Интервью | весь раздел
Ульяна Михайлова о встрече с президентом
Одним из знаменательных событий в жизни псковских профсоюзов в этом году стало участие руководителя Псковского облсовпрофа Ульяны Михайловой во встрече президента страны Дмитрия Медведева с общественностью. О том, какие проблемы были озвучены, в том числе и псковским профсоюзным лидером, на встрече с главой государства, Ульяна Михайлова рассказала в интервью корреспонденту Псковской Ленты Новостей.
- Ульяна Александровна, что это была за встреча, и почему именно Вы представляли интересы российских профсоюзов на этом мероприятии?
- Это была встреча президента с общественностью. Организатором ее выступила партия «Единая Россия», и она была обозначена именно как встреча с активом партии. Тем не менее я приняла в ней участие, хотя не являюсь членом партии и не являюсь ее сторонником. Мое участие во встрече с президентом организовано руководством Федерации Независимых профсоюзов России. И мною были озвучены те позиции, которые были согласованы внутри нашего профсоюзного сообщества.
- Какие проблемы сегодня волнуют профсоюзное движение?
- Данное мероприятие для профсоюзов - один из этапов ведения переговоров для получения ряда изменений в действующее законодательство. За месяц до встречи перед профсоюзным движением стоял ряд проблем, необходимых для обсуждения. Мы обращали внимание руководства страны на особо тяжелые условия в сфере охраны труда, подготовили статистику для ведения соответствующих переговоров. В частности, мы обратили внимание на то, что ежегодно на производстве происходит около 200 тысяч несчастных случаев и регистрируется более 10 тысяч вновь выявленных профессиональных заболеваний. Это является достаточно серьезным основанием, чтобы государство приступило к изменению действующего законодательства по охране труда.
Федерация Независимых профсоюзов России также констатировала, что на территории нашего государства около 45% предприятий имеет неудовлетворительные условия труда, 42,5% - крайне неудовлетворительные условия. Производственный процесс наносит такой вред здоровью работника, что его уже нельзя восполнить в результате каких-то компенсационных гарантий, действующих на территории нашего государства.
Также профсоюзная сторона обратила внимание на позицию, связанную с необходимостью пересмотра списка вредных профессий, дающих право на получение статуса профессионального заболевания. С 1996 года такой список не пересматривался, и сегодня мы имеем профессиональные заболевания работников, юридически не относящихся к этому статусу, то есть не дающие права на какие-то компенсационные выплаты.
- Какие предложения по решению этих проблем планировалось озвучить на встрече с президентом?
- Для обсуждения этих проблем нами был подготовлен ряд предложений. Одно из значимых - предложение по изменению действующего налогового законодательства с целью возродить профилактории в стране. Сегодня профилактории не популярны, но, по нашему мнению, являются крайне необходимым для работников нашего государства мероприятием, потому что позволяют достаточно эффективно восстанавливать здоровье работающего гражданина. Налоговое законодательство, к сожалению, подобные мероприятия не относит к мероприятиям по охране труда, и собственник должен нести расходы на профилактории из чистой прибыли. Понятно, что по этой причине снижается его заинтересованность в расходовании соответствующих средств. В связи с этим профсоюзы предлагают изменить действующее налоговое законодательство и приравнять профилактории к мероприятиям по охране труда, разрешив вносить эти затраты в расходы на производство. Такое изменение налогового законодательства позволило бы усилить позиции профсоюзной стороны в ведении переговорного процесса и возрождении полностью или частично профилакториев, направленных на восстановление здоровья работающего населения.
Второе предложение – восстановление санаторно-курортного лечения работающего населения. Притом, не в ограниченном масштабе, как мы это имеем сегодня (в случаях острых заболеваний: инсультов, инфарктов), а как обязательные расходы государства за счет изменения соответствующих статей расходов Фонда социального страхования на оздоровление работающего населения. Это является профилактической мерой по охране здоровья соответствующих категорий.
Третья позиция, которая была нами рассмотрена и до этой встречи обсуждена на заседании профсоюзов – это необходимость изменения законодательства в части предоставления серьезных финансовых выплат при несчастных случаях на производстве - со смертельным исходом или повлекших за собой инвалидность. Когда соответствующий случай происходит в трудовых отношениях, выплаты осуществляются за счет Фонда социального страхования, и эта сумма составляет около 60-70 тысяч рублей, что является неадекватной компенсацией за такой случай и не способствует желанию работодателя осуществлять профилактические мероприятия по соблюдению условий охраны труда. В 2009 году в «Российской газете» была опубликована позиция Минфина об адекватности соответствующих сумм. Профсоюзная сторона поддерживает, что подобные затраты должны нести работодатели и суммы должны равняться 1-2-3 млн рублей. Сам риск несения соответствующих выплат, мне кажется, простимулировал бы развитие мероприятий по охране труда таким образом, чтобы количество несчастных случаев со смертельным исходом и случаев, повлекшие инвалидность, были бы сведены фактически к нулю.
Еще одна позиция, которая нами обсуждалась, - это вопрос изменения Кодекса об административных правонарушениях. Не секрет, что на сегодняшний день действующее законодательство фактически не поддерживает авторитет государственного надзора и общественного контроля в сфере охраны труда. Под общественным контролем я имею ввиду эксклюзивные полномочия профсоюзных организаций контролировать соблюдение условий охраны труда. Часто бывает, что работодатель не пускает инспектора на производство, не предоставляет необходимых документов для ведения соответствующего контроля. Результатом таких действий является снижение авторитета государственного надзора и общественного контроля за соблюдениями условий охраны труда и акты соответствующих органов, которые не содержат реальных изменений условий охраны труда.
- Каким образом можно решить эту проблему?
- По нашему мнению, с такой ситуацией можно бороться путем прямого изменения норм Кодекса об административных правонарушениях. Это увеличение штрафных санкций КоАП. На сегодня мы имеем только одну статью, которая содержит санкции за нарушения условий охраны труда. Это штрафы в размере 1-5 тысяч рублей для должностного лица, и 30-50 тыс. рублей - для юридического лица, что не является адекватной мерой воздействия на работодателя. Также нормы действующего законодательства не содержат внятных правовых механизмов привлечения работодателя к ответственности за сам факт препятствия осуществлению государственного надзора и общественного контроля в сфере охраны труда.
- Все ли актуальные проблемы были озвучены на встрече с Дмитрием Медведевым?
- По мере приближения к 28 апреля многие вопросы были урегулированы в рамках других публичных мероприятий. К моменту встречи неурегулированным остался один вопрос - изменение Кодекса об административных правонарушениях. Поэтому мое выступление и мой вопрос в адрес президента состояли из оценки ситуации в сфере государственного надзора и общественного контроля охраны труда и предложения об изменении Кодекса об административных правонарушениях. На что Дмитрий Анатольевич ответил согласием и дал поручение о разработке соответствующих поправок.
- Какие еще вопросы обсуждал президент с присутствующими на встрече?
- Были выступления от представителей работающего населения, от руководства партии «Единая Россия». В рамках этого мероприятия рассматривался очень большой спектр вопросов. То есть обсуждение не было замкнуто исключительно на проблемах охраны труда. Рассматривались вопросы профилактических оздоровительных мероприятий для детей, имеющих определенные заболевания, необходимости изменения порядка зачисления детей в общеобразовательные школы, проблема осуществления техосмотров транспортных средств на территории РФ. Во всех случаях президент высказывал свою позицию, давал поручения присутствующим лицам в зале.
- Можно ли говорить о том, что встреча была результативной?
- Для нас серьезным показателем результата этой встречи будут изменения федерального законодательства в сфере охраны труда. Если мы отработали плодотворно, то соответственно в ноябре, декабре и январе мы увидим соответствующие изменения действующего законодательства. Надо сказать, что наши ожидания касаются более широкого спектра. То есть, помимо возрождения санаторно-курортного лечения работающего населения, изменения законодательства в сфере усиления материальной ответственности работодателя за несчастный случай на производстве, изменения Кодекса об административных правонарушениях, мы также ожидаем изменения Гражданского процессуального кодекса о предоставлении профсоюзам права защищать неопределенный круг лиц и изменения Трудового кодекса в части упрощения процедуры организации коллективных действий, в части сокращения сроков ведения примирительных процедур.
Беседовала Светлана Синцова
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции