Реклама на ЦДИ
 20.04.2024

Бизнес / Status Media  | весь раздел

Ректор ПсковГУ: Миссия университета - подготовка высококвалифицированных специалистов, необходимых Псковской области

05.02.2014 13:36 ЦДИ, Псков

В этом году исполнилось всего два года с момента образования Псковского государственного университета. Но назвать университет молодым нельзя – вуз имеет огромный багаж традиций учреждений, которые вошли в его состав.

О том, как развивается университет, какими успехами он гордится, а также о тенденциях в высшем профессиональном образовании и его задачах на сегодня рассказал ректор ПсковГУ Юрий Демьяненко в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

-  Юрий Анатольевич, каковы особенности системы высшего профессионального образования сегодня? На какие «вызовы» необходимо отвечать вузам?

- Особенности высшего образования Псковской области мало отличаются от тех особенностей, которые сегодня присутствуют в высшем образовании всей России. Это диктуется, прежде всего, мировыми тенденциями в экономике, в общественной жизни, в политике. Уже набившее оскомину слово глобализация – состоявшийся факт. И уже никуда не денешься от этого слова и от системы глобализации всего мирового пространства. Но есть еще и некоторые, на мой взгляд, объективные обстоятельства, которые диктуются временем. В этом плане мне очень близки слова нашего замечательного ученого Владимира Ивановича Вернадского о том, что будущее человечества связано с развитием науки и образования не по отраслям, а по проблемам. Он сказал об этом еще в начале XX века, и сейчас сбываются слова великого человека. Сегодня уже падает спрос на узкопрофильных специалистов.

Кстати, во всем мире еще раньше пришли к этому выводу. Поэтому и оперативно перестроилась система высшего образования. Поэтому в 80-е годы начались, а в 90-е шли очень активно болонский процесс, реформирование высшей школы, к которому на рубеже XX-XXI века подключилась и Россия. Смысл этого процесса в том, чтобы система подготовки специалистов удовлетворяла потребности общества в экономике, в социальной сфере, в политике, в бизнесе в соответствии с теми тенденциями, о которых я сказал.

Большинство родителей наших потенциальных абитуриентов (а я с ними общаюсь, особенно в весенний период, когда начинается активная работа по профориентации выпускников) не понимают, что такое бакалавриат. Это один из вызовов профессионального образования, который сегодня существует: система российского высшего профессионального образования перестраивается на многоуровневую систему. Я не могу сказать, что сегодня мы полностью  перестроились. Наверное, на бумаге это так выглядит, но надо перестроить умы не только населения, выпускников школ, но и самих работников высшей школы. Могу массу примеров привести. Мы, став государственным классическим университетом, приняли традиции двух вузов и трех средних профессиональных учреждений образования, которые также вошли в состав университета с их программами, с их образовательными направлениями, с факультетами. Чтобы перестроиться на рельсы классического университета, многое сделано: адаптированы программы, введены новые образовательные направления, расширен спектр образовательных услуг, который необходим Псковской области.

Нам сегодня необходимо понимание того, что нужно региону. Это очень важно. Потому что миссия университета заключается в подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных, обладающих разными компетенциями, в том числе и культурными, выпускников, необходимых для Псковской области, как области, входящей в систему стран Балтийского региона.

- Вы сказали, что ПсковГУ молодой университет и в то же время богатый традициями вошедших в его состав образовательных учреждений. Какими достижениями и успехами вуза Вы гордитесь?

- Я горжусь тем, что мне довелось работать в профессиональном компетентном коллективе, который смог за исключительно короткое время  понять, на какие рельсы поставить университет. Самая главная моя гордость – я оказался в этом коллективе, среди этих людей.

В конце 90-х годов в Москве проходила конференция, посвященная парадигме развития классических университетов. На ней было заявлено, что классическим университетом можно считать вуз, который в течение 20 лет работает по программам классического образования, в том научном направлении, которое необходимо классическому университету. Для этого нужно как минимум 20 лет. Вот почему я говорю, что мы сегодня на начальном этапе своего развития. Тот университет, каким он должен стать в окончательном варианте - это будущее. Но мы сегодня закладываем фундамент. Я горжусь тем, что мы смогли буквально в первый год работы всем коллективом составить программу своего развития, и срок в 20 лет нам удалось сократить в два раза.

Мы перед собой поставили цель: за первый год объединиться и понять то, что мы хотим, еще два года мы себе дали на то, чтобы сделать фундамент академической и управленческой структуры. Еще 6 -7 лет нам нужно, чтобы проанализировать то, что мы делаем, заявить о себе как о классическом университете. Хотя в принципе мы позиционируем себя именно так: классический государственный псковский университет. В классическом университете процент кандидатов и докторов наук должен быть 50%. У нас из почти 600 преподавателей 70% - доктора и кандидаты наук. Это очень серьезная научная составляющая, и мы смогли уже в течение первого года сделать заявку в министерство образования, чтобы нам дали средства на развитие программы Стратегического развития. В Министерстве образования сегодня 55 вузов получают средства на эту программу, в том числе и Псковский государственный университет.

Уже к концу первого года работы коллектив смог заявить себя не только как образовательное и научное сообщество, но и как сообщество, которое заботится о воспитательной работе. Я знаю, что достаточно большое количество вузов в России считает, что воспитательной работой заниматься не надо. У нас иные подходы, и когда министерство образования объявило конкурс на лучшую постановку воспитательной работы, мы приняли в нем участие и стали одними из победителей. Нам дали еще 28 млн. руб. на два года. В конце прошлого года был подведен итог работы по развитию студенческого самоуправления, и мы опять вошли в число вузов, признанных победителями в этой работе. Нам выделены еще 20 млн. руб. на развитие студенческого самоуправления.

- Какие кадры необходимы сегодня нашему региону? Каким отраслям особенно нужны квалифицированные специалисты?

- Это тема, которой вплотную занимается наш университет. Мы поставили перед собой задачу провести мониторинг профессионального образования в Псковской области. Какое образование сегодня дает наше учреждение, каких специалистов мы выпускаем, будут ли они необходимы нашей области, России или мы работаем «на  корзину»? Этим мы занимаемся: создан центр кадрового потенциала и образовательной логистики. Мы исходим из того, что администрация области разработала программу развития экономики на 10 лет. Одним из фундаментальных ее составляющих является развитие промышленных производств. Без этого благосостояние Псковской области, на мой взгляд, если и будет улучшаться, то косметически. Капитально изменить благосостояние псковича сегодня могут только производства. Такая программа сегодня существует. Только слепой может не видеть те успехи, которые сегодня есть в сельском хозяйстве (животноводческие комплексы, агрогородки) или в социальной сфере (центры сердечно-сосудистой хирургии, которых уже три в Псковской области). Но все-таки самое главное - создание производств. Поэтому в рамках программы запланировано создание высокотехнологических производств в электронике, в машиностроении, в фармацевтике, логистике. Все это объединено в особую экономическую зону Моглино.

Экономическая зона – это не есть  государственные предприятия. В экономическую зону должны прийти инвесторы, для которых нужны: привлекательность, налоговые льготы, площадки для создания производств с инфраструктурой и кадры. Проблему кадров можно решить тремя способами. Первый способ: если мы очень богатые, мы строим жилье, создаем инфраструктуру: школы, больницы и т.д. и завозим сюда высококлассных специалистов как из России, так и из-за рубежа. Это возможно, если область богатая. Другой путь – завезти сюда талантливую молодежь, дать им образование и подготовить для работы в экономической зоне «Моглино». Это более экономичный путь. И третье – заинтересовать выпускников школ, чтобы они  не уезжали из Псковской области, получали здесь образование и оставались  работать в Моглинской зоне. Это как раз одно из направлений, над которым работает университет.

Но ведь есть в Псковской области и традиционные промышленные производства, и сейчас они встают на ноги. Это и кабельный завод, и завод электросварочного оборудования, и другие предприятия. Кто-то должен готовить специалистов для них?

Я приехал с семьей в Псковскую область в начале 70-х годов, потому что моя жена по распределению была направлена работать на Псковский домостроительный комбинат. Она закончила факультет промышленного и гражданского строительства, и тогда было всесоюзное распределение. Поэтому даже приветствовалось, что выпускники Псковской области едут поступать в столичные вузы, так как все равно было распределение. Сегодня совершенно иная ситуация, которую можно определить такой фразой: спасение утопающего - дело рук самого утопающего. И если он не будет громко звать на помощь, пытаться не уйти под воду, никому он будет не нужен.

- А вы за распределение или против?

- Я за разумность  любого процесса. В Конституции у нас записано, что это невозможно.  Этого не должно быть.Я не сторонник изменения Конституции. Распределение – это определенное насилие над человеком. Для экономики страны, наверное, это где-то выигрышно. Но мы ведь встали на демократические рельсы развития, значит, этот путь для нас не подходит. Хотя для некоторых отраслей он необходим. Например, в силовые структуры выпускники вузов распределяются. В середине 90-х годов высказывалось мнение о необходимости добиться того, чтобы здравоохранение стало стратегической отраслью. Если здравоохранение станет стратегической отраслью, значит, выпускники медицинских вузов будут распределяться по стране. Наверное, доля истины в этом есть. Но для этого я повторяю: надо менять Конституцию, закон об образовании, надо менять все подходы, создавать другие условия. Классический университет и призван для того, чтобы обеспечить потребности области в тех кадрах, которые сегодня необходимы.

У нас в области был педагогический университет. Мог он взять на себя заботу о подготовке медицинских кадров? Нет, это не его профиль. Как же тогда решать проблему подготовки медицинских кадров? В этом плане мне очень импонирует дальновидность нашего губернатора Турчака Андрея Анатольевича. Четыре года назад он взялся за создание классического университета. Если вы помните, это не афишировалось, громко об этом не кричали. Но это была кропотливейшая, тяжелейшая работа - работа с федеральной властью, с президентом, с правительством. Добившись того, что на Псковщине был создан университет, мы не только сохранили высшее образование - и педагогическое, и политехническое, и юридическое - но сохранили и среднее профессиональное образование. У нас сегодня среднее образование как составная часть университета финансируется федеральным бюджетом. Это очень важно.

Еще важнее – то, что мы создали классическую академическую структуру, на которую можно нанизывать различные образовательные направления. Первые результаты есть? Конечно, открыты медицинское и теологическое направления; инженерно-конструкторское - в нашем филиале в Великих Луках; открыты такие направления, как экономическая безопасность, журналистика и т.д. Сегодня мы очень активно готовим образовательные  программы по рыбному хозяйству. Эти программы затратные, невыигрышные в финансовом плане, но они необходимы области. Союз рыбопроизводителей нашей области обратился в университет с просьбой задуматься над подготовкой кадров как среднего профобразования, так и высшего для этой отрасли. К нам обратились наши предприниматели, которые занимаются общественным питанием. Им просто необходимы специалисты с высшим образованием. Мы и их сейчас будем начинать готовить. Это возможно только в классическом университете. Ни одна лицензирующая организация не пойдет на то, чтобы в педагогическом институте открыть медицинский факультет или факультет для подготовки специалистов по рыбному  хозяйству. Вот еще для чего нужен классический университет. Он просто будет необходим как головное учреждение по подготовке кадров для Моглинской экономической зоны, которая должна подтянуть всю экономику Псковской области.

- Вы коснулись теологического направления. Для чего возникла необходимость открытия такого направления, в каких областях будут востребованы специалисты, обучающиеся по этой программе?

- Мы исходим из того, что наши граждане, проживающие в Псковской области, заняты различными видами деятельности. У них различные политические, религиозные убеждения. Если часть нашего населения посещает церкви – значит, им это надо. С этими людьми должны работать грамотные специалисты. Это не только священники, но и старосты в церковных общинах, и специалисты-теологи в школах, дающие возможность  грамотного образования в этом направлении, это и специалисты  в органах государственной и муниципальной власти, в наших музеях, картинных галереях. То есть очень широкое образование. Да, оно основывается на православных принципах, изучает их. Но и языки, и культура, и лингвистика, и история очень широко представлены в образовательных программах этого направления. Они сегодня нужны. К нам обратился Владыка Евсевий с просьбой развивать это направление, и мы это сделали. У нас есть училище, готовящее регентов, половина этих регентов  после окончания училища уезжает в православные академии, покидает область. Теперь они смогут продолжить свое образование у нас. В России уже больше 100 университетов, где дается теологическое образование. Раз это востребовано – это надо.

Мы второй год только те направления вводим, которые необходимы Псковской области. 28 образовательных программ мы за два года ввели, но все они востребованы, все они прошли экспертизу Попечительского совета. С первых дней работает Попечительский совет во главе с губернатором Андреем Анатольевичем Турчаком, и ни одно направление без санкции Попечительского совета мы не вводим.

- В университете появился факультет медицинского образования. Какие надежды вы на него возлагаете?

- Сегодня, когда уже факультет работает и когда учреждения нам заказывают врачей-кибернетиков, врачей-диагностов, которых готовит  этот факультет, все понимают, что это будут нормальные специалисты. Конечно, области нужны, прежде всего, врачи-лечебники. 1600 вакантных мест по области – врачи и средний медперсонал. Это при том, что ежегодно 70-80 человек область посылает учиться в медицинские вузы страны. Процентов 25-30 возвращаются в Псковскую область в ординатуру, из них меньше половины остается потом работать. Распределения нет, поэтому мы должны у себя в области заниматься подготовкой медицинских кадров.

Недаром же медицинские вузы не готовят бакалавров, они готовят специалистов – 6 лет. Сразу приступить к подготовке, к примеру, хирургов мы не можем, нет у нас такой базы. Поэтому нужно пойти по пути того, чтобы начать формировать эту базу. Создавать не на голом месте, а начать подготовку специалистов-медиков по тем специальностям, которые может осилить университет. Надо делать нашу областную больницу клинической больницей для университета. Мы сейчас создали две медицинские кафедры в университете: кафедру общей медицины и медицинской кибернетики. На очереди создание кафедры клинической медицины, и она будет создаваться в этом году на базе областной больницы. Мы уже выходим туда.

- А где вы набираете специалистов, чтобы работать на этих кафедрах?

- Приглашаем, своих используем. Сегодня 33 студента на медицинском факультете, это не много, это первые ласточки. И на двух кафедрах работает пока 8 человек. Из них  4 человека - доктора медицинских наук, 4 человека – кандидаты медицинских наук. Никто не может упрекнуть нас, что эти кафедры укомплектованы не специалистами. Это специалисты высокого профиля.

Что касается материального обеспечения факультета, не все есть. Например, нет  анатомического театра, который создается не один год. Поэтому мы заключили договор с государственным медицинским университетом им. Мечникова в  Санкт-Петербурге и используем его базу. Наши студенты на месяц выезжали в Санкт-Петербургкий университет им. Мечникова и там работали с преподавателями. Сдали экзамены, зачеты, вернулись сюда. Кстати, ректор университета Мечникова предложил нам на следующий год обратный вариант: к нам присылать студентов, чтобы часть дисциплин они изучали на базе нашего университета, привыкали к работе в территориях. Не секрет, что выпускники столичных вузов в основном остаются в столице работать.

Мы в этом году готовим для лицензирования программы подготовки клинических врачей-психологов и врачей-биохимиков. Наша база позволяет это делать, и я надеюсь, на следующий год на медицинский факультет поступит не 30 человек, а 60. Факультет имеет перспективу, он будет расти.

- Сейчас в государстве большое внимание уделяется здоровью граждан, в частности, акцент на профилактику. Как вузы могут способствовать этой задаче - сохранить здоровье молодежи?

- Да они не способствовать этой задаче должны, а заниматься, ежедневно заниматься. Это мое глубокое убеждение. Поэтому в первый же год работы мы построили бассейн. Спорт – это первое лекарство и первая необходимость для того, чтобы заниматься профилактикой заболеваний и для того, чтобы отвлечь студентов в свободное от учебы время от сегодняшних соблазнов: и наркотиков, и спиртного, и пустого времяпровождения. Во всем мире это так. Но спорт требует определенной базы. Да, мы обладаем спортивными залами. В прошлом году 1 сентября мы открыли зал спортивных единоборств, теперь у нас и это направление; да, мы создали спортивный клуб с порядка 20 секциями. Плавание – замечательный вид спорта. Да, он дорогостоящий, потому что строительство и обслуживание бассейна требует средств. Но мы пошли на это, и многие студенты сегодня занимаются в секции плавания. Более того, ребята из детских садов и школ приходят к нам в бассейн и занимаются в наших секциях. Это наше будущее, потенциальные студенты. Ежедневно с 10 утра до 16 часов на три пары бесплатно студенты приходят в бассейн заниматься физической культурой.

И обязательно мы должны заниматься профилактикой заболеваний в нашем профилактическом медицинском центре. В прошлом году за счет государства более 700 человек пропустили через медицинский профилактический центр. Мы выявляем тех студентов, которые нуждаются в медицинской реабилитации, медицинской поддержке.

В первый же год работы университета мы поставили -  цель сделать ведомственную поликлинику. Чтобы наши преподаватели и студенты не теряли время и не стояли в очередях. И мы построили такую поликлинику. Сегодня она работает в системе обязательного медицинского страхования. Ею уже пользуются не только наши преподаватели, но и члены их семей. Эта поликлиника вместе с первой городской поликлиникой провела диспансеризацию наших студентов от 21 до 24 лет.

Забота о здоровье наших студентов – это важное направление в работе университета.

-Жизнь в университете кипит. Но давайте выйдем из стен университета за его пределы. Поговорим о сотрудничестве с другими регионами и странами.

- Один из путей изменения демографической ситуации в регионе – это привлечение молодежи из других регионов России через образование в нашем университете. В этом году мы приняли ребят из 48 регионов России и 14 зарубежных стран. Университет не может замкнуться в определенном пространстве. Мы провозгласили открытость университета. Наш университет находится на границе России с тремя государствами,  два из которых находятся в европейском экономическом сообществе, и мы должны сделать так, чтобы и наши соотечественники из бывших союзных республик, и коренные граждане этих стран имели возможность обучаться в нашем университете. Определенные сдвиги есть. Два года назад в два вуза – политехнический и педагогический - около 30 иностранцев поступало. А в этом году мы порядка 250 приняли. Это студенты не только из стран СНГ, но и дальнего зарубежья. Довольно много. Но мы прежде всего хотим быть университетом, который давал бы образование нашим соотечественникам, проживающим за рубежом. Потому что у них наибольшая вероятность потом остаться в нашей области. Они знают русский язык, они адаптированы к русской культуре, в университете они получат наше российское образование, а значит, они будут иметь основание остаться в нашей области и меняться будет демографическая ситуация.

Второе направление – это мобильность, как студенческая, так и преподавательская.

Я очень доволен работой нашего управления международной деятельности, которое могло за два года очень серьезно подойти к этой теме, привлечь в университет различные образовательные программы, чтобы мобильность студенческая и образовательная у нас развивалась. Порядка 373 преподавателей в прошлом году участвовали в программах академической мобильности.  Это преподаватели, которые выезжали за рубеж преподавать и преподаватели, которые приезжали к нам из зарубежных вузов. Для сравнения: 57 преподавателей два года назад участвовало в программах мобильности. Рост - в 7 раз.

Если два года назад 72 студента могли участвовать в программах академической мобильности, то в этом году их уже 245. Это и страны северной Европы, и Финляндия, и Швеция, и Дания, и Франция, и Испания, и США, и Китай. Мы сегодня имеем договоры с 55 зарубежными вузами. Это и в научном плане, и в образовательном. Очень меня радует то, что с ближайшим с нами Тартуским университетом, имеющим серьезные образовательные традиции, у нас сложилось добрые отношения. Мы в позапрошлом году провели дни Тартуского университета у нас, в Псковском университете. А в прошлом году наши преподаватели и студенты приезжали в Тарту, и мы провели дни Псковского университета: научные программы, диспуты, спортивные мероприятия… Меня это очень радует. Чем больше вузов, которые будут сотрудничать с нашим университетом, тем более всесторонне развитыми будут наши выпускники.

- В рамках ограниченного времени невозможно поговорить обо всех направлениях. Я желаю вам удачи. А сейчас предлагаю поговорить о премии «Status Media». Вуз номинирован на эту премию. С вашей точки зрения, каковы плюсы/минусы независимой премии?

- Минусов не вижу. Премия призвана для того, чтобы поощрить людей, которые что-то делают в своей отрасли, на своем предприятии, в своей сфере деятельности. И неважно, первое место ты занял или третье. О тебе заговорили, тебя узнали. Я всячески приветствую такие проекты, они должны быть.

- Насколько такие мероприятия важны для экономической и общественной жизни региона в целом?

Конечно, это определенная стимуляция. Это определенный образец для подражания для других специалистов, коллег, наших предпринимателей. Это очень важно, ведь эта премия стимулирует деятельность тех, кто вошел в номинанты. И говорит о том, что их видят, замечают, их работу оценивают.

Когда я говорю о потенциале коллектива университета, я говорю, что потенциал очень сильный. У нас замечательные преподаватели. Мы можем горы свернуть. В этом заключается и работа не только ректората университета и его служб, но и тех проектов, о которых вы говорите, в том числе и «Status Media».

- Как вы считаете, какими критериями должны руководствоваться все, кто будет голосовать за номинантов, при выборе победителей?

- По каждой номинации, наверное, свои критерии есть. И говорить об общих критериях я сейчас не готов. Те, кто следит за развитием этого проекта и участвует в голосовании, для себя определили эти критерии. Очень обидно, конечно, когда недобросовестные участники голосования используют личные мотивы: «Против кого будем дружить сегодня?» Это тоже присутствует. И если у человека есть такие жизненные «ценности», очень сложно его переубедить. Но в формировании жизненных ценностей должна работать и школа, и Псковский государственный университет.

- То есть вы за оценку по результатам деятельности?

- Да, по  результатам деятельности, по тому вкладу, который в общественную жизнь вносит учреждение, непосредственный номинант, личность.

Напомним, ПсковГУ – лауреат премии Status Media 2013 в специальной номинации «Alma mater».

Премия Status Media была учреждена в 2008 году информационным агентством «Псковская Лента Новостей». Она вручается за выдающиеся достижения в экономической, политической, общественной, культурной и спортивной жизни региона.

Вручение премии Status Media за прошедшие пять лет стало новой традицией в общественной и экономической жизни региона. Меняется картина жизни области - меняется и состав участников, перечень номинаций, способы их самопрезентаций, неизменно одно: Status Media - признанный ориентир в деловых и общественно-политических кругах области.



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.04023289680481