Реклама на ЦДИ
 28.11.2024

Инфраструктура / Транспорт  | весь раздел

Вело-Псков

17.09.2012 09:17 ЦДИ, Псков

Осень неминуемо закрывает велосипедный сезон. Конечно, отдельные энтузиасты будут кататься и по гололеду, но дожди и холод заставят большинство велосипедистов пересесть на другие виды транспорта. Следующие полгода неплохо было бы использовать для подготовки к новому велосезону – в том, что касается велосипедной инфраструктуры, в нашем комфортном городе и конь не валялся.

Описывать достоинства и преимущества велосипеда, думаю, излишне – вряд ли кому придет в голову оспаривать то, что это лучший транспорт для небольшого города и в летний период. Оговорок, конечно, много, но сути дела не меняет. Велик – это мобильное и дешевое средство передвижения, спорт и развлечение одновременно. В нашей стране еще до недавнего времени он оставался атрибутом детства, но теперь, насмотревшись на Европу, крутить педали не считают зазорным и взрослые.

Псков, на самом деле, сам по себе удобен для передвижения на велосипедах. Приятный рельеф, парки, тротуары в наличии – все условия для создания комфортной велосреды, когда пользоваться велосипедом станет удобно не только юным экстремальщикам, но и бизнесменам, служащим, дамам среднего возраста и вообще всем. Главное, что оно того стоит: и как еще одно средство спасения от пробок на дорогах, и как тот самый здоровый образ жизни, прививать который населению настойчиво пытается государство.

В скором времени в Пскове начнется верстка городского бюджета. В высшей степени разумно было бы предусмотреть в финансовом плане следующего года меры по обустройству велосипедной среды. Это могла бы быть отдельная муниципальная программа или просто комплекс мероприятий в рамках ежегодного благоустройства и ремонтных работ. Что именно, где и как нужно поправить – охотно расскажет любой практикующий велосипедист.

Вело-маршруты

Итак, наша цель – пересечь Псков на велосипеде из конца в конец и затем объехать город по периметру. Сразу скажем, что велосипедисты в нашем городе предпочитают передвигаться про тротуарам, по крайней мере, на главных улицах – по ощущениям, так безопаснее и для себя, и для других участников движения. ПДД это, вроде как, не одобряют: пункт 9.9 запрещает транспортным средствам передвигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, а велосипед – тоже транспортное средство. Явный пробел правил: здравый смысл подсказывает, что велосипедист куда ближе к пешеходу, чем к автомобилисту. Кстати, ни разу не приходилось видеть, чтобы сотрудник ППС пытался остановить велосипедистов и сделать замечание. В общем, поехали:

Рижский проспект: проезжая часть в хорошем состоянии, но всегда перегружена автомобилями. Тротуары по обе стороны широкие, легко проехать, не смущая пешеходов. Проблемы возникают на нескольких участках. От Рокоссовского до Юбилейной ехать можно только по нечетной стороне, вдоль по четной – пустырь. Магазин «Культтовары» приходится объезжать по дворам, так как он плотно окружен поребриками и ступеньками. Следующая засада ожидает на углу ул. Народная с четной стороны – там за остановкой «Маяк» совершенно вражеский поребрик, очень высокий и острый, его приходится объезжать.

С нечетной стороны таких препятствий нет, и было бы весьма приятно скатываться под светофор с небольшого пригорка, если бы около гостиницы «Рижская» был нормальный асфальт. Но выбрать там траекторию крайне сложно – яма на яме. Видимо, чтобы туристы не подумали, что в сказку попали.

Довольно сложно преодолеть квартал между ул. Киселева и Петровской, где с одной стороны тротуар сужается, а с другой всегда забит пешеходами. Далее логика подсказывает перемещаться на четную сторону, но там нас встречают все те же препятствия – сначала реликтовый поребрик, затем до дыр протертый асфальт.

Октябрьский проспект: ровно та же история – широкие тротуары с плохим асфальтом. В принципе, ездить можно. Велодорожки здесь, наверное, можно было бы организовать за счет парковочных карманов.

Юбилейная: передвигаться на велосипеде можно только по нечетной стороне, но там сделана замечательная пешеходная дорожка, которая, как правило, пустует. Почти на всем протяжении скошены поребрики на перекрестках, но не идеально (сложно преодолевается пересечение с ул. Мирной).

Коммунальная: наверное, самая удобная для велодвижения улица, опять же, за счет свежих пешеходных дорожек, мало популярных у пешеходов. От Юбилейной до центра удобно ехать по обеим сторонам улицы, в обратном направлении, от ул. Кузбасской дивизии до Рокоссовского, удобнее использовать нечетную сторону. В этом районе по чье-то доброй воле аккуратно сглажены асфальтовыми нашлепками все поребрики, что особенно приятно на горке в месте пересечения с ул. Западной. Вот так бы и везде.

В целом, Завеличье, активно развивавшийся в последние годы район, вполне удобен для велосипедов. Сложнее уехать на Запсковье.

Труда – при высокой загруженности проезжей части с плохим, кстати, асфальтовым покрытием, здесь по большей части очень узкие тротуары. На перекрестке с Текстильной по четной стороне – полный бардак: нагромождение плиточного благоустройства, парковок, древних тропинок, причем все огорожено высокими поребриками. По Текстильной ехать можно только по проезжей части, так как с нечетной стороны местами вообще отсутствует тротуар. По четной стороне половина пути - гладкий асфальт, по которому и на роликах отлично кататься. Жалко, цивилизация быстро заканчивается, и начинается древняя пешеходная дорожка, разрыхленная корнями деревьев. Ею приходится пользоваться на обратном пути, так как движение по улице одностороннее. Вдоль ул. Новоселов есть приличная пешеходная дорожка с нечетной стороны, которая внезапно пропадает на пересечении с ул. Звездной.

Герцена – Крупской – если ехать из центра на Запсковье на велосипеде, то просто напрашивается маршрут через частный сектор. Тихо, уютно, много зелени, мало машин и пешеходов. Одна проблема: асфальт. 

Нормальное покрытие заканчивается сразу за последним коттеджем на ул. Герцена,

и далее дороги похожи на разминированные поля. В таком состоянии по большей части находятся все улицы частного сектора на ближнем Запсковье – Ипподромная, Автозаводская, Мишарина и так далее. Вместо нормального перемещения по городу получается почти экстремальное приключение – попробуйте, например, скатится с горки от перекрестка Герцена и Ипподромной, которая начинается с асфальтовой нашлепки, а заканчивается щебнем, беспорядочно рассыпанным по множеству ям.

Ипподромная – худшая в негласном рейтинге велосипедистов: ни нормального асфальта, ни тротуаров и пешеходных дорожек, при том, что загрузка улицы достаточно высока. Проехать, конечно, можно, но никакого удовольствия это не доставит. Так же как и последующий выезд на ул. Леона Поземского и Чудскую.

Индустриальная – еще одна необходимая для выезда с Запсковья улица, к счастью, вполне удобна для велосипедов. 

Проезжая часть мало загружена, а по четной стороне есть удобная пешеходная дорожка, которая потом, правда, пропадает в стертом до материка асфальте сквера Павших Борцов. По Кузнецкой, вдоль Летнего сада (до пересечения с Октябрьским) проехать на велосипеде очень сложно: обочина занята припаркованными автомобилями, а тротуар похож на терку. Это одно из тех мест, которое нуждается в первоочередном благоустройстве.

Вело-мосты

Любую центральную, загруженную улицу можно объехать дворами или по второстепенным дорогам. Но рано или поздно придется пересечь реку, и здесь выбор, понятное дело, сильно ограничен.

Троицкий мост через Пскову – наверное, единственный, который приятно пересекать на велосипеде. Он короткий, так что его не страшно проскочить по гладкому асфальту проезжей части; особенно приятно вкатываться с горки от площади Ленина. Для осторожных – тротуар в приемлемом состоянии.

Ольгинский мост через Великую – всегда перегружен автомобилями, только самые отважные велосипедисты рискуют бросаться в это пекло. Большинство едет про тротуару – там хорошее покрытие, но всегда масса людей. Спасают классические велосипедные звоночки.

Мост Александра Невского и мост имени 50-летия Октября через Великую – кромешный ад велосипеда.

На обоих мостах автомобилисты предпочитают поддать газу, так что из чувства самосохранения велосипедист выбирает тротуары. А они ужасны – настолько, что иногда кажется, что лучше пройти через мост пешком. Это стиральная доска, а не тротуар, переезжать через эти мосты крайне неприятно. В интересах развития велоспорта тротуарная часть этих мостов должна быть отремонтирована в первую очередь.

Менее востребованные мосты через Пскову – Кузнецкий и Инженерный – находятся в куда более приемлемом состоянии.

Они мало загружены автомобилями, можно пользоваться проезжей частью, но и тротуары пока не износились до критического уровня.

Вело-парковки

К сведению городских властей, велосипеды тоже нуждаются в парковках. Конечно, подойдет любой фонарный столб, дерево или забор, но когда велосипедов много, уже возникают проблемы. Классическая велосипедная парковка в Пскове есть только одна – около магазина «Ракета». Простая и явно не сверхдорогая металлическая конструкция и вправду очень удобна – промышленные дизайнеры не зря свой хлеб едят. Хотелось бы встречать такие гораздо чаще.

Например, в велопарковках явно нуждаются объекты туристического показа. Музей в Поганкиных палатах полностью неприступен – к услугам велосипедистов есть только решетки на окнах цокольного этажа. Кремль – можно попробовать припарковаться к решетке входных ворот, но это вряд ли вызовет сочувствие у охраны.

Органы исполнительной власти вообще не приспособлены для встречи вело-гостей. Около здания областной администрации приковать велосипед можно только за решетки на окнах или водосточную трубу, что крайне неудобно. Мэрия и гордума в этом смысле защищены еще лучше. Нет удобных парковок и около здания ГКЦ, где проходят заседания городского парламента, и около областной филармонии, где помимо культурных происходят порой и общественные события.

Не приспособлены к приему велосипедов вузы, что совсем нелогично. Только главный корпус ПсковГУ предлагает некое подобие парковки на крыльце, со всех сторон окруженном решетками. Как выкручиваются студенты из других корпусов – сложно представить. Очень востребована велопарковка около здания «Псковской правды» и Института регионального развития – там велосипеды до недавнего времени парковались в кустах сирени. Этим летом на радость веловладельцам поставили огромный металлический пандус. Использовать его по назначению, наверное, будет сложно, но для парковки велосипедов вполне годится. Такой же чудо-пандус сооружен и около здания УФМС на ул. Петровской.

Нет парковок и около торговых центров. Около гипермаркетов найдется, разве что, забор или ограждение для тележек. ЦУМ выручает, опять же, пандусом. ТЦ «Максимус» предлагает только фонарные столбы и ручки наглухо закрытых дверей. На Рижском проспекте совершенно неприступны для велосипедистов клуб «R-16», магазин «Дикси» и ТК «Рижский-16», а также старинный «Европарк» и новоявленный «Меркурий». И та же история на всем протяжении Рижского, да и Октябрьского, где располагается множество торговых точек.

И все-таки, велосипед – неприхотливый транспорт. Он набирает популярность при наличии уже минимальных условий, что мы и видим в Пскове. Чтобы без глобальных затрат, хозспособом, создать хорошую велосреду, на самом деле, не так много и нужно. Во-первых, отремонтировать второстепенные дороги, в том числе, в частном секторе. Во-вторых, выровнять тротуары и, может быть, по примеру некоторых балтийских городов, отчертить на них велосипедные дорожки. Здесь важно не только положить гладкий асфальт, но прежде всего – убрать поребрики, которые мешают и мамам с колясками, и людям с ограниченными возможностями. В-третьих, поставить во всех публичных местах велопарковки или их подобие. Довольно дешевый способ сделать Псков еще более комфортным, а следовательно – привлекательным для жизни и инвестиций. Если, конечно, городской власти вообще интересна эта задача.

Светлана Прокопьева

Фото автора и Анастасии Егоровой



Распечатать:     Комментарии: 21

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают