Реклама на ЦДИ
 23.04.2024

Бизнес / Деловая среда  | весь раздел

С нашими резидентами мы любой кризис переживем - Ольга Торбич об ОЭЗ «Моглино»

28.06.2017 10:00 ЦДИ, Псков

Как текущая политическая и экономическая ситуация влияет на интерес инвесторов к псковской особой экономической зоне? Почему резиденты выбирают именно эту площадку для размещения своих производств, а не в соседних регионах? Об этом Центр Деловой Информации попросил рассказать генерального директора управляющей компании ОЭЗ «Моглино» Ольгу Торбич.

- Ольга Владимировна, чем привлекает Псковская область инвесторов? Понятно, что наш регион очень удачно расположен географически, до границы, как говорится, рукой подать. Но неужели мы делаем ставку только на это?

- Безусловно, логистика играет свою роль - географически мы очень интересно расположены, но не каждому инвестору это важнее прочего. Поэтому ставить акцент только на логистику и не приходится.

Если только мы не говорим сейчас об экспортоориентированных предприятиях. А у нас сейчас как раз тренд на создание конкурентных производств, способных изготавливать продукцию на экспорт. Все это позволит не только воссоздать на территории нашей страны промышленность, которая была утеряна в 90-е годы, но и при этом еще и начать конкурировать на международных рынках.

Пока еще мы это делаем достаточно слабо, но если эта тенденция будет сохраняться, я думаю, что пройдет определенное время, и мы научимся делать качественную продукцию, сертифицироваться на иностранных рынках, и наш продукт будет востребован за рубежом. И тогда ОЭЗ «Моглино» окажется в самом эпицентре, и именно близость границы будет играть значительную роль для вывоза товара, ведь мы находимся всего в 40 км от границы с Евросоюзом.

Что касается других факторов, то мы часто проводим опросы среди инвесторов, что стало для них ключевым моментом при выборе Псковской области. Честно скажу, для многих приоритетным становится фактор открытости власти. Когда власть открыта, бизнес может уверенно принимать решения, спокойно прийти и начать работать. Наш инвестор может иметь телефон губернатора или его зама, и набрать их в случае необходимости.

Еще один немаловажный вопрос, который встает, как перед российским инвестором, так и перед иностранным – это рынок.

Прежде в регион приходили, как правило, торговые дома. Они могли существовать на протяжении, условно говоря, лет десяти. За это время у них, конечно, уже складывался свой рынок для реализации продукта. То есть они выступали все это время в роли дистрибьютера. Но на сегодняшний день они осознали, что готовы сами стать промышленным производством и продавать уже товар собственного производства. Тем самым достигается уже совсем иная себестоимость товара, а соответственно и иная прибыль.

Что касается иностранных партнеров, то они чаще приходят к нам, преследуя цель сохранения рынка. Ранее они просто торговали. Например, запчасти производились за рубежом, а здесь работали все те же торговые дома. Теперь готовый товар проще производить на территории России. Этот процесс подстегнули санкции. Кроме того, иногда выгоднее открыть производству на территории нашей страны, потому что многократно увеличилась пошлина на ввоз товара.

Так что важно все, снятие административных барьеров, дешевые ресурсы, рынок, наличие инфраструктуры. Ну а все остальное уже зависит от инвестора.

- Резидент «Моглино» получает все эти преимущества и налоговые льготы. А что от этого получаем мы?

- Мы от этого получаем мультипликативный эффект. Мы тем самым расширили линейку поставок. Если раньше иностранная компания ввозила в страну, к примеру, банки с краской, то теперь она заинтересована производить их у нас. При этом ввозятся уже основа для этой краски, химические составы, упаковка и так далее. Кроме того, создаются рабочие места, строятся промышленные объекты, соответственно, задействована наша строительная отрасль и уже существующий рабочий персонал. Это замечательно, на самом деле.

Добавлю, что инвестор к тому же понимает, что для того, чтобы прийти в регион, необходимо в него переехать. Может быть, не обязательно речь идет о собственниках, но работники и административной ресурс должен быть сформирован на месте. И это тоже несет в себе мультипликативный эффект.

Тут есть другой вопрос. Недавно мы были в Китае, где представляли нашу площадку. Но там было представлено еще порядка пяти регионов, где тоже есть особые экономические зоны. Однако и зоны все разные: и промышленно-производственного, и туристического типа, портовые зоны, технико-внедренческие. И каждый представлял свою специфику.

И надо отметить, что и у нас тоже появились заинтересованные бизнесмены. Но мы знаем, что китайцы очень взвешенно подходят к таким вопросам, очень долго думают. Тем не менее, контакты установлены, будем их отрабатывать, посмотрим, что получится.

- Вы упомянули, что в России есть, может быть, не аналогичные «Моглино» площадки, но в чем-то пересекающиеся. Как Пскову удается доказать, что наша ОЭЗ наиболее подходит инвестору?

- Конечно, есть такие производства, которые, скорее всего, в «Моглино» и не придут. Например, потому что поблизости нет нужного сырья и везти его сюда слишком далеко. Например, из Сибири сталь доставлять. Поэтому есть такие отрасли, которых ждать у нас не приходится.

«Моглино» создано для производств среднего масштаба, а не гигантов полной комплектации. Вряд ли у нас будут собирать готовые автомобили, но зато комплектующие для сборки - будут. Это как раз те уровни, которые нам нужны и которые в итоге дадут задуманный изначально эффект. И сейчас это уже происходит. Мы видим эту тенденцию, мы пользуемся спросом.

С гигантами ведь тоже не все просто. Например, в ОЭЗ «Алабуга» американская компания-гигант закрыла производство. Да, это был гигант, но он не справился, ушел, и сразу 1000 человек остались без работы.

У нас другая ситуация. У нас средний бизнес, возможно, даже малый для других экономических зон. Но для нас это достаточно объемные инвестиции - 120 млн рублей минимум, а в среднем у нас инвестиции составляют 600-800 млн рублей.

Очень хорошо, когда приходят дифференцированные отраслевые направления – так мы любой кризис переживем. Моглино получилось в этом смысле очень дифференцированной площадкой. Другие ОЭЗ имеют какие-то определенные узкие направления.

- Я так понимаю, для нас основной конкурент - это соседняя Ленинградская область. Есть ли возможность удержать инвестора, чтобы он не уходил в Петербург, а оставался на Псковщине?

- Да, были такие компании, которые пришли, посмотрели, увидели, что здесь многое нужно организовывать, нужно переезжать, и в итоге не приняли решение остаться здесь. Но они и в Ленинградской области ничего не сделали. Там они либо столкнулись с административными барьерами, либо поняли, что будут переплачивать, и ушли в частные компании, которые к особым экономическим зонам не имеют отношения.

Наоборот, есть примеры, когда инвестор так ничего и не добился в соседнем регионе и пришел к нам в регион. Последний пример – российско-французская компания «Мегатекс», которая производит натяжные потолки. Они два года мучились, пытаясь зайти в особую экономическую зону Санкт-Петербурга, но пока там нет достаточной инфраструктуры. Надо понимать, что там площадка строилась изначально как технико-внедренческая, а это совсем другой объем инфраструктуры и мощности.

Да, по закону они могут размещать и промышленные производства, но у них нет для этого ни земли, ни инфраструктуры, они появятся только года через два.

- Понимаю, нам «Моглино» теперь намного проще продвигать, когда это не просто поле, а есть уже практически вся инфраструктура, когда уже вырастают заводы, как наглядный пример…

- Конечно! Ведь инвестор понимает, что это живая площадка, а не только обещания, которые у нас в стране, увы, не всегда выполняются. И надо признать, люди уже с этим сталкивались в других экономических зонах. Не секрет, что в том же Санкт-Петербурге построили фабрику, а потом два года ждали подключения электроэнергии. И это при миллиардных вложениях. Когда же тебе показывают, образно говоря, уже существующие розетки, приходи и подключайся, это уже совсем другой разговор.  

На Северо-Западе вы такой подготовленной площадки не найдете. Я знаю только одну, и то только по разговорам, и это частная компания предлагает площадку-технопарк. Но она и денег других стоит, там никто ничего не будет делать бесплатно.

- У нас уже шесть резидентов на нашей площадке. Работает ли эффект сарафанного радио? Делятся ли уже пришедшие инвесторы информацией с коллегами по бизнесу?

- Безусловно! Такой процесс уже пошел. Интересантов становится все больше, да и многие фонды интересуются, хотят успеть сопровождать инвесторов, понимая, что на этом сопровождении они могут зарабатывать.

Продолжение здесь>>>

Беседовал Александр Серединин



Распечатать:     Комментарии: 30

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.033535957336426