![]() |
Каждый год эксперты называют самые востребованные профессии, которые станут настолько популярны и хорошо оплачиваемы, что деньги специалисту посыплются с неба только за запись в трудовой книжке. Чуть ли не каждый второй сейчас или модный блогер, или продвинутый SMM-менеджер, работающий сам на себя, рассказывающий, как загребает деньги совковой лопатой, сидя на острове в Карибском море. Бесспорно, есть люди, которые зарабатывают достаточно хорошо и действительно довольны своим выбором, вот только, глядя на них десятки, а то и сотни людей, бросают насиженные места, чтобы сменить работу в поисках лучшей доли и более легкого заработка.
В последние годы увлечение SMM, как новой сферой деятельности и профессии, стало настолько повальным, что уже носит характер массового увлечения. Сейчас часто можно услышать: «Пойду в SMM, ведь там та-а-а-к просто заработать деньги!».
Редакция ЦДИ решила узнать, так ли легко зарабатывать в сфере SMM, и разобраться, чем все-таки занимается специалист по продвижению групп в социальных сетях на самом деле?
Псковский специалист по работе с общественностью Ольга ведет несколько групп и делится своими впечатлениями.
- У меня есть постоянный клиент, у которого большой магазин. Он попросил меня вести их социальные сети. В процессе обсуждения я поняла, что заказчик не отличает простого написания постов и выбора тем, а также создания к ним картинки от реальной стратегии развития аккаунтов. Для директора просто сделать картинку – это SMM! – возмущается Ольга. – Он каждый раз говорил мне, что «ну, ты же делаешь картинки, значит, умеешь работать в сфере SMM!».
Первая и самая важная проблема этой профессии была, есть и остается - стертая граница в обязанностях специалиста. Работодатель редко представляет, что может требовать от работника или как следует оплачивать и оценивать его труд. И да, мало где сотрудник, занимающийся продвижением в социальных сетях, числится в штате и получает белую зарплату. Как признались ЦДИ специалисты, которые трудятся в этой сфере, в подавляющем большинстве - у них сдельная работа ... без отпуска и выходных.
Многие ошибочно полагают, что заниматься SMM-менеджментом - это просто клепать картиночки, наводить красоту в аккаунтах и ставить хэштеги к постам. Поэтому складывается впечатление легкой и незатейливой работы, которую можно выполнять в любое время дня и ночи из любого места мира.
На самом же деле SMM-специалист должен быть не просто креативным человеком, но и обладать высоким уровнем самоорганизации. Это профессия на стыке нескольких сфер – маркетинга, связей с общественностью, пиара, копирайтинга… а без знания компьютерных технологий менеджер далеко не уйдет и успехов не достигнет в принципе.
SMM-менеджер создает доверившейся ему компании определенную репутацию, поэтому он должен представлять целевую аудиторию компании и обращаться к ней, а также реагировать оперативно на вопросы в соцсетях, давать обратную связь, учитывать современные запросы и искать потенциальных клиентов, развивая круг последователей компании.
Менеджер занят разработкой стратегии, системы лояльности клиентов и интеграцией SMM-активности в общую маркетинговую стратегию компании. Параллельно с этим в его обязанности входит подготовка и реализация рекламных кампаний в социальных сетях и блогосферах - Вконтакте, Facebook, МойМир, Google+, Одноклассники.ru, Instagram, Twitter, Живой Журнал и на многих других площадках. Это значит, что нужно уметь работать с каждой Сетью и понимать все алгоритмы, по которым они живут.
SMM-менеджер Наталья:
- Сейчас многие специалисты выбирают для себя костяк социальных сетей, с которыми им проще работать. Кто-то больше работает в Instagram, кому-то нравится ВКонтакте. Но проблема в том, что у некоторых организаций есть аккаунты во всех социальных сетях, это значит, что, хочешь ты этого или нет, а будешь работать с тем, что дадут! - говорит Наталья.
От незнания алгоритмов и особенностей продвижения в социальных сетях можно здорово подорвать репутацию, как компании, так и свою собственную.
- Когда я только начинала, то из-за незнания за излишнюю активность получила бан рабочей страницы компании. Нас заблочили аж на целый месяц! А это была страница, с которой компания общалась с заказчиками! Кажется, что это мелочь, но невозможность отвечать клиентам на протяжении всего месяца сильно бьет по бизнесу, ведь клиентов не волнует, что страница заблочена. Они не будут ждать месяц, - говорит Наталья.
- Когда тебя просят заняться раскруткой страницы, у которой только 3-4 подписчика, то клиенты не понимают, как сложно поднять аудиторию. Никто не захочет подписываться на непонятный аккаунт, где почти никого нет. Тогда новички начинают покупать подписчиков и получают теневой бан, тратят деньги и не видят результата, - добавляет Ольга. – Второй проблемой таких стартовых аккаунтов становится желание заказчиков получить моментальный результат. Работа SMM-менеджера имеет накопительный эффект. Не бывает такого, что ты взял человека на работу, а завтра у тебя золотая кнопка YouTube! У меня были клиенты, которые ждали от совершенно пустой страницы миллионных заказов! Будто это все так легко и просто!
Сейчас в соцсетях каждый день публикуют предложения об обучении SMM, многие коучи проводят дистанционные курсы и рассказывают, как даже в самой глухой деревне зарабатывать по 150 000 рублей. Для этого нужно вложиться в обучение и начинать работать. Но они не уточняют, что в агентствах за такие деньги вам дадут несколько десятков групп, где для каждой нужно составить отдельную стратегию развития, настроить все параметры социальных сетей и не давать им умирать - продумать внешний вид, постоянно писать статьи и успевать анализировать активность, отвечать подписчикам и многое другое.
Однако Рынок уже битком набит специалистами, которые только обучаются, но уже пытаются отбить деньги за обучение.
- Двоякая ситуация: с одной стороны спрос реально большой, но из-за того, что сейчас «сммщиков» на один квадратный метр больше, чем комаров, профессия тупо обесценивается. Новички ставят низкую цену за свои услуги - сливают аккаунт, а заказчики потом хотят за маленькую цену все исправить, - говорит специалист SMM Ангелина.
Ангелина считает, что нежелание многих людей разбираться в тонкостях профессии сильно мешает всей сфере в целом. Для специалиста важно знание системы контекстной рекламы Google Adwords, сервисов интернет-статистики, владение средствами интернет-коммуникаций, знакомство с SEO, CMS, знание способов интернет-рекламы и web-технологий. А этому всему нужно обучаться.
- Хочу сразу вас предостеречь. Лучше сейчас не вкладываться в дорогие онлайн-курсы, поскольку неизвестно, когда вы сможете их отбить. Офлайн и онлайн связаны неразрывно, и если вам обещают золотые горы за 10 тысяч, бегите, сверкая пятками, - обращается в своем личном аккаунте специалист Люба. - Кризис бьет сейчас почти по всем, в том числе и в диджитал.
«Контент - ничто, если вы неправильно используете доступные в соцсетях инструменты продвижения» – пишут в аннотации к своим онлайн-курсам авторы школы бизнеса «Синергия».
Стоимость курса за два месяца обозначается в 25 000 рублей. И что интересно, везде делается упор на то, что специалист после курса сможет увеличить количество лояльных клиентов. Это важно, ведь не все идущие в SMM-щики понимают, что специалист занят увеличением заинтересованной аудитории, а не креативным порывом создания картинок.
Как верно отмечают создатели онлайн-курсов «Нетологии», раньше SMM-менеджеры писали посты, подбирали к ним картинки и отвечали на комментарии - это называлось «работой в соцсетях». Cейчас с такими навыками в профессии тесно.
На сайте бесплатных объявлений Avito.ru в Пскове нашлась только одна вакансия специалиста по SMM и 33 резюме. Соотношение, конечно, грустное. Биржи вакансий и резюме во многом имеют похожую статистику - специалистов, желающих работать или подрабатывать в SMM действительно много.
Заказчики начинают искать себе специалистов по рекомендациям или по уже существующим проектам, чтобы видеть работу воочию.
Легкие деньги, как все мы знаем, бывают только в мышеловке. SMM - такая же работа, как любая другая. И она требует усердия, самоорганизации и трудозатрат со стороны специалиста. Людям, которые планируют перейти в эту сферу, рекомендуют не бросаться с места в карьер, а переходить плавно и постепенно, так как сразу после обучения клиенты редко приходят просто так...за красивые глаза.
Несомненным плюсом в работе может быть ее гибкость, когда при наличии четкого плана можно выстраивать работу с отложенными постами в соцсетях и оставлять для себя зазоры свободного времени. Это хорошо подходит в качестве подработки для женщин с детьми или студентов. О постоянном заработке и полной занятости можно говорить только тогда, когда у специалиста есть опыт и костяк клиентской базы.
Оплачивается этот труд по-разному, часто сдельно. Новички ставят скромную цену за свои услуги и за ведение одного аккаунта в социальных сетях могут попросить от 3-5 тысяч рублей. Более опытные и умеющие специалисты себя оценивают в 10-15 тысяч рублей.
Интересная тенденция прослеживается в маленьких городах, которые предпочитают работать на мегаполисы, специально занижая цены, чтобы переманить клиентов от столичных специалистов. И это работает. Однако это не значит, что клиенты будут требовать от специалиста по SMM меньше за меньше деньги.
Ольга ЛИРОН