сельхозинвест» держал перед собой отличную рекламную вывеску – он только-только набрал себе 40 сельхозпредприятий из семи районов, да еще два молокозавода, и все пока было хорошо, в общем – невельчане решили, что присоединятся к могучему партнеру и станут еще сильнее. При этом кооператив не был нищебродом, и о мезальянсе нет и речи.  Невельчане принесли с собой хорошее «приданое» - прошлогоднюю прибыль, 2 млн рублей.

Как отобрать 2 млн рублей – дело техники. Из СХПК сделали АО, включили в его состав  «Экосельхозинвест-1», а потом вдруг головное руководство приказало произвести рокировочку – «Экосельхозинвест-1» стал главным, а невельское АО – в его структуре в качестве отделения «Невельское».  И приданого как не было. Деньги ушли в общий котел и пропали. «Впервые за много лет хозяйству оказалось не на что купить комбикорма, а последнюю зарплату частично выдали только за май», - рассказывает невельский журналист Татьяна Мазан. - Не видя при таком раскладе никаких перспектив, стали увольняться с работы доярки и механизаторы. Их не вдохновил даже приход новой техники – кому охота бесплатно горбатиться?»

Новая техника не повлияла на общее состояние дел. «Кооператив заставили «уйти» из района, оно относится к великолукскому предприятию, - сетуют в районной администрации. – И так в никуда он и ушел. Земли у них скупили, вот и все. От крепкого производителя ничего не осталось».

В Великолукском районе – та же обидная история. Некогда самостоятельные предприятия стали отделениями «Экосельхозинвеста-1». И ведь предприятия-то не самые последние, и вообще в 2009-м году Великолукский район сеял больше всех в Псковской области. Да, «инвестиции» - волшебное слово. Да и как не верить людям в деловых костюмах, которые обманывали с самым серьезным видом? Статистика упадка – в 2011-м в трех великолукских отделениях «Инвеста-1» - «Полибино», «Искра», «Колос» - сеяли столько, сколько за четыре года до этого – в одной «Искре», тогда еще свободной от чуткого руководства. Денег нет ни на горючее, ни на семена, ни на ремонт техники, а инвестор, вдруг превратившийся в Карабаса Барабаса, запретил брать кредиты. Зачем инвестору лишнее обременение?

«Экосельхозинвест?» Бог миловал», - говорит великолукский аграрий, руководитель птицефабрики «Борки» Сергей Петров. – Те хозяйства, которые в него попали, исчезли с лица земли. Колхозы Великолукского района оказались в плачевном состоянии. Бывшее руководство района слишком активно пошло навстречу инвестору… Когда все с «Экосельхозинвестом» начиналось, я лично ездил в Остров, два часа разговаривал с Устиновым. Разговор ни о чем, было понятно, что сельское хозяйство никто развивать не собирается и не имеет о нем представления. Смысл? Завладеть активами, распродать земли – все».

Самое печальное, что в районе вынуждены наблюдать, как гибнут предприятия – а сделать ничего не могут. Частная собственность.

«Хозяйственная деятельность у предприятий отсутствует, но они не ликвидированы и не банкроты, - говорит председатель комитета по экономическому развитию Великолукского района Лариса Семашко. – Имея у себя в собственности имущество, они его передавали в аренду. В итоге хозяйства – нищие, люди, 91 человек, сидят без зарплаты. Судебным приставам и предъявить нечего – никакого имущества… Наболевшая тема. Есть шанс по суду перевести земли сельхозназначения в муниципальную собственность, если в течение трех лет они не используются собственником по назначению. А в целом, конечно, люди оказались заложниками ситуации».

Долги

В службе судебных приставов по просьбе ЦДИ суммировали  задолженность по восьми исполнительным производствам в отношении должников-юридических лиц, входящих в состав аграрного холдинга «Экосельхозинвест».

Как сообщила начальник отдела организации исполнительного производства управления ФССП России по Псковской области Наталья Аникина, в первом полугодии 2013 года в отделы судебных приставов Псковской области поступило на исполнение 19 исполнительных документов в отношении данной группы должников.

«Документы в этом году поступали, начиная с апреля, - объяснила она. - Предметом исполнения являлись налоговые сборы, страховые взносы и госпошлина. Из 19 исполнительных производств 16 были окончены: либо фактическим исполнением, либо в связи с банкротством, либо с актом о невозможности взыскания. Кроме того, значительное количество исполнительных производств было возбуждено в 2012 году. В целом по исполнительным производствам, находящимся на исполнении с 2012 года и возбужденным в 2013 году было окончено и прекращено 51 исполнительное производство в отношении данной группы должников. 34 производства из них окончены в связи с банкротством. Из общего числа только по двум исполнительным производствам в Великих Луках взыскивалась задолженность по заработной плате, исполнительные листы направлены конкурсному управляющему».

Из небанкротов больше всего должен «Экосельхозинвест-3» - Пенсионному фонду, почти 3 млн рублей. «Экосельхозинвест-1» недоплатил 100 тысяч страховых платежей, а локнянский «Экосельхозинвест-2» - 11,5 тысяч.

 По структуре текста логично закончить главой «Что будет». Ничего хорошего. Конкретный инвестиционный опыт закончился для псковских предприятий крахом.  

Экономический отдел ЦДИ



Распечатать:     Комментарии: 6

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.12641000747681