Интервью | весь раздел
Вера Емельянова: Мы готовы к началу нового учебного года
1 сентября Псковская область, как и вся страна, отметит День Знаний. В этот день во всех образовательных учреждениях начнутся занятия. Традиционно учащихся ждут новые знания, новые достижения, новые интересные встречи и события. Да и в самой системе образования региона планируется немало изменений.
О том, что ждет псковское образование в новом учебном году, а также о подготовке школ области к приему учащихся, рассказала начальник Государственного управления образования Псковской области Вера Емельянова.
Вера Васильевна, как выглядит региональная система образования накануне 1 сентября?
Мы готовы к началу нового учебного года - находимся в самых последних «новогодних» хлопотах. В этом году 303 школы области будут принимать чуть более 60 тысяч учеников. По нашим прогнозам, на 3,5 тысячи школьников будет меньше, чем в прошлом году, хотя численность первоклассников, а их будет 6 тысяч 150 человек, сохранится на уровне прошлого года. К сожалению, уменьшение числа школьников у нас произойдет в выпускных классах и в старшей ступени. Это следствие того демографического спада, о котором мы много и часто говорили.
В то же время наблюдается очень много позитивных тенденций, которые накануне нового учебного года создают положительное настроение. Мы сегодня вдохновлены действиями в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования. Ремонтируются школы, поставляется новое оборудование, мы ждем поставок новых школьных автобусов, приобретенных за счет средств федерального и регионального бюджетов. Заканчиваются серьезные капитальные работы на 15 объектах образования, которые впервые в этом году на эти цели получили из регионального бюджета более 150 млн рублей.
Как в целом идет подготовка образовательных учреждений области к новому учебному году?
На минувшей неделе прошли всероссийские совещания по вопросу готовности учебных учреждений к новому учебному году. И Псковская область была названа в числе 6 регионов, которые наиболее достойно подготовлены к началу занятий. В тоже время мы внимательно относимся к тем претензиям, которые высказаны и органами государственного пожарного надзора, и государственного потребнадзора. Поэтому оставшаяся неделя потребует от органов муниципальной и региональной власти очень серьезных усилий по устранению недостатков. Мы будем следить за тем, чтобы эта работа была выполнена в полном объеме и наши дети имели возможность спокойно, безопасно и благополучно начать учебный год. А от педагогов будет зависеть обеспечение их качественными образовательными услугами. К этому мы тоже сегодня готовы.
В рамках нацпроекта «Образование» много делается для того, чтобы создать в школе условия, отвечающие современным требованиям к осуществлению образовательного процесса. Каковы сегодня эти стандарты, и что Администрация области делает для того, чтобы школы региона соответствовали им?
В закон «Об образовании» принята поправка о том, что необходимо определить стандарты качества, стандарты требований и стандарты условий. И каждый регион сегодня пытается эти стандарты сформулировать и выполнить, имея перспективы увеличения средств на образование и в собственном бюджете, и за счет получения дополнительных денег из федерального бюджета. Мы сегодня уже реально определили, что в каждой базовой школе должно быть современное оборудование во всех предметных кабинетах. Поэтому в рамках реализация программы «100 базовых школ» предполагается за три года оснастить этими кабинетами каждую такую школу. Я надеюсь, что в этом году мы поставим все комплекты оборудования для предметных кабинетов, которые планируется поставить. Причем, с учетом остатков средств по итогам конкурсов, мы успеваем эту программу реализовать не за три, а за два года. А это значит, что на следующий год у нас освобождаются деньги из федерального бюджета, которые мы можем направить на реализацию других задач. Например, на улучшение условий в спортивных залах и школьных столовых. В образовательных учреждениях нашей области все должно быть обеспечено на современном уровне. И, надо отметить, что за два прошедших года в этом направлении сделано довольно много. В школы области поставлено более 600 учебных кабинетов, произведены капитальные и косметические ремонты, приобретены интерактивные доски, компьютерное оборудование - все то, что сегодня создает современную образовательную среду для наших детей.
Что нового ожидает систему образования в этом учебном году? Какие из новшеств Вы считаете наиболее важными для учеников, для учителей?
Этот учебный год совпадает с третьим годом реализации комплексного проекта модернизации образования. И самое главное – достойно завершить выполнение планов по реализации этого проекта. А, как я уже сказала, у нас есть уверенность, что мы эти планы перевыполним, а значит достигнем определенных результатов.
В этом году учительство ожидает повышение заработной платы. С 1 сентября она будет повышена на 4% в рамках перехода на новую систему оплаты труда. И с 1 января также планируется очередное повышение заработной платы, которое приведет в итоге к тому, что зарплата учителя вырастет в среднем на 60% по сравнению с его заработком на начало реализации комплексного проекта.
Этот год для нас очень ответственный и с точки зрения создания региональной системы оценки качества образования. В этом направлении сделано много шагов, и 2009 год должен завершиться созданием модели службы, которая будет на современном и системном уровне организовывать работу по оценке качества обучения детей. Кроме того, впервые единый госэкзамен будет проходить не как эксперимент, а как официально признанная законом форма итоговой аттестации.
Также в этом году будет завершена работа по переходу на новую модель аттестации учителей. Будут расширены рамки мониторинга учебных достижений учащихся, результаты которого учитываются при аттестации. То есть качество образования ежегодно будет контролироваться, и требования качества будут предъявляться ко всем участникам образовательного процесса.
Известно, что прохождение аттестации будет обязательным для всех учителей. Для чего необходима эта процедура?
За три года, в связи с переходом на новую систему оплаты труда, необходимо всех учителей перевести на новые категории. А для этого нужны новые правила и процедуры, которые не будут формальны. Кроме того, мы уменьшили роль стажа учителя при присвоении категории. Нам сегодня важно поддержать учителей, способных и талантливых, не зависимо от того, сколько лет они проработали в школе. То есть у молодых учителей появляются перспективы через несколько лет успешной работы претендовать на самую высокую оплату труда.
В новой системе аттестации очень важное место на первом этапе будет занимать уровень оценки учебных достижений детей. Родители хотят, чтобы дети приносили хорошие оценки. А они должны их получать за реальные знания. Поэтому знания учащихся будут независимо оцениваться. Но кроме этого, будет учитывается и собственная профессиональная работа самого педагога. Так называемый его профессиональный портфель, потому что учитель находится все время в развитии, в поиске, в повышении своей квалификации. И это тоже будет учитываться.
Насколько объективна будет эта система оценки?
Новая система аттестации предъявляется сегодня различным экспертам, обсуждается со специалистами. Не случайно губернатор Михаил Кузнецов лично докладывал о первых шагах этой системы на межрегиональной рабочей группе по реализации нацпроекта «Образование» при министре образования. Мы не имеем права на ошибку, потому что за этим стоят результаты и соответствующие документы. А в итоге - качество нашей жизни. Мы привыкли к мысли, что у нас замечательное образование. Мы, действительно, им гордимся, и традиции его велики и значимы, но уровень жизни, который нас еще не вполне устраивает, напрямую зависит от качества образования. Мы должны научить детей принимать правильные решения, а принять эти решения они смогут только тогда, когда они реально хорошо знают базовые стандартные вещи из школьной программы, умеют мыслить, принимать объективно картину мира… Мы сегодня в ответе за то, что с нами будет завтра. И поэтому должны предъявить самые серьезные требования ко всем, кто занимается образованием.
Псковская область участвует в разработке нового положения Министерства образования об аттестации учителей. Отразится в этом документе опыт работы региона в этом направлении?
Мы очень надеемся, что отразится. Все наши разработки и разработки других регионов направлены на рассмотрение рабочей группы по нацпроекту при министерстве образования. На прошлой неделе мой заместитель – Любовь Петровна Ильина – присутствовала на очередном совещании рабочей группы и участвовала в обсуждении этого вопроса. В сентябре запланировано большое совещание по этой теме, и к концу года этот документ будет предъявлен педагогическому сообществу и принято соответствующее решение.
Вы отметили, что в этом году единый государственный экзамен станет официальной формой итоговой аттестации. Готова ли Псковская область к введению ЕГЭ?
Я полагаю, что Псковская область в полной мере готова к введению ЕГЭ, поскольку были сделаны необходимые своевременные шаги по переходу на эту новую независимую систему оценки качества образования. В нашем регионе учителя за 6 лет проведения экспериментальной работы научились работать по подготовке детей к ЕГЭ. Система обучения организована так, что дети способны показать свои знания в этой независимой, одинаковой для всех, системе контроля за качеством образования. И результаты ЕГЭ в Псковской области в этом году очень показательны. У нас очень маленький процент несправившихся с экзаменом и результаты ЕГЭ по всем предметам выше среднероссийских показателей. Это огромная заслуга наших учителей, которые за последние годы предъявили к себе и к детям серьезные требования.
Какие еще задачи по развитию региональной системы образования предстоит выполнить?
Перед нами стоят также задачи общесоциального плана. Мы будем продолжать реализовывать проект, связанный с организацией школьного питания, который будет доводиться до совершенства. На эти цели выделяются средства. Наша задача – чтобы все дети школьного возраста получали доступное качественное и недорогое школьное питание. Будет продолжаться работа по созданию условий для семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предстоит дальнейшая реформа системы начального профессионального образования и в целом – профессионального образования. Наш педагогический университет набирает обороты, и его развитие будет одной из очень важных и серьезных задач для системы образования региона.
Вера Васильевна, наверное, каждый ученик ставит какие-то цели, которые он хотел бы достичь в новом учебном году. Что может пожелать руководитель областной системы образования всем, кто сядет за парты в этом году?
Пока есть возможность и время, надо получить то, что тебе дают и обрести ту ношу, которая, как говорила моя мама, за плечами не тянет. Это образование, ноша реальных знаний, а не их имитации. И в школу надо ходить не для того, чтобы просто провести время. Общение, друзья - это тоже важно, но сегодня надо четко понимать, что жизнь стала очень стремительной, динамичной, что в ней нет времени для того, чтобы думать о каких-то иных возможностях, кроме собственных сил. Поэтому рассчитывать нужно, прежде всего, на себя. И здесь школа и система образования предоставляют колоссальные ресурсы, которыми нужно использовать максимально.
Подготовлено пресс-службой администрации Псковской области.
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции