Реклама на ЦДИ
 19.04.2024

Интервью  | весь раздел

Ульяна Михайлова о новой системе оплаты труда бюджетников

20.07.2010 13:42 ЦДИ, Псков

Новая система труда работников бюджетной сферы - тема, которая широко обсуждается органами власти, представителями общественных организаций и самими работниками бюджетных учреждений на протяжении последнего времени.

О том, что представляет собой проект закона об отраслевых системах оплаты бюджетников и какие его положения вызывают вопросы, рассказала и.о. председателя Псковского областного совета профсоюзов Ульяна Михайлова.

- Ульяна Александровна, псковские профсоюзы активно участвуют в деятельности по разработке нового закона об отраслевых системах оплаты труда. Как идет эта работа?

- На сегодняшний день Псковский областной совет профсоюзов очень тесно взаимодействует с администрацией области. Есть как минимум три основных вопроса, которые в той или иной степени решаются. По постановке задач, которые мы перед собой ставим и ответа нашего социального партнера мы достаточно успешно, на мой взгляд, осуществляем  взаимодействие по совместным решениям в сфере оздоровления определенных категорий лиц на территории Псковской области, в сфере улучшения условий охраны труда. Ну и третий спектр, который представляет для нас определенную сферу накала во взаимоотношениях, - это совместная работа над проектом о новой системе оплаты труда работников бюджетной сферы. Для нас, для профсоюзов, крайне сложно этот вопрос о новых системах оплаты труда отделить проходящей сейчас общероссийской акции  «МРОТ по закону». С этим требованием профсоюзы Псковской области выступают давно. С ноября 2009 года мы начали акцию с требованием, чтобы минимальный должностной оклад, базовый должностной оклад был не ниже МРОТ. То есть, не ниже 4 330 рублей – размера МРОТ, установленного на федеральном уровне. И акция «МРОТ по закону» является для нас и основой, и обоснованием тех требований, которые мы выдвигаем сегодня к власти относительно систем оплаты труда. С ноября 2009 года мы, отстаивая свою позицию о том, что размер должностного оклада должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, задействовали три основных механизма работы. Помимо переговорного процесса, это плотное сотрудничество со средствами массовой информации, сбор подписей и организация правозащитной деятельности – работа с контрольно-надзорными органами (с судами и прокуратурой). Нами были разработаны проекты исковых заявлений, было проведено широкомасштабное информирование населения путем распространения массового агитационного материала на всех публичных действиях. Требование «Минимальный размер оклада не ниже МРОТ» было ключевым требованием при обращении во все органы власти, в том числе, в адрес  губернатора, в адрес областного Собрания и в адрес каждого депутата Псковского областного Собрания, с обоснованием, почему данное требование должно быть удовлетворено при разработке нормативно-правовых актов. Параллельно мы ведем достаточно плотную работу с трудовыми коллективами.

- Ранее ваши требования поддерживались и высшей судебной инстанцией – Верховным судом. Однако в июне Верховный суд отозвал свое решение. Как в связи с этим строятся действия профсоюзов?

- Это было беспрецедентное действие Верховного Суда. Суд сначала удовлетворил сформулированное под давлением профсоюзов общее требование в виде обзора судебной практики 10 марта 2010  года с четким формулированием позиции, что в минимальный размер оплаты труда не должны включаться компенсационные, стимулирующие выплаты. По всей России профсоюзная структура активизировалась: мы, выполняя уставные требования, собрали массовые исковые заявления. В части регионов они доходили до двух  тысяч. Но когда мы подошли к жестким моментам переговорного процесса, 16 июня 2010 года Верховный Суд отозвал свое определение. Тем не менее, сейчас профсоюзы, благодаря решению наших коллегиальных органов, продолжают акцию за законный МРОТ. Потому что для профсоюзных структур позиции, связанные с поведением Верховного суда, выглядят следующим образом. По состоянию на сегодня, последний отзыв определения Верховного суда не опубликован. То есть de iure ни применять, ни ссылаться на него нельзя.

- Ульяна Александровна, как в целом профсоюзы оценивают предложенный проект закона о новых системах оплаты труда работников бюджетной сферы?

- С 22 января 2010 года профсоюзы в адрес губернатора и в адрес рабочей группы направляют свои предложения с соответствующими обоснованиями. Суть всех наших высказываний заключается в следующем. Не секрет, что действительно новую систему оплаты труда принимать необходимо. Но, пожалуй, только в этом наши мнения и мнения наших социальных партнеров сходятся воедино. Далее идет абсолютное расхождение целей и задач, которые  ставят перед собой социальные партнеры, выдвигая требования  к новой системе оплаты труда. Как известно, администрация Псковской области в лице своих разработчиков, ставит перед собой задачу уравнять заработную плату среди равных должностей различных отраслей бюджетной сферы. Принцип равного подхода является единственным требованием, которое сейчас предъявляется. Мы, подходя к оценке этого проекта, хотели бы видеть еще удовлетворение ряда требований действующего федерального законодательства.

- Каковы эти требования?

- Первая позиция связана с самим содержанием проекта закона. То есть по своему содержанию закон помогает работодателю узурпировать власть в части начисления заработной платы, в частности, определения размера стимулирующих и компенсационных выплат. По нашему мнению, это шикарная плоскость для злоупотребления определенными полномочиями со стороны работодателей при определении тех или иных случаев, когда выплачиваются или не выплачиваются компенсационные, стимулирующие и персональные выплаты. Нам в данной части удалось проект несколько подкорректировать. По требованию профсоюзов в соответствующую позицию проекта закона было добавлено требование, чтобы стимулирующие выплаты, которые перечислены в проекте закона и не являются  персональными, принимались с учетом мнения соответствующего представительного органа работников.

Также мы хотим поставить под переговорный процесс размеры компенсационных выплат. В предложенном на сегодня проекте закона компенсационные выплаты устанавливаются администрацией области - мы считаем, что компенсационные выплаты по отраслям, их размеры, условия их предоставления должны применяться не только с учетом требований закона, но и с учетом мнений  соответствующего отраслевого профсоюза бюджетной сферы. Эта позиция тоже нами выдвигается как требование.

Третья позиция, которую мы на сегодняшний день видим как недостаток проекта закона, это то, что по самому тексту смысл закладывается такой, что размер минимального должностного оклада может меняться ежегодно, и механизма того, как он меняется, нет. Следующее положение, которое вызывает серьезные разногласия, - отсутствие в самом тексте проекта закона обязательной индексации размера заработной платы работников бюджетной сферы с учетом инфляции. То есть это прямое требование 134 статьи Трудового кодекса, которое не учтена в проекте закона.

- Какие еще положения проекта закона вызывают ваши опасения?

- По некоторым отраслям прослеживается какой-то молчаливый отказ зафиксировать в тексте самого проекта закона такой вид стимулирующей выплаты, как сельская надбавка, которую получают многие категории специалистов, проживающих в сельской местности. Обоснование, которое было нам официально представлено – о том, что данная выплата регулируется другим нормативным актом и не обязательно его в этом проекте предусматривать – нас не устраивает. Мы опасаемся того, что как только введут проект закона в таком виде, все иные постановления отменят, и эти выплаты не войдут в основную систему оплаты труда.

Вторая позиция, с которой мы не соглашаемся категорически с правовой точки зрения, это высказанное публичное мнение, что сельские выплаты по закону не обязательны. Мы считаем, что сохранение этой выплаты является обязательным требованием статьи 153 федерального закона №122. И когда публично государственные мужи, лица, которые разрабатывают данный проект закона, заявляют о необязательности этой выплаты - это не корректно. Эта выплата является принципиальной, особенно для работников медицины, для которых это – существенная  часть заработной платы.

Следующий момент, который находится в споре, - это понятие «минимальный должностной оклад». Наша абсолютная позиция (и это исходит из всех наших нормативных документов), что минимальный оклад не может быть меньше МРОТ. То есть 4 330 – это стартовая площадка, и она является основной. Эта позиция признается даже в дотационных регионах Северо-Запада. Коми, Карелия, Вологда уже приступили к процессу переговоров, где власти, по крайней мере, готовы пойти на некие переходные периоды выравнивания должностного оклада до МРОТ. В нашей ситуации власть категорически не идет на признание этого обстоятельства. Эта тема просто отрицается в принципе. Наша позиция остается прежней - мы всеми способами, которые в сфере закона могут быть применены профсоюзами, эту позицию будем доказывать.

На сегодняшний день мы считаем, что закладывать в проект закона саму позицию Минимальный должностной оклад, который будет меньше действующего сейчас, нельзя. Например, для медиков это 3 150 рублей, в сфере культуры также оклад выше, чем 2 600 рублей, которые предлагают взять за базу. Это минимальный размер оплаты труда скорректированный на коэффициент собственного дохода. Сам подход уменьшения минимального должностного оклада уже применительно к сегодняшней системе оплаты труда противоречит Конституции РФ. При разработке и введении новой системы оплаты труда органами государственной власти, органами субъектов РФ, условия оплаты труда, размеры выплат, должностных окладов, компенсационных и стимулирующих выплат не могут быть меньше, чем они были по состоянию на 31 декабря 2004 года. Мы считаем, что это незаконно. В качестве переходного момента профсоюз готов при переговорном процессе, принять несколько иную схему.  Например, прожиточный минимум трудоспособного человека, скорректированный на коэффициент собственного дохода  бюджета Псковской области. На сегодняшний день эта сумма составляет 5 387 рублей. Если ее скорректировать на 0,6 - коэффициент собственных доходов, минимальный должностной оклад получается около 3 200 рублей. По крайней мере, это не ухудшит положение работника – мы не ухудшаем стабильную часть заработной платы, размер должностного оклада, к тому уровню, который есть уже сейчас в области.

- Какие категории бюджетников наиболее пострадают, если принять закон в таком виде, в каком он предлагается?   

- Проект закона о новых системах оплаты труда он как бы сам по себе закладывает уменьшение заработной платы для четкой категории медицинских работников: для скорой помощи, для участковой службы, для рабочего персонала и младшего медицинского персонал. То есть эта категория лиц, которая пострадает при введении новой системы оплаты труда. По поручению губернатора на последнем совещании мы взяли 45 дней – на обсуждение этого проекта закона, в том числе и в трудовых коллективах. Особый был сделан упор на данную отрасль. Из 84  трудовых коллективов 60 высказались против введения этой системы оплаты труда в том виде, в котором ее предлагают. Форма высказывания была в виде писем и телеграмм, направленных в адрес Губернатора по данному вопросу. И уже как реакция – на днях состоялась экстренное общее заседание главных врачей муниципальных учреждений здравоохранения в городе Остнове. Представители областной администрации три с половиной часа рассматривали систему оплаты труда и мягко убеждали руководителей вести «правильную» разъяснительную работу в трудовых коллективах.

- Каковы будут дальнейшие действия профсоюзов по защите прав бюджетников?

- Проект закона об отраслевых системах оплаты труда бюджетников в Псковской области, который предложен, мы можем только рекомендовать. В том виде, в котором он сейчас предъявлен, поддержать профсоюзы области его не смогут. Мы рассчитываем, что наши социальные партнеры выполнят взятые на себя обязательства, обобщив всю общественную позицию по этому вопросу, и еще раз внесут его на заседание трехсторонней комиссии, как того требует закон, планируем еще одно заседание трехсторонней комиссии с оценкой всех требований, которые у нас озвучены. Также профсоюзы планируют начать подготовку осенних коллективных действий. Протестные акции будут проходить с общим требованием «МРОТ по закону», если данное требование не будет выполнено или мы не достигнем оптимального решения о неком переходном периоде выравнивания минимального должностного оклада  до минимального размера оплаты труда.



Распечатать:     Комментарии: 4

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.05206298828125