Реклама на ЦДИ
 01.12.2024

Бизнес / Деловая среда  | весь раздел

Ваши ставки

18.09.2018 12:35 ЦДИ, Псков

Банк России принял на днях важные для экономики страны решения: неожиданно повысил ключевую ставку рефинансирования, существенно поднял прогноз по инфляции и отказался покупать валюту для Минфина на открытом рынке до конца года. ЦБ дал жесткие комментарии (их как раз ожидали), не исключив нового повышения ставки. Как отразится новая тактика финансового регулятора на деловой жизни страны и стоит ли псковичам бежать в пункты обмена валют - вы узнаете из нашего разговора с президентом Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимиром Зубовым.

- Владимир Анатольевич, с вашей точки зрения, чем вызвано решение ЦБ повысить ключевую ставку?

- Это решение важно для стабилизации курса рубля по отношению к основным мировым валютам - евро и доллару. Динамика, с которой рубль начал падать в последние месяцы, психологически очень жестко действует на большинство населения нашей страны. Сейчас, особенно учитывая, что мы живем в приграничном регионе, мы сравниваем наши прежние возможности и ту заработную плату, которую получаем сегодня. Мы понимаем, что оказались не в выигрыше. 

В данном случае государство пытается остановить ажиотажный спрос на валюту. Это важно уже потому, что за первое полугодие 2018 года вывоз капитала из нашей страны усилился в разы по сравнению с тем же периодом прошлого года. Другая причина - инфляция, которая в настоящий момент, к сожалению, неподконтрольна Центробанку и правительству.

- Какой эффект ожидается от принятого решения?

- Повышение ставки проходит по сценарию 2014 года. Боюсь, что это в значительной мере коснется бизнеса, потому что повышение ставки рефинансирования влияет не только на курс доллара и евро, но и на доступность кредитов. Если банки начали повышать ставки по вкладам, начнут повышать и ставки по выдаче кредитов.

Здесь, как говорят ведущие экономисты, необходим более грамотный именно экономический  а не политический подход к регулированию кредитно-денежных отношений и всей политики Центробанка. Она должна быть направлена на расширение доступа к кредитным ресурсам, деньги необходимо влить в развитие реального производственного и хозяйственного сектора. Сейчас идет масштабное изъятие (стерилизация) денег из реального хозяйственного сектора страны, в результате - уменьшение объемов производства, любой хозяйственной деятельности. Это естественный итог тех процессов, которые инициировал Центробанк. Надеюсь, что из этого будут сделаны грамотные практические выводы, и бизнес все-таки получит финансовые и административные возможности для развития.

Предпринимательские круги смотрят на происходящее не то чтобы выжидательно - все очень надеются на пусть запоздалое, но неизбежное прозрение тех структур, которые управляют деньгами.

- Можно считать повышение ставки началом «прозрения»?

- Это, скорее, вынужденный шаг, который идет вопреки той риторике и практике, которой придерживался и придерживается ЦБ. Других подручных рычагов реального влияния на негативную реакцию рынка на процессы, которые они же сами инициировали, у них не остается. Не мытьем, так катаньем, методом проб и ошибок придется следовать давно известным экономическим законам... Желательно только, чтобы за ошибки отвечали те, кто их делает, а не большинство населения России.

- На фоне скачков курса валют часто звучат предложения ограничить хождение доллара, отказаться от покупки его на внутреннем рынке. Насколько такое решение вероятно, и если оно может быть принято, к чему может привести?

- Это чистой воды утопия. Если что-то запрещаешь, сразу найдутся те, кто это предложит, только по более высоким ценам, тем самым мы усугубим ситуацию. Необходимо наоборот - полностью открыть финансовые кладовые для бизнеса, который потом наполнит своими налогами и Резервный, и Пенсионный фонды. Ведь деньги не рождаются из воздуха, они создаются руками реальных тружеников. Но для того чтобы труженики получили за свой труд заработанные деньги, эти деньги должны быть доступны. Здесь может быть два пути. Первый - занимать эти деньги у кого-то и платить проценты. Второй - создавать прибавочную стоимость своими руками, головами и ногами. Руками, ногами - мы создаем, головами тоже пытаемся. Но хотелось бы, чтобы такая позиция была и у представителей верхних эшелонов регулирования кредитно-денежной политики. Невозможно запретить то, что востребовано.

А вот сделать доллар и евро менее востребованными, перейти на рублевые расчеты с дружественными странами - это будет сильнейшим ответом на санкции США и Европы. Следующий шаг - наполнить рубль золотом, как это сделал СССР после войны. У нас сейчас достаточно большие запасы золота для такого решения.

- Можно ли сказать, что решение ЦБ внушает оптимизм? Или все же бизнесу непонятно, чего ждать в будущем?

- Пока внушает оптимизм только одно: поддерживать политику монетарного сдерживания даже столь уверенные в себе руководители ЦБ РФ уже не могут. Жизнь показывает, что они предпринимают неверные действия, которые приводят к плохим результатам. Есть надежда на пересмотр этой позиции и поворот к реальному бизнесу.

Кроме того, есть признаки того, что чиновники задумались о режиме реальной экономии - в части тех госпрограмм, которые, по мнению Счетной палаты, не дали должного эффекта несмотря на громадные потраченные деньги. Все-таки средства надо тратить не на абстрактные программы, а на конкретную точечную поддержку тех направлений бизнеса, которые у нас почти потеряны - станкостроение, микроэлектроника, производство собственных микрочипов, гражданское авиастроение.

- Получается, что за долларами бежать в обменный пункт пока преждевременно?

- Конечно!

Беседовала Елена Никитина



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают