Реклама на ЦДИ
 23.04.2024

Досуг / Путешествия  | весь раздел

Полицейский мост и инкогнито-путешествие в Европу: выходные в Пушкинском Заповеднике

11.02.2016 13:34 ЦДИ, Псков

Эти выходные (как, собственно, собственно, и вся неделя) в «Михайловском» особенно богаты на гостей - слишком уж много годовщин в начале февраля. Скорбная - день памяти поэта, 10-го. Светлая, по-домашнему тёплая - день рождения (14-го) и, вслед за ним именины (16-го) пушкинского «дядьки» и «домового», легендарного директора послевоенного музея Семёна Гейченко.
 
За камушек отвечу…
 
Как раз в День памяти Пушкина в музее открыли новую выставку - ради её одной можно приехать в Святогорье в эти выходные. В зале 22 листа - «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» в иллюстрациях Игоря Шаймарданова, замечательного театрального художника, которого своим по праву считают и псковичи, и петербуржцы и даже актёрский народ в далёком Ижевске. Что уж говорить о пушкиногорцах, они чуть ли не первые в этом ряду — ведь столько работ Игоря Дмитриевича (и традиционных, маслом писаных, и выполненных в оригинальной, Шаймардановым изобретённой технике «царапок») посвящены Михайловскому. И михайловскому Пушкину - живому, не бронзовому…
 
Игорь Шаймарданов. День птиц (2005). Из собрания Пушкинского Заповедника 
 
И даже в новых иллюстрациях Пушкин то и дело является собственной персоной: слушает старика Вырина, любуется милой дочерью его Дуней. По признанию художника, именно со «Станционного смотрителя» началась его работа над этим пушкинским циклом. «Это потому что «деревенская» тема мне ближе всего, я — парень простой, дальше скамейки не рисую», — отшучивается художник. Впрочем, на полном серьёзе тему простоты, за которой, на самом деле, стоит колоссальная традиция, подхватывает доктор филологии Илона Мотеюнайте: «Это своего рода вызов интеллектуальной постмодернистской игре, бессмысленной и беспощадной».
 
Из иллюстраций Игоря Шаймарданова к повести Пушкина «Станционный смотритель»
 
О традициях на материале новых пушкинских иллюстраций Игоря Шаймарданова, действительно,  можно говорить долго. Ну, например, сказать о том, что во всех «картинках» к «Барышне-крестьянке» использованы прямые «цитаты» из классической живописи: художник использует композицию и колорит полотен Венецианова и художников его школы — Григория Сороки, Евграфа Крендовского. Всё это будто бы и не всерьёз, конечно, — как дочь барина Лиза Муромская переодевается в дочку кузнеца Акулину, так и художник XXI века «примеряет на себя» костюм члена Петербургской академии художеств, и костюмчик-то — сидит…
 
Евграф Крендовский «Сборы на охоту» (хранится в Третьяковской галерее) и иллюстрация Игоря Шаймарданова к повести Пушкина «Барышня-крестьянка»
 
Ещё один момент — умение «предоставить слово» вещи, бытовой или архитектурной детали, заставить её рассказать о  человеке, который её создал или ей владеет. Это умение (отличающее и всякого хорошего музейщика, заметим)  в высшей степени было свойственно многим «венециановцам». Оно же, в совокупности с точностью,  —  просто хороший тон для всякого театрального художника. «Вот сцена у Полицейского моста в Петербурге, — комментирует Игорь Шаймарданов. — Сейчас мост выглядит совсем иначе, я нашёл его изображения на пушкинское время и повторил в иллюстрации. Я отвечаю здесь за каждый камушек».
 
Игорь Шаймарданов. Из иллюстраций к повести «Станционный смотритель» 
 
Муза без имени
 
И ещё о традициях: в память о Семёне Степановиче Гейченко в преддверии его дня рождения в музее открывают традиционные, в нынешнем году уже XIX музейные чтения. Конференция стартует в пятницу, 12 февраля, но тот, кто приедет в музей только на выходные, сможет попасть, к примеру, на субботнее заседание. В этом году чтения назвали «Приют, сияньем муз одетый…», имея в виду не только и даже не столько Тригорское, о котором писал Пушкин, а музей (само это слово произошло от греческого μουσεῖον - Дом Муз). Особенно - современный музей, где ежедневно, ежечасно происходит синтез всех искусств. Разумеется, в свете того, что наступивший 2016 год объявлен в России Годом отечественного кино, «главной героиней» чтений, как планируется, станет самая молодая, древним грекам не известная и поэтому безымянная муза кинематографа - хотя бы потому, что ни одно музейное собрание сегодня не обходится без кино- и видеофондов, материалы которых активно используют и при создании экспозиций, и в процессе их обслуживания, и для научной, исследовательской работы, прочее, прочее.
 
Одним словом, очень много интересного ожидается на чтениях, заседания которых проходят в Научно-культурном центре музея и совершенно свободны для посещения.
 
Инкогнито из Петербурга
 
Слово «лекция» тоже пугает многих своей потенциальной академичностью, «серьёзностью и наукообразностью», однако как часто эти «пугливые» оказываются в проигрыше, лишая себя возможности узнать действительно интересные вещи! 
На воскресенье, 14 февраля, в «Михайловском» назначена одна из таких лекций - о путешествии «графа и графини Северных» по Европе. Именем дю Нор - как венецианской маской, немногое, по сути, скрывающей - полтора года (1782-1783) называли себя Павел I, тогда ещё не император, а «всего лишь» великий князь, наследник Российского престола, и его супруга Мария Фёдоровна. Венценосная пара посетила Польские земли, Австрию, Италию, Францию, Нидерланды, Бельгию, Швейцарию, Германию. И везде заводила полезнейшие для России политические и культурные связи, принимала щедрые дары (чего стоят, например, 18 латинских и итальянских рукописей, касавшихся истории Лжедмитрия!..) или покупала шедевры живописи, графики и скульптуры (они и доныне украшают коллекции Эрмитажа, дворцов-музеев в Павловске, Гатчине, Царском Селе…), присматривалась к новым веяниям в архитектуре, садово-парковом искусстве, да даже к тогдашним модам!
 
Офорт А. Лаццарони «Приём папой Пием VI графа и графини Северных 8 февраля 1782 года» (1801). Из собрания Государственного музея-заповедника «Павловск»
 
Лекция «Блестящее путешествие. Граф и графиня Северные в Европе» также пройдёт в рамках дней памяти С.С. Гейченко и  обещает быть тем более интересной, что читать её будет Юрий Мудров - известный исследователь культуры, который про искусство, в буквальном смысле слова окружающее русских царей в XVIII-XIX веках, знает поболее многих и многих.
Юрий Витальевич начнёт свою лекцию в 14.30, а всех желающих её послушать (совершенно свободно, разумеется) ждут в музейной научной библиотеке, расположенной на втором этаже заповедного Научно-культурного центра.
 
Музеи и выставочные залы Пушкинского Заповедника работают с 10.00 до 17.00, кассы открыты до 16.30. Цена билета в зависимости от объекта показа (дом-музей, отдельная выставка и так далее) и статуса посетителя (студент, пенсионер и так далее) варьируется от 10 до 120 руб., на выставку в «Льняном амбаре» вход свободный.
 


Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.022670984268188