Реклама на ЦДИ
 04.12.2024

Досуг / Выставки  | весь раздел

В Псков переехал уникальный музейный экспонат из Мемориального музея-усадьбы Н.А. Римского-Корсакова

01.11.2016 09:50 ЦДИ, Псков

В фойе главного здания Псковского музея-заповедника в рамках проекта «Выставка одного предмета» началась неделя нового экспоната. Как сообщили ЦДИ в пресс-службе музея, это клавир оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» с автографом Н.А. Римского-Корсакова (0+)
 
 
Примечательно, что в проекте «Выставка одного предмета» впервые участвует памятник истории, который всё остальное время хранится не в самом Псковском музее-заповеднике, а в одном из его филиалов. А именно, в Мемориальном музее-усадьбе Н.А. Римского-Корсакова в деревне Вечаша Плюсского района. 
 
Он покинул своё постоянно место ради того, чтобы принять участие в «Выставке одного предмета», приуроченной к 10-летию Псковского колледжа искусств им. Н.А. Римского-Корсакова. 
 
Автограф композитора на клавире из собрания Псковского музея-заповедника адресован М.О. Штейнбергу - ученику Н.А. Римского-Корсакова, к которому тот обращается с просьбой проверить корректуру. 
 
«Римского-Корсакова и Штейнберга связывала не только творческая дружба, но и семейные узы, - рассказывает заведующая отделом научно-фондовой работы Ольга Васильева. - Ведь Штейнберг женится на младшей дочери композитора Надежде, внучка которой Н.Д. Толмачева и передала в 1988 году в наш музей этот клавир». 
 
 
По словам Ольги Васильевой, Николай Андреевич Римский-Корсаков был необычайно счастливым в семейной жизни человеком. Его дети не только относились к нему с глубочайшим уважением, но и сумели передать это уважение своим потокам. Именно поэтому и в Санкт-Петербурге ими создан музей Римского-Корсакова, и в Тихвине, где он родился, и в Псковской области. 
 
В Псковском музее-заповеднике также хранится искусный портрет Римского-Корсакова в технике резьбы по дереву, выполненный преподавателем бывшего училища декоративно-прикладного искусства, а ныне областного колледжа искусств Пикалёвым. На этом портрете композитор изображён в очках, так как у него было очень слабое зрение.
 
 
Известно, что Римскому-Корсакову в работе всегда помогала его супруга – Надежда Николаевна. Она делала правки в его партитурах, а иногда и сама писала их под его диктовку. Кстати, заметила Ольга Васильева, в Мемориальном музее-усадьбе Римского-Корсакова хранится также золотая ручка жены композитора, подаренная туда их правнучкой. 
 
В клавире, который выставлен в фойе главного здания Псковского музея-заповедника на улице Некрасова в Пскове, имеется множество пометок Римского-Корсакова. Например, такая: «Если театр не имеет необходимого набора шести колоколов, то постановка «Сказания» становится невозможной». «По всему видно, что композитор продолжал улучшать свою оперу даже после издания партитур, добиваясь её безупречного звучания», - подчеркнула Ольга Васильева. 
 
В своей предпоследней, четырнадцатой, опере, премьера которой состоялась 7 февраля 1907 года в Мариинском театре, Римский-Корсаков обращается к народным легендам и напевам. Ведь его мать была крепостной крестьянкой и с детства заложила в нём любовь традиционной культуре. 
 
Чтобы точнее передать в своих произведениях отголоски народной музыки, композитор использовал разнообразные народные инструменты. В фондохранилище Псковского-музея заповедника хранятся балалайки, гусли и домры того времени. А что самое интересное, имеется даже балалайка, изготовленная на родине композитора, под Плюссой, в то самое время, когда он там жил. 
Кроме того, в Доме Массона можно увидеть несколько вариантов ещё одного почитаемого Римским-Корсаковым народного инструмента – вероятно, древнейшего. Это жалейка - дудочка из бересты, к которой прикреплялся коровий рог. Несмотря на кажущуюся простоту этого музыкального инструмента, игра на нём требует особого искусства, предупреждают специалисты. 
 


Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают