Реклама на ЦДИ
 24.11.2024

Инфраструктура / Доступная среда  | весь раздел

В одиночку молодому инвалиду сложно выбрать профессию и найти работу - эксперт

25.09.2018 13:10 ЦДИ, Псков

«Кем быть?» - этот вопрос для 14-18-летних один из важнейших. Особенно сложно найти ответ на него тем, кого принято называть людьми «с ограниченными возможностями». Впрочем, несмотря на сложности со здоровьем и проблемы адаптации в обществе и городской среде - молодые псковичи-инвалиды не сдаются и ищут возможности для профессиональной самореализации.

Помочь им в этом призван проект Псковского городского молодежного центра, который стартовал в апреле этого года в Пскове. В рамках проекта для детей с отклонениями психического и умственного развития проводятся выезды профконсультанта в коррекционные школы, показы мультфильмов о важности профессионального выбора, информирование родителей о возможностях дальнейшего обучения и трудовой занятости детей на базе «Производственно-интеграционных мастерских для инвалидов им. В.П.Шмитца», организация экскурсий для подростков и их родителей или опекунов в мастерские.

Автор проекта Ольга Безъязычная рассказала нам о том, кем мечтают работать подростки-участники проекта, как они делают свой выбор и... при чем здесь мультфильмы.

Ольга Безъязычная (здесь и далее фото предоставлены Ольгой)

Добро пожаловать или Посторонних - не бывает!

- Ольга, как возник проект?

- Профориентацией я занимаюсь на протяжении почти 7 лет. Изначально на базе Молодежного центра всю профориентационную деятельность мы проводили со школьниками общеобразовательных школ. В последние три года нам звонили кураторы по воспитательной работе коррекционных школ и спрашивали, не могли бы мы провести профориентацию для их детей. Но приезжать было не с чем, не было методологии, как таким детям грамотно донести информацию.

Позже я съездила в Санкт-Петербург на профориентационный форум. В нем принимали участие специалисты из различных городов, в том числе представители компании Навигатум, которые презентовали нам мультфильмы о профориентации для младших школьников. Я поняла, что эти видео можно использовать и для детей более старшего возраста, которые учатся в  коррекционных школах: в этих мультфильмах наглядно, очень интересно и доступно объясняется суть различных профессий.

Мы создали проект, получили грантовую поддержку от «Росмолодежи» и смогли купить необходимое оборудование - проектор, ноутбук, комплекс мультфильмов.

Параллельно мы договорились о сотрудничестве с Интеграционными мастерскими. Мы привозим к ним экскурсантов - родителей, детей, чтобы они смогли задать вопросы, смогли воочию увидеть, как там здорово, в каких условиях находятся инвалиды.

Ближе к маю о нашей программе узнали в Псковском колледже профессиональных технологий и сервиса. Представители колледжа рассказали нам о том, что с сентября открывают отделение, которое будет набирать ребят на обучение из коррекционных школ. Они, как и Интеграционные мастерские, имеют лицензию на обучение инвалидов. Мы договорились, что на своих встречах будем рассказывать о нескольких возможностях обучения - презентовать и мастерские, и колледж, чтобы у родителей был выбор, куда отправить своего ребенка.

- Каковы цели и задачи проекта на данном этапе его реализации?

- Главная цель проекта была в том, чтобы замотивировать и родителей, и детей поступать и получать профессию. Особенно это касается детей с инвалидностью. Родители часто думают: мой ребенок - инвалид, он никому не нужен, мы будем сидеть на пособие. Своим проектом мы хотели бы показать, что возможность реализовать себя есть. К тому же трудоустройство инвалидов помогло бы «подразгрузить» родителей. Ведь если дети заняты, допустим, в мастерских, то родители хоть на полставки могут выйти на работу. Иначе они вынуждены сидеть постоянно на пенсии по уходу за ребенком-инвалидом.

- Получается, вы хотите вернуть в общество и детей, и родителей?

- Да, мы хотим их как-то социализировать, показать, что они все-таки нужны обществу, что социум от них не отказывается.

У нас есть большая мечта. Планируется, что кинотеатр «Октябрь» станет центром для молодежи. Очень хотелось  бы, чтобы там было отделение для молодых инвалидов, это стало бы возможностью прямой интеграции в общество. Если все будут находиться рядом - инвалидность перестанет восприниматься как нечто страшное. Я мечтаю, чтобы все находились в одном пространстве в постоянном контакте друг с другом.

- Каким вы видите досуг в этом центре? Какие-то совместные мероприятия?

- Да, среди прочего - и мероприятия. Мы сотрудничаем с Псковской областной организацией Всероссийского общества инвалидов, часто организуем совместные экскурсии. Но хотелось бы, чтобы подобных мероприятий было больше, чтобы люди не замыкались в себе, не сидели дома постоянно, чтобы они чувствовали себя равноправными членами общества.

1+1

- Насколько молодые люди-инвалиды, живущие в Пскове, мотивированы на получение профессии?

- У всех по-разному. Если это ребята из коррекционной школы - да, им профориентационная работа очень интересна, они обратную связь всегда дают. Мы боялись, когда в первый раз пришли с мультиками, не знали, как подростки будут реагировать на видео. Очень было приятно, что ребята с открытыми ртами смотрели эти мультфильмы, потом задавали вопросы, с интересом обсуждали, кто кем хочет стать. Чувствовалось, что для них важно получить профессию и чувствовать себя нужным.

Если говорить об инвалидах, то с ними сложнее. Те, кто постарше, замыкаются в себе, их тяжеловато «расшевелить». Многим страшно - какой-то важный момент был упущен, и они остались один на один со своей проблемой. В идеале интеграция инвалидов должна начинаться как раз со школьной скамьи, когда они больше завязаны на социум, а не тогда, когда они остались в одиночестве.

- Выходит, что проблема трудоустройства инвалидов теснейшим образом связана с вопросами профориентации, и во многом ее корни - не только и не столько в инвалидах, сколько в обществе, в готовности социума как можно раньше подумать о будущем людей с ограниченными возможностями?

- Да, одному человеку эту проблему не решить. Часто случается, что у человека и есть желание работать, но, по требованиям трудового законодательства, его рабочий день должен быть сокращен - а значит, снижается и заработная плата. Пособие по инвалидности не у всех «дотягивает» до прожиточного минимума - таким людям доплачивают компенсацию, которая пропадает, если инвалид трудоустроен. В итоге, работая, он получает ту же сумму, которую получал бы в качестве доплаты. Смысла и стимула работать - никакого. Мы обсуждали эту проблему и с комитетом области по труду и занятости, и с руководством Интеграционных мастерских, и с региональным обществом инвалидов - пока решить ее тяжело.

Непрестижных профессий не бывает!

- К каким профессиям более склонны подростки с инвалидностью?

- Компания «Навигатум» предоставляет различные профессии - высшего и среднего образования. Для нашего пилотного проекта мы выбрали направления среднего профессионального обучения, понимая специфику нашей аудитории. Надеемся, что в дальнейшем тематику можно будет расширить, но зависит это не только от нас. Мультфильмы создаются очень долго, одна серия выходит раз в полгода-год.

Среди профессий, о которых рассказывается в мультфильмах, - автослесарь, электрогазосварщик, строитель, токарь, закройщик, фермер (в рамках городской среды), сантехник, металлург. Мы уже презентовали эти видео в 1-й и 2-й коррекционных школах. Ждем заявки и от других учебных учреждений. Мы берем только Псков: до Великих Лук нам пока далековато. Есть еще возможность индивидуальной профориентационной работы - надо сказать, что есть родители, которые настроены на такой диалог.

- Занятия проводятся платно?

- В рамках проекта «Инклюзивная профориентация» все мероприятия проводятся бесплатно.

- Сколько примерно детей потенциально могут стать участниками вашего проекта?

- Если говорить о выездах в школы, то группы были разные - в среднем от 25 до 40 человек. Изначально планировалось вовлечь в профориентационную работу 120 участников, но в реальности количество ребят выросло до 186: мы пошли навстречу желанию кураторов по воспитательной работе включить в проект ребят младшего школьного возраста.

- Какие эмоции, мысли вызвали ваши занятия у школьников?

- Мы разговаривали с ребятами сразу после просмотра мультфильмов. Все были очень заинтересованы, задавали вопросы, спрашивали, когда будем показывать мультик про профессию повара или автослесаря, а будет ли профессия «пожарный». Неожиданно активно поддержали наш проект кураторы по воспитательной работе, они очень помогли в планировании занятий. Мы переживали, что школы не захотят участвовать в наших инициативах, но все пошли нам навстречу, нас хорошо встречали, сейчас многие звонят и приглашают в гости.

- А какой мультик вызвал наибольший интерес?

- У мальчиков - про автослесаря. У девочек - про повара. Мы, кстати, попытались разбить гендерный стереотип профессии, рассказывали, что прекрасные повара и модельеры есть и среди мужчин. И в мультфильмах об этом тоже говорилось.

«Профессионалы будущего»

- Каковы ближайшие планы профориентационного отдела Молодежного центра вообще и проекта «Инклюзивная профориентация» в частности?

- В октябре мы продолжим работу с коррекционными школами. Также в рамках проекта мы планируем создать видеоролик о Колледже - подобный тому, в котором мы рассказываем об Интеграционных мастерских. Тогда на родительских собраниях нам будет проще презентовать возможности получения профессии разных направлений.

Продолжатся и бесплатные экскурсии в Интеграционные мастерские. Группой ехать удобнее - поездка бесплатная, гостей проводят по всем отделениям, рассказывают обо всех нюансах работы. Раз в два-три месяца будем объявлять набор - если будет организовываться группа из 4-6 человек, будем выезжать. Узнать подробности всегда можно по телефону нашего Центра - (8112)56-41-88. Мы всегда рады желающим!

Что касается работы вне проекта, то в октябре состоится консультация по трудоустройству, которую ежегодно готовит наш отдел. В ноябре мы планируем большое мероприятие для общеобразовательных школ - «Профессионалы будущего». Вообще стоит отметить, что профориентация стала пользоваться большим спросом, нам еще в середине сентября начали звонить школы с вопросами о ноябрьском мероприятии, многие уже записываются для участия. Мероприятие регулярное, и школы его ждут.

На «Профессионалах будущего» мы выбираем самые востребованные профессии по итогам размещения вакансий в нашей специализированной группе во ВКонтакте и приглашаем представителей этих профессий. В последнее время часто это повара - в Пскове представители этой профессии очень востребованы из-за обилия ресторанов и кафе. Профи рассказывают, почему пошли в эту отрасль, чем она интересна, каких высот можно в ней достигнуть. Конечно, мы стараемся выбирать харизматичных ораторов, чтобы они могли зажечь интерес у ребят.

Наши встречи наглядно демонстрируют: успеха можно достичь в любой отрасли, главное - стремиться к успеху и вкладываться в себя. Непрестижных или «неденежных» профессий не бывает, если человек знает и любит свое дело. Мы показываем, что все профессии нужны, что труд каждого - инвалида в том числе - важен для нашего общего будущего!

Беседовала Елена Никитина



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают