![]() |
15 января прошлого года в России стартовал эксперимент по маркировке табачной продукции, пишет «Лайф». На пачки сигарет наносится специальный двухмерный код в формате Data Matrix. Он содержит сведения, которые могут подтвердить подлинность продукции: наименование марки, дату, место и время производства пачки. Обязательная маркировка сигарет начнётся уже 1 марта. С этой даты производители, импортёры и розничные продавцы должны будут зарегистрироваться в системе. С 1 июля маркировка должна начаться в обязательном порядке на производстве.
Таким образом, бумажные марки уже в этом году могут уйти в прошлое. Пока чиновники и производители рассуждают о плюсах и минусах цифровых кодов, у покупателей возникает невольный вопрос: а не подорожают ли сигареты? Эти опасения не беспочвенны. Не случайно в декабре Центробанк включил табак в список товаров, которые больше всего подорожают в этом году. Более того, сигареты этот список возглавили. По прогнозам регулятора, они вырастут в цене на 4,6%. По экспертным оценкам ещё выше. Табачные компании прямо заявляют, что переход на новую маркировку потребует денег.
- Маркировка сигарет - дорогостоящий проект, - рассказывает старший менеджер «БАТ Россия» по связям с госорганами Максим Курганский. - Например, инвестиции нашей компании в подготовку и внедрение системы на производстве превысили 1 млрд рублей в 2018 году. Примерно столько же планируется вложить в этом году, чтобы компания была полностью готова к маркировке. Если стоимость кода составит 50 копеек, то ежегодно производители сигарет будут платить около 6 млрд рублей за коды.
Кстати, для сравнения бумажная акцизная марка обходилась производителям в 15 копеек.
- Единая цифровая маркировка - это прогресс в секторе, хотя и дорогостоящий как для государства (расходы на систему, обкатку, сбор данных и их анализ), так и для производителей и, естественно, покупателей, - поясняет старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. - Скорее всего, продукция начнёт дорожать уже этой весной, причём с опережением, потому что решение об отмене акцизных марок пока не принято. Надбавка в 50 копеек на таком фоне выглядит очень аккуратным прогнозом. Фактически цена пачки вырастет на величину около 2 рублей, а на практике может быть и ещё больше.