Польза / Советы | весь раздел
«Фефекты фикции»: почему псковские дети говорят все хуже, и что с этим делать
Малыш, картаво рассказывающий о прошедшем детсадовском дне. Зрелище умилительное, не правда ли? Но проходит пара лет, и становится очевидно: картавость – это не прелестный недостаток, а проблема, которую может решить только специалист-логопед.
Казалось бы, что в этом такого – научить ребенка говорить правильно. На самом деле это целая наука.
Центр Деловой Информации побеседовал с псковскими логопедами о том, как сегодня обстоят дела у наших детей, как помочь им в освоении речи и куда обращаться, если требуется профессиональная помощь.
Больше, чем «фефекты фикции»
Псковские дети год от года говорят все хуже и хуже. Педагоги в детских садах бьют тревогу: многие дети 4-5 лет, поступающие в детские сады компенсирующего вида, с трудом произносят свое имя и не могут назвать многие предметы повседневного бытового окружения.
Методист Центра психологической реабилитации и коррекции Елена Яковлева, преподающая в ПсковГУ и работающая логопедом в одном из детских садов Пскова, подчеркивает: тяжесть подобных нарушений постоянно растет: «Чаще всего у детей наблюдается сложная структура нарушения – не только нарушена речь, но и эмоционально-волевая сфера, нарушено восприятие, внимание, память, поведение. Можно сказать, что на данный момент реже встречается ребенок с нормой речевого развития. Это уже большая редкость. Дети значительно позже начинают говорить, речь крайне неразборчива, искажена. Речевые нарушения хуже поддаются коррекции».
Причин тому – множество. Считается, что главное влияние оказывает группа факторов, в основном биологических. Точно об этом сказать сможет только врач – психоневролог либо невропатолог. Чтобы понять, почему ребенок не говорит, нужно, в первую очередь, заглянуть в медицинскую карту, вспомнить, как протекала беременность, роды и первый год жизни ребенка.
В то же время немаловажной причиной сегодня оказываются и социальные факторы, препятствующие развитию речи детей: отсутствие общения с ребенком в семье, некомпетентность родителей в данных вопросах и, как следствие, позднее начало коррекции, либо ее полное отсутствие.
Конкретно
В 2014-2015 учебном году с логопедами системы образования занимались 937 детей.
Как рассказали нам специалисты, логопедическую помощь в Пскове дети дошкольного возраста могут получить в специализированных детских садах компенсирующего вида, специализированных группах или в логопедических пунктах в общеразвивающих садиках, а также в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Чтобы попасть на занятия к логопеду, ребенок должен пройти обследование на городской психолого-медико-педагогической комиссии, которая даст направление на занятия и рекомендует образовательный маршрут для ребенка. Дети младшего школьного возраста могут получить помощь в логопедических пунктах при общеобразовательных школах (но таких пришкольных пунктов очень мало).
Несмотря на достаточно разветвленную систему логопедической помощи детям в Пскове и наличие профессионалов, проблема со специалистами в городе существует – это признают все.
«Попасть в коррекционные детские сады специального вида могут далеко не все, так как число таких учреждений ограничено, да и сроки коррекции нарушений иногда оказываются слишком короткими», - отмечает старший воспитатель, учитель - логопед высшей категории МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №32 «Чебурашка» Наталья Колосова.
В таких условиях родители часто начинают искать способ - как справиться с проблемой, и таким способом становится частный логопед.
Доверяй, но проверяй
По каким же критериям выбирать логопеда для частных занятий?
«Опытность - один из основных критериев, - уверена Елена Яковлева, отмечая вместе с тем: бывает, что и опытный логопед не самый лучший. А молодой специалист, проработавший 2-3 года, отлично найдет подход к ребенку. Она призывает также не забывать еще об одном важном моменте: логопед должен работать в государственном образовательном учреждении, так как все логопеды постоянно повышают свою квалификацию и несут ответственность за результативность своей работы, регулярно отчитываясь о работе.
«Но самый лучший критерий, - считает наша собеседница, - отзывы и рекомендации родителей, которые уже обращались к этому специалисту».
Что если найти логопеда «по знакомству» не удается? Наталья Колосова советует поинтересоваться его образованием, стажем и квалификационной категорией. «Многие педагоги имеют портфолио, в котором продемонстрированы его достижения, есть отзывы и рекомендации, - говорит она и добавляет - Обязательно поприсутствуйте на занятии, чтобы убедиться в элементарном умении педагога сотрудничать с ребенком, способности его заинтересовать и смотивировать на занятия, так как, возможно, потребуется длительная коррекция, и ребенок должен чувствовать себя комфортно и с радостью оставаться в руках специалиста».
Что касается стоимости услуг по коррекции речи, то она зависит как от квалификации и опыта логопеда, так и от степени тяжести нарушения. В среднем по городу стоимость колеблется в пределах 200-500 рублей за занятие. Главное - понимать, что принцип «чем дороже, тем лучше» в данном случае может не сработать.
Ребенок говорит!
Многие проблемы детей, в том числе с речью, зачастую бывает проще предотвратить, чем решать после. Для того чтобы минимизировать проблемы при научении ребенка говорить, родители должны следовать некоторым элементарным советам, которые дают псковские специалисты.
Основной совет Елены Яковлевой – следует быть внимательным к развитию своего ребенка, общаться с ним и вовремя обращаться к специалистам: врачу-психоневрологу, логопеду, дефектологу. «Не думать и не ждать, что все само пройдет! Если получили рекомендации – стремиться следовать им. Часто бывает, что врач назначает лечение – родители говорят: нет, таблетки давать не будем! Тогда о результативности работы логопеда говорить не приходится.
Очень важно решить все речевые проблемы ребенка до школы!», - предупреждает методист.
«Чем раньше специалист наметит образовательный маршрут ребенка, тем проще будет преодолеть трудности и максимально использовать имеющиеся возможности для дальнейшего развития, - предупреждает Наталья Колосова. - Грамотный учитель–логопед всегда сможет отличить норму от патологии. Совершенно не стоит ждать какого–то определенного возраста или ссылаться на то, что «я тоже до 6 лет не говорила». Сейчас совершенно другие условия, другие возможности и другие требования в обществе».
Не менее важно стараться как можно больше времени уделять общению с таким ребенком: читать стихи и рассказывать сказки, играть в лото, собирать паззлы, пирамидки, проговаривать все свои действия, комментировать увиденное на прогулке, в цирке, кафе и т.д. «Все ваши старания рано или поздно обязательно принесут результат», - уверена логопед.
Редакция Центра Деловой Информации благодарит Елену Яковлеву, Наталью Колосову и заведующего МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №32 «Чебурашка» Виолетту Кобак за ответы на вопросы и поздравляет всех логопедов с профессиональным праздником, который отмечался в минувшую субботу, 14 ноября. Спасибо за ваш тррррруд!
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции
Рижский пр., 14
(8112)57-37-46
Елена Никитина
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции