Реклама на ЦДИ
 29.03.2024

Польза / Информация  | весь раздел

Верховный суд вступился за потребителя – ликбез псковского Роспотребнадзора

29.08.2012 10:07 ЦДИ, Псков


Есть законы, есть подзаконные акты, дополнения и поправки, а есть судебная практика. Естественно, все жизненные нюансы купли-продажи законодательно не опишешь. А любой пробел в законе, акте, строчке статьи означает вольную трактовку. Вот и получается, что вроде бы по похожим как близнецы «потребительским» делам выносят разные решения.

Пленум Верховного суда в очередной раз проанализировал судебную практику и издал постановление, которое облегчает жизнь потребителям.

Самое главное для покупателей разъясняет наш эксперт,  начальник отдела по защите прав потребителей псковского Роспотребнадзора Лариса Пышьева.

1.      Определились с «существенным недостатком»

- В преамбуле к закону «О защите прав потребителей» недостаточно расшифровано понятие «существенный недостаток». Написано только, что он связан с несоразмерными расходами и несоразмерными затратами времени. Но для продавца несоразмерным может быть расход в 50 тысяч рублей, а для покупателя – в 500 рублей. То же и со временем – покупатель считает, что два дня сверх обозначенного срока ремонта – это много, а продавец уверяет, что и два месяца сверху можно подождать.

Пленум Верховного суда конкретизировал суть. Несоразмерные расходы – это расходы, которые приближены или превышают стоимость самого товара (работы, услуги). Либо это потерянная выгода такого же размера, потерянная из-за невозможности использовать товар (услугу, работы).

Несоразмерное время – это время, превышающее 45 дней ремонта (если об этом сказано в договоре) или время, превышающее минимальный срок, который объективно требуется на устранение конкретного недостатка.

2.      «Нашли» закрывшиеся ИП

- Вы купили велосипед, он оказался с браком, а индивидуальный предприниматель закрыл магазинчик и исчез – нет его. Раньше суд на этом ставил точку. Пленум пояснил: предъявлять претензии уже не существующему ИП можно и нужно. Искать закрывшееся ИП следует через налоговую службу.

3. Разделили «постатейно» нарушения сроков

- Обычно в договоре между продавцом и покупателем прописывают сроки самой услуги и сроки этапов выполнения услуги. Как быть, если нарушены эти сроки одновременно? Суд брал во внимание или нарушение срока конкретного этапа, или нарушение срока выполнения всей услуги. Теперь суд должен выносить решения по сумме пени отдельно по каждому нарушению срока и суммировать все вместе. Впрочем, сумма пени по-прежнему не может превышать стоимости отдельного этапа или всей суммы договора в целом.

4.      Пени зафиксировали

- Псковская практика в части назначения пени такова: суд, как правило, снижал сумму пени. Пленум разъяснил – уменьшать размер неустойки, возникшей из-за нарушения сроков ремонта, возврата суммы и так далее можно только в исключительных случаях, и только по письменному ходатайству предпринимателя. К примеру, хозяйка магазина – мать-одиночка, прибыль которой не позволяет ей разом выплатить полумиллионную неустойку.

5.      «Бюджетный» штраф отдали пострадавшим покупателям

- Проигравшая фирма оплачивает дополнительный штраф - 50% от суммы иска. Этот штраф раньше перечисляли в бюджет. Теперь его отдают выигравшему покупателю. Это должно стимулировать коммерческие организации решать вопрос мировым соглашением. А еще лучше – в добровольном порядке и без нарушения сроков рассмотрения претензии.

6.      Коллекторов предлагают называть поименно

- Пленум признал незаконным правом кредитной организации передавать право требования по кредитному договору с потребителем лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности, если иное не установлено законом и договором, содержащим данное условие, которое было согласовано сторонами.  Иначе говоря, заключая кредитный договор, потребитель должен знать, какое именно коллекторское агентство может прийти к нему выбивать долг. Более того, потребитель должен расписаться в том, что он ознакомлен с информацией и согласен с ней.

7.      Срок исполнения решений зафиксировали

- Неопределенной строчки вроде «удовлетворить требования о ремонте» больше в судебных решениях быть не должно. Только с конкретным сроком удовлетворения требований.

 



Распечатать:     Комментарии: 1

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.054207801818848