Инфраструктура / Транспорт | весь раздел
Личный опыт: в Питер на поезде
Признаюсь, я не люблю ездить в Питер на маршрутках, просто лучше пока ничего не придумали. В микроавтобусах тесно, ноги деть некуда, спина и то, что немного ниже, постоянно затекают и начинают болеть. Да и водители порой весьма далеки от понятия культуры вождения пассажирского автотранспорта. Чувство собственного превосходства у них частенько превышает, как сейчас модно говорить, скилл. Исключением для меня в этом смысле стала, пожалуй, только компания «Меридиан»: чуть больше комфорта и по встречке не носятся. Впрочем, их «кюветная» история говорит о том, что с исключениями я все-таки как-то горячусь.
Кроме того, перевозчики, сделавшие ставки на маршрутки, похоже не чураются овербукинга. Во всяком случае неразбериха с посадочными местами случается так часто, что списать ее просто на человеческий фактор уже не получается. Да и в целом, несмотря на высокую конкуренцию на рынке, клиентоориентированность у многих оставляет желать лучшего. К тому же при всем обилии предложений заказать билеты день в день может быть весьма проблематично. Приходится бронировать места чуть ли не за неделю до поездки. К счастью, предоплаты при этом не требуется, поэтому в случае отмены брони в деньгах терять не приходится.
В общем, есть у маршруток и плюсы, и минусы. Доезжаешь быстро, цена адекватная, некоторые еще и бесплатно в аэропорт подкинут. И все-таки душа или, скорее, тело, просили чего-то большего. И кажется, допросились. Северо-Западная пригородная пассажирская компания при активной поддержке региональных властей запустила поезд, связывающий Псков с Петербургом. С апреля он курсирует между нашими городами ежедневно: утром туда, вечером – обратно.
Захотелось проверить, насколько комфортен и выгоден такой формат путешествия в Северную столицу, поэтому очередную поездку туда я запланировал осуществить на неоднократно хваленом в СМИ поезде.
Какой такой поезд?
Приключения начались с попытки узнать минимальные подробности об этом маршруте. Точное расписание, где и как можно приобрести билеты, нужен ли паспорт для покупки, стоит ли это делать заранее, чтобы не пришлось потом четыре часа провести в поезде стоя.
На официальном сайте Северо-Западной пригородной пассажирской компании удалось уточнить лишь расписание. Оно достаточно удобное: из Пскова поезд выезжает в 06:56 и прибывает в 11:05 на «Балтийский вокзал», обратно он отправляется в 17:25 и возвращается в Псков в 21:37. Чуть больше четырех часов в пути с остановками в Плюссе, Стругах Красных, Луге и Гатчине.
С остальной информацией оказалось как-то туго. Вместо цены на сайте зияет белая дыра, возможности забронировать билеты онлайн нет, а по всем вопросам там рекомендуют обращаться на горячую линию РЖД. Звоню, и узнаю, что о существовании такого поезда там попросту не знают, не то что о наличии свободных мест и стоимости билетов.
С грехом пополам удалось найти телефон псковского вокзала, где я и услышал отповедь: «Возможности предварительного бронирования нет, но вы можете загодя купить билеты в кассе автовокзала. Только я не вижу в этом никакого смысла. Ограничений по продаже и ажиотажа нет, купите перед отправлением».
Печальный опыт, нажитый на маршрутках, заставил меня поехать на вокзал за день до отправления. «Лучше перестраховаться», - подумал я, представив, что смотреть с тоской на хвост уходящего без меня поезда - это не лучшее развлечение для семи утра. Оказалось, что лучше бы я остался переживать дома.
Билеты на пригородный поезд «Псков – Санкт-Петербург» продаются исключительно в пригородных кассах. Не спрашивайте, почему поезд считается пригородным. Схема очень сложная. По сути это два поезда в одном. Один идет до Луги, «другой» - от Луги до Питера. Даже билета будет два. Вот только купить их заранее будет непросто. Пригородные кассы открываются за полчаса до прибытия того или иного пригородного поезда. В моем случае мне пришлось бы ждать чуть больше двух часов. Я плюнул, развернулся и уехал. «Перед отправлением, так перед отправлением», - смирился я.
На утро оказалось, что совет мне на вокзале дали дельный. Переживать было не о чем. Билеты я купил за двадцать минут до отправления поезда без особой очереди, да и аншлага в вагонах, мягко говоря не наблюдалось. К тому же, оплатить проезд можно было прямо в вагонах у кассира на протяжении всего пути. Так что мое стремление подстраховаться, оказалось, мягко говоря, некстати.
А знакомые еще и пугали меня, что из-за обилия дачников мне, путешественнику-экспериментатору, наверняка придется ехать стоя. Так вот, в пятницу утром можно было ехать лежа. Что многие пассажиры и делали. Правда, удовольствие это сомнительное. Ниже я объясню, почему.
Кстати, чуть было не забыл упомянуть о главном. Цена билета за «два поезда» составляет 678 рублей. Это дороже, чем в любой из псковских маршруток, едущих в Питер. Зато для льготников предусмотрены значительные скидки. Однако именно с ними постоянно возникали заминки. Дело в том, что льготы при покупке билетов можно получить только на вокзале по прописке. «Так что обратный билет лучше покупать все-таки дома, иначе потеряете в деньгах. С вас еще 400 рублей», - искренне сопереживала кассир в поезде.
Вот только, если купить билет заранее, его потом будет крайне проблематично сдать обратно. Уж не знаю всех юридических тонкостей, но на вокзале об этом честно предупреждают.
Тут вам не «Сапсан»
Поезд выглядит видавшим виды, но хорошо отремонтированным. Чисто, опрятно, пока без следов народного творчества вандалов. Однако первое, что бросилось в глаза, а правильнее будет сказать, в нос, в новенькой дизель-электричке «Псков - Санкт-Петербург» - это запах. Складывалось стойкое впечатление, что в вагоне описался табун котиков. И не один раз. Следом дискомфорт ощутила пятая точка. Металлические сиденья во всех трех вагонах сложно назвать уютными. Кусочки ткани, натянутые поверх металла, едва ли делают их комфортнее. Поэтому сидеть, а тем более, лежать на них не очень удобно в течение четырех часов. Так что возможность встать и размяться оказалась здесь как нельзя кстати.
Сотовая связь на протяжении пути ожидаемо нестабильна. Насладиться мобильным интернетом будет сложно, разрывается даже голосовая связь. Никакого заявленного бесплатного вайфая в поезде пока нет. Зато есть кофейный аппарат с удивительным многообразием популярного напитка, вендинговая машина со снеками и два туалета в переднем и заднем вагонах. Цены в автоматах приятно удивили, а вот уборная показалась несколько сексистской. Она вполне удобна для мужского населения, а вот слабый пол может посчитать такой формат небесспорным. В любом случае, тут чисто, нет дурных запахов и руки можно вымыть.
Кстати, не перепутайте туалет с неведомым «кабинетом». В головном вагоне есть дверь без опознавательных знаков, предназначение которой для меня так и осталось загадкой. То ли это охранник сидит, то ли сменный машинист, то ли проводник. Но это точно не уборная. Неизвестное мне лицо РЖД хоть и не стало хамить, но и радости от моего случайного визита не испытало. «Туалет дальше», - отрезало оно и закрыло дверь.
Окна в вагонах не только не тонированы, но и не имеют даже намека на занавески, поэтому солнце может стать достаточно неприятным спутником в дороге. Даже в утренние часы оно ярко слепит и заметно нагревает металлические поверхности в поезде, на которые тут не скупились. Приятный момент – окна имеют фрамуги, которые можно открыть, если в вагоне становится очень душно.
Пожалуй, наиболее приятные впечатления поезд оставил у дачников, которые перевозят с собой просто гигантские тележки со скарбом, и у молодых мам, ведь в вагоне можно без проблем разместить детские коляски. Правда, при посадке в Пскове все эти крупногабаритные вещи доставляют массу хлопот. Из-за низкого перрона в нашем городе посадка в поезд напоминает взятие Бастилии штурмом. Пожилым людям это и без тележек нелегко дается. Вот то ли дело в Питере, где перрон вплотную подходит к выходам из вагонов.
Вагоны оставались полупустыми вплоть до Плюссы. Я уже начал сомневаться, что при такой наполняемости поезд долго проживет. Однако народ постепенно подсаживался, а после Луги свободных мест практически не осталось. Стоя, конечно, никто не ехал, но о том, чтобы прилечь на свободный «диванчик», речи уже не шло.
На вкус и цвет…
Честно говоря, поездка на поезде в Питер оставила у меня противоречивые впечатления. Стоила ли возможность размяться в дороге, сходить в туалет и купить в любой момент кофе 678-ми рублей, вопрос спорный. Комфортность поездки в маршрутке и поезде по соотношению плюсов и минусов в принципе сопоставима.
Сторонники железнодорожного сообщения напирают на безопасность такого путешествия, и тут не поспоришь. К тому же поезд не застрянет в пробке на выезде или въезде в Пулково и ходит точно по расписанию. Да и не укачивает в нем так, как в микроавтобусах, если для кого-то это весомый аргумент.
В то же время маршрутки предлагают гораздо более гибкую ценовую политику, богатую вариативность расписаний и, как правило, заметно меньшее время в пути. В некоторых еще и пару кинофильмов в дороге покажут. В поезде из подобных развлечений только объявления машиниста, которые практически невозможно разобрать из-за динамиков жуткого качества.
К слову, в маршрутках всегда относительно тихо, только музыка на вкус (вернее, его отсутствие) водителя может травмировать ваше чувство прекрасного. В поезде же постоянно и довольно громко коммуницируют: «А мой-то, мой-то давеча, что учудил», «Вера, бросай ты этого алкоголика», «Дустом поливай помидоры, говорю, дустом!». Хотя в целом, терпимо. Наушники спасают.
К тому же пассажиры поезда просто физически не могут ехать четыре часа просто так, не перекусив. В маршрутках кое-как научились не брать с собой «куру и яйки». Все-таки там есть остановки на АЗС, с хот-догами и прочими благами цивилизации. Тут же удержаться сложно, поэтому очень скоро к аромату котиков добавляется стойкое амбре еды.
Вообще, какой-то парадокс получается - проезд в поезде дороже, чем в маршрутке, но едут в нем в основном «бюджетные» слои населения. Дачники, пенсионеры, молодые мамы и военные – это примерно 80% от всех пассажиров. Причем не так много людей с чемоданами, в основном все налегке.
Помнится, в юные годы мне ничего не стоило сорваться и уехать в Питер. Просто так, погулять. Правда, поезд ходил ужасно неудобно. Приезжал поздно, уезжал рано. Приходилось тусить в Питере всю ночь напролет, потому что возможности выехать поздно просто не было. Сейчас для таких приключений возможностей гораздо больше. Как говорится, грех не воспользоваться.
Возможность выбора – это в любом случае приятно. Да и рынок маршруток давно уже пора было немного «потормошить». Правда, я не уверен, что новоявленный поезд станет для них серьезной встряской. Тут что-то все-таки надо делать с ценой билета. На одних льготниках, сдается, он далеко не уедет. Да и возможности оплаты проезда электронным способом не хватает. Не нужно повторять печальный опыт Псковавтротранса по деградации сферы услуг.
Если цена за билет будет адекватной, поезд окажется весьма конкурентоспособной альтернативой маршруткам. Я уверен, многие проголосуют за него рублем. Но на данном этапе преимущества железнодорожного сообщения с Питером для меня лично оказались недостаточно убедительными. Обратно в Псков я возвращался уже на маршрутке - в удобное для меня время и, честно говоря, ни разу не задумался о том, что лучше бы я поехал на поезде.
Леонид Смыслов
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции