Реклама на ЦДИ
 27.03.2025

Инфраструктура / ЖКХ  | весь раздел

Роспотребнадзор и жилинспекция: задачи по ЖКХ с двумя известными. Куда и на что жаловаться псковичам

12.12.2012 08:55 ЦДИ, Псков

Куда жаловаться на занесенный снегом двор, если управляющей компании не дозвониться? Ответ в конце текста

Знаете ли вы, что до 50% обращений в управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области (Роспотребнадзор) приходят, что называется, «не по адресу»? Жалобы-«потеряшки» не выбрасываются в мусор и не идут на растопку печурок – они в соответствии с регламентом перенаправляются в службы, которые непосредственно отвечают за решение проблемы, чаще всего - в псковскую жилинспекцию. Функции обоих ведомств достаточно жестко разграничены, каждая служба занимается своим делом - хотя бы уже по той причине, что двум ведомствам нельзя проводить проверку в одной и той же организации: на них могут наложить штраф.

На минувшей неделе Роспотребнадзор (федеральное ведомство) и жилищная инспекция (государственная региональная служба) рассказали, какие жалобы они принимают и где лежит чье поле ответственности. По мнению ведомств, такое разъяснение помогло бы псковичам и жителям близлежащих районов избежать ненужной траты времени при переписке с разными госструктурами. Впрочем, несмотря на достаточно четкие разграничения сфер влияния, рассказ не обошелся без неприятных неожиданностей. Но обо всем по порядку.

Роспотребнадзор

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области реагирует, прежде всего, на жалобы лиц, в отношении которых нарушено право на информирование об оказании услуг ЖКХ. Например, существует перечень информации, обязательной для публикации в квитанциях по оплате услуг ЖКХ (информацию смотри ЗДЕСЬ). Оговорен и список сведений, которые должны быть вывешены в подъездах многоквартирного дома (смотри ЗДЕСЬ ). Если чего-то не хватает – вам прямая дорога в псковский Роспотребнадзор, но стоит отметить, что служба оценивает не столько полноту представленной информации, сколько ее наличие. Административная ответственность также возникает в том случае, если управляющая компания  не реагирует на заявления в положенный трехдневный срок.

Кроме того, Роспотребнадзор вправе изучать договоры жильцов с домоуправляющими компаниями на предмет отсутствия в них пунктов, ущемляющих права потребителей. «Проверять, как выполняются условия договора с УК, мы не можем. Потребитель, который обратился в суд с иском, может пригласить специалиста Роспотребнадзора для дачи заключений консультационного характера – при наличии письменного заявления (претензия, акт, заключение)», - уточняет глава псковского Роспотребнадзора Александр Нестерук.

Служба Роспотребнадзора не только защищает права потребителя, но и продолжает выполнять традиционные для ведомства функции – в части контроля за соблюдением санитарных правил содержания домов. В ведении управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области находятся, в частности, такие проблемы, как санитарное состояние лестниц, уборка территорий дворов, содержание мусорных контейнеров, уборка мусора.

Еще одна «вотчина» Роспотребнадзора – контроль за соблюдением санитарных норм допустимого уровня шума, производимого вентиляционными системами, водопроводно-очистительными сооружениями, бойлерными. Зачастую, как например, в случае с жалобами на шум ресторана или круглосуточного магазина, специалистам Роспотребнадзора приходится выезжать на замеры ночью.

Реже, но все же встречаются в практике Роспотребнадзора следующие жалобы:

- на проблемы, связанные с санитарно-гигиеническим состоянием подвалов (неудовлетворительная работа канализационных систем, неприятные запахи, дератизация);   

- на неудовлетворительный температурно-влажностный режим в многоквартирных домах. Стоит оговориться, что Роспотребнадзор не занимается техническими вопросами водоснабжения. Но если из вашего крана перманентно течет чуть теплая вода, - вам стоит позвонить в службу.

Государственная жилищная инспекция

Государственная жилищная инспекция  (ГЖИ) - это самостоятельное структурное подразделение системы органов исполнительной власти. Главная задача ГЖИ – контролировать соблюдение и обеспечение законных интересов, прав граждан и государства в процессе предоставления населению коммунальных и жилищных услуг, которые должны отвечать требованиям стандартов качества. Эта инспекция также следит за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Больше половины обращений, поступающих в Роспотребнадзор, - находятся в компетенции ГЖИ.  В числе прочих это  жалобы на неудовлетворительное техсостояние  домов, лестничных площадок, на несвоевременное проведение косметического и капитального ремонта помещений, канализационных и водопроводных систем. Проще говоря,  жалобы на качественные характеристики услуг, касающихся  содержания и ремонта жилого фонда многоквартирных домов.

Представители государственной жилищной инспекции вправе принимать участие в работе комиссии по приемке жилых домов после реконструкции или капитального ремонта.ГЖИ наделена также полномочиями рассматривать дела о правонарушениях, при необходимости налагать штрафы на домовладельцев, организации и на граждан и применять другие санкции финансового порядка, если обнаружится несоблюдение требований по содержанию, использованию и ремонту жилых домов, а также относящихся к ним территорий.Не должны прощать инспектора и игнорирование требований, связанных с устранением выявленных недостатков.

Обязанностей у ГЖИ тоже немало, и главная из них – проводить периодические инспекционные обследования подконтрольных объектов на предмет соблюдения технологических требований.

Надо сказать, иногда банальная перепланировка квартиры без соответствующих разрешений может иметь следствием не самое приятное знакомство с инспекторами, которые обладают всеми возможностями для того, чтобы добиться восстановления исходного состояния жилья.

Роспотребнадзор VS жилинспекция

Вроде бы теоретически всем ясно, кто за что отвечает. Но на практике все же есть один вопрос, который является предметом давнего спора двух ведомств. Причем не только в Псковской области, но и в других регионах страны.

Проблему озвучил начальник псковской ГЖИ Анатолий Баранов: кто является адресатом  обращений граждан по вопросам правомерности начисления платежей за коммунальные услуги. На сегодня жилинспекция не имеет полномочий проводить проверки по начислениям в ситуациях, когда человеку кажется, что его обманывают.

Раньше этим занимался Роспотребнадзор, но сейчас, по мнению Анатолия Александровича,  «данная служба необоснованно отстранилась от выполнения этой функции». По его словам, обращения такого рода довольно частые, но оснований для проверки у ГЖИ нет. Впрочем, в инспекции, штат которой укомплектован пятью сотрудниками, нет и специалистов, которые могли бы разбираться в тонкостях тарифных хитросплетений. «Пока порядок не будет принят – мы не можем работать. Легче нам от этого не станет работать. Кстати, в Санкт-Петербурге, где сложилась схожая ситуация, городская жилинспекция обратилась в прокуратуру с иском к Роспотребнадзору», - отмечает Анатолий Баранов.

Позиция Роспотребнадзора по данному вопросу достаточно категорична: раньше занимались – теперь не можем дублировать полномочия, предоставленные жилинспекции. Все полномочия расписаны Жилищном кодексе. По словам начальника отдела по защите прав потребителей Ларисы Пышьевой, «все имущественные споры разрешаются в суде». Роспотребнадзор и жилинспекция могут только оказывать консультации. А свои финансовые вопросы граждане должны решать сами.

Юристы псковской областной общественной организации защиты прав потребителей «Наше право» предположили, что, возможно, вопрос о правомерности начисления коммунальных платежей находится в ведении госкомитета Псковской области по тарифам и энергетике . Но, как рассказывает глава ГЖИ Анатолий Баранов, этот вариант тоже не подходит: «Госкомитет по тарифам пересылает такие обращения нам. Они рассматривают только вопросы правильности тарифа. Допустим, если вместо положенных 4 рублей с вас взяли 5. Но если с вас взяли 4 рубля, а кубы посчитали неверно, - эта проблема уже не в их компетенции».

Таким образом, пока что вопрос остается открытым…

И напоследок

Самым любознательным читателям ЦДИ мы предлагаем найти ответы на пару головоломок из сферы ЖКХ.

Задача №1

Вы купили квартиру в доме начала века. Включили стиральную машину – и каюк электричеству. Оказывается, в вашем договоре забыли прописать нормы по нормам электропотребления. Куда вы будете жаловаться?

Задача №2

У вас во дворе снег как будто знал, что дворник отсутствует, и – соответственно падал. Домоуправление тоже в упадке: до них не дозвониться, а все попытки найти ответственных заканчиваются знакомым «приходите завтра». Что вы выберете – будете дожидаться весны или пойдете искать на них управу? Если вы выбрали второй вариант, то вопрос вслед: куда пойдете?

Задача №3

В вашем доме медленно, но верно, образовалось царство Крысиного короля. Вы просите домоуправление провести дератизацию, но  оно отказывает вам на основании того, что в приложении к вашему договору с УК данная услуга не указана. Если жаловаться, то кому?

Правильные ответы:

1.       Роспотребнадзор

2.       Пойду в жилинспекцию (удивительно, но после снегопада, прошедшего в Пскове полторы недели назад, в эту службу не поступило ни одной жалобы на плохую уборку дворовых территорий от заносов. А вот в Роспотребнадзор – звонили).

3.       Роспотребнадзор.

Елена Никитина



Распечатать:     Комментарии: 4
12.12.2012 11:25
...городишко настолько мал, а люди НИЧЕГО не знают - куда звонить, куда идти. Позор на весь Северо-Запад. Дворы завалены снегом хуже, чем в блокаду Ленинграда. Да что дворы - пройдитесь по Советской по четной стороне от Свердлова до Дома Подзноева. Еще не падали там?
2
2
Анна
21.01.2016 17:06
Рокоссовского 3, 3А,5! Во дворе на детской площадке сооружается гараж без разрешения!!! в желконторе даже разговаривать не хотят по этому вопросу! Под "грибком" распивают, гараж строят.....а детям то где гулять?! домоуправление №10 совершенно не занимается вопросами. связанными с облагораживанием двора. У магазина "Хлеб" в нашем дворе устроена стоянка машин на пешеходной дорожке. Утром невозможно проходить от дома 3А до арки! всё заставлено. Инспекторы гаи на вызове отвечают, что это "проезжая часть"!!!!! НЕТ ПОРЯДКА! только ВЫ МОЖЕТЕ НАМ помочь! СПАСИБО
2
0
Анна
21.01.2016 17:06
Рокоссовского 3, 3А,5! Во дворе на детской площадке сооружается гараж без разрешения!!! в желконторе даже разговаривать не хотят по этому вопросу! Под "грибком" распивают, гараж строят.....а детям то где гулять?! домоуправление №10 совершенно не занимается вопросами. связанными с облагораживанием двора. У магазина "Хлеб" в нашем дворе устроена стоянка машин на пешеходной дорожке. Утром невозможно проходить от дома 3А до арки! всё заставлено. Инспекторы гаи на вызове отвечают, что это "проезжая часть"!!!!! НЕТ ПОРЯДКА! только ВЫ МОЖЕТЕ НАМ помочь! СПАСИБО
2
0
MoPUnfamb
10.12.2016 05:16
ЭkCkлюзивнOE предл0женИE для нАCТOящИХ цEHИтeлEй кAчеСTВеннoго ЗВуkА.

T0льк0 Здеcь вo3M0жHO приобРEсTИ пoPa3Итeльный пРодУKT, Koтoрый дaCт BозмoжнoСТь нAсладится дEйсТвительHo MOщHым И kPаcИВыM ЗВуKoМ.

только для члEHOВ kлубa!
0
0

Добавить комментарий   Правила

Ваше имя:
Сообщение:

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.