Интервью | весь раздел
Игорь Максимов: «Мы подошли прагматически: сделать и нести за это ответственность»
Прошло два года с начала работы на новой должности одного из наиболее известных управленцев региона, самое время подвести итоги и рассказать о планах на будущее. Что удалось сделать в сфере капитального строительства в Псковской области? Как продвигается газификация региона? Каковы первые результаты новых подходов к организации государственных закупок и выделению земельных участков? Ответам на эти и другие вопросы посвящена наша встреча с первым заместителем губернатора Псковской области Игорем Ивановичем Максимовым.
– Игорь Иванович, вы руководили известным и успешным предприятием МУП «Псковские тепловые сети». Создали профессиональную команду, внедрили передовые энергосберегающие технологии. Вам не страшно было переходить в начале 2005 года на новое место – работу в областную администрацию, чтобы опять начинать все «с нуля»?
– Начинать что-то новое всегда немного страшновато. Как раз в то время прошли губернаторские выборы, и формировалась новая команда управления регионом. Появилась реальная возможность изменить ситуацию в области. Мы долго обсуждали с губернатором Михаилом Кузнецовым детали тех преобразований, которые необходимо было осуществить в экономике области. И когда я понял, что его взгляды на жизнь области совпадают с моими, решил принять активное участие в их реализации. Причем начинать приходилось с непопулярных мер, эффект от которых мы только начинаем ощущать.
Мы прожили два очень непростых года: 2005-й и 2006-й. Жесткая политика не всем по вкусу, но она была необходима. Ведь когда мы начинали преобразования, область была в удручающем финансовом положении. Бюджет имел официальную задолженность около 500 млн. кредитов коммерческих банков и порядка 1 млрд. рублей долгов учреждений и организаций. Долги были и по социальным выплатам, и по выполненным капитальным работам. Представьте себе, областной бюджет 2005 года составлял порядка 6 млрд. рублей, при этом 1/4 часть бюджета выплачивалась как долги за прошлые годы.
Задумаемся, что означает «жить в долг» для нашей области? Приведу конкретный пример. В 2005 году мы смогли направить в сельское хозяйство порядка 70 млн. рублей, в то время как за обслуживание кредитов коммерческих банков заплатили 60 млн. рублей. Капитальные вложения в 2005 году составили 70млн. рублей, из них более 50 млн. – долги прошлых лет, которые необходимо было платить. Согласитесь, что в такой ситуации основной задачей было вырваться из долгового рабства. Ведь в начале 2005 года мы стояли перед пропастью. Еще один шаг, и последствия были бы непредсказуемые. Поэтому последние два года мы предпринимали напряженнейшие усилия, чтобы выйти из кризисной ситуации.
Как видите, нам это удалось. Хотя в эти два года только ленивый не упрекал областную администрацию за ее жесткий курс экономии и контроля над расходованием средств. За два года нам удалось провести реальную ревизию того, на что идут бюджетные средства, чтобы использовать их как можно более эффективно. В 2005 году область расплатилась по всем долгам перед населением (пособиям, субсидиям). И это позволило нам в 2007 году перейти к бюджету развития.
– Насколько я знаю, администрации области удалось существенно увеличить капитальные вложения?
– Да, если в 2006 году капитальные вложения оставили 120 млн. рублей, то на 2007 год предлагается уже порядка 190 млн. рублей потратить на капитальные вложения и более 200 млн. рублей направить в фонд помощи муниципальным образованиям. За счет этих средств можно будет помочь муниципалитетам осуществлять работы капитального характера. То есть в целом бюджет развития составит порядка 400 млн. рублей.
– Сейчас много говорят об энергосберегающих технологиях, позволяющих добиться существенной экономии в сфере ЖКХ. Как с их внедрением обстоят дела в Псковской области?
– Сейчас перспективные проекты еще находятся в стадии обсуждения. Но уже можно сказать, что значительные средства будут направлены на газификацию Невеля. Будет построено 3 котельных, проведено около 5 км сетей, газифицировано около 1000 квартир. «Газпром» построит на свои средства и сам газопровод, а это порядка 56 км. В итоге, по нашим оценкам, стоимость одной гигакалории будет на 30% дешевле, что позволит существенно сэкономить и жителям области, и коммунальным службам.
Сейчас в Псковской области складывается нормальный баланс энергоресурсов: мы используем местные ресурсы (дрова) для котельных небольшой мощности, используем уголь, мазут (Пыталово, Остров, Невель, Пушкинские Горы). Но использование мазута обходится дорого. Поэтому от него мы уходим. Самое эффективное – это газ, и не только с экономической, но и с экологической точки зрения. Только в Невеле ежегодно на 20-30 млн. рублей нам приходится закупать мазут. Газ обойдется ЖКХ в 2 раза дешевле.
Энергетическая составляющая важна для любого предприятия. И всегда составляет от 6 до 15 процентов. Значительно снизив ее, продукция предприятия становится конкурентоспособной. А область – более привлекательной для инвестора. Поэтому энергосберегающие технологии – это путь, которым мы следуем. И здесь очень много примеров. «Псковские тепловые сети» реально показывают, как можно экономить, внедряя такие технологии. На сегодняшний день предприятие производит тепло по самым низким в области ценам, что достигнуто благодаря опыту работы и серьезным средствам, вложенным в технологическое переоснащение. В Псковской области в 2007 году мы планируем внедрить программу ресурсосбережения и вложить порядка 20 млн. рублей, чтобы по этому примеру в ряде районов обеспечить экономию ресурсов.
Другая проблема ЖКХ – это кадры, а о ней почему-то говорят в меньшей степени. Понимаете, у нас в отрасли много хороших «технарей», но большой дефицит менеджеров, особенно в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. Наша задача – создать условия, чтобы специалисты, которые способны видеть на шаг вперед, могли проявить себя в управлении жилищно-коммунальным хозяйством.
Отмечу, что далеко не всегда в прежние годы такие условия создавались. К примеру, в ЖКХ мы говорим, что должен быть экономически обоснованный тариф, товар должен стоить столько, сколько он стоит, как в магазине. А в муниципалитетах, понимая, что гигакалория стоит, скажем, 200 рублей, продавали населению ее по 100 рублей, обещая доплатить поставщику оставшиеся 100 рублей. В итоге 100 рублей никто не доплачивал, коммунальные предприятия становились убыточными и рассыпались на глазах. Что могли сделать в такой ситуации специалисты? О каких новых технологиях могла идти речь?
За два года нам удалось вывести тарифы ЖКХ из сферы политических спекуляций. У нас ведь шла череда постоянных выборов, и только ленивые политики не провозглашали снижение тарифов ЖКХ. А через экономически обоснованные тарифы можно привлечь менеджеров, платить зарплату, а самое главное, подсчитать, сколько мы можем тратить на саму модернизацию системы ежегодно. Сейчас мы занимаемся подготовкой специалистов сами. В областной администрации есть комитет по строительству и ЖКХ, и мы ездим по районам и учим людей, рассказываем о новых методах работы, новых технологиях. В том числе и тех, которые я когда-то внедрял в «Псковских тепловых сетях».
– Я думаю, потепление инвестиционного климата в Псковской области заслуживает отдельного разговора. Тем не менее, позвольте задать один конкретный вопрос. В области планируется строительство ЦБК. Способны ли энергетики обеспечить такой существенный рост потребления электроэнергии?
– Энергосистема сможет обеспечить целлюлозно-бумажный комбинат в полном объеме. Такие заверения нам даны, и соответствующие договоры подписаны. Отмечу, что объем электроэнергии на будущий комбинат сопоставим с текущим потреблением Псковской области. Соответственно, для нас это большое благо. Ведь если энергопотребление на территории Псковской области увеличится в 2 раза, то автоматически уменьшатся удельные затраты на содержание сетей. А это означает, что тариф на электроэнергию в целом в Псковской области будет снижаться.
– Сейчас активно обсуждают реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Как проходят изменения в ЖКХ области, готовы ли жители к выбору, который им предстоит сделать? Чем может помочь населению администрация области?
– Самая большая проблема в ЖКХ, на мой взгляд – это проблема менталитета человека. Большинство людей считает, что кто-то за них должен что-то делать: кто-то – убирать подъезд, кто-то – красить в подъезде стены, которые сами же жители расписывают и т.п. Пока не будет понимания, что чистота не только там, где убирают, а там, где не мусорят, то, даже привлекая любые деньги, эффекта не получишь. От управляющих компаний я чуда не жду, но, безусловно, это шаг вперед в системе взаимоотношений между владельцем жилья и той компанией, которая его обслуживает.
Я полагаю, что домоуправления должны трансформироваться в управляющие компании. Если взять Псков, то домоуправления – это сложившаяся годами нормальная система, которая ненормально работает, потому что ужасно заорганизована. Каждый шаг домоуправления, которое является муниципальным учреждением, регламентируется определенными муниципальными документами. Поэтому необходимо дать возможность муниципальному предприятию превратиться в акционерное общество, пусть даже со стопроцентным капиталом муниципалитета. Ведь это уже будет другой уровень экономической политики и взаимоотношений с клиентами. Подумайте сами, если сейчас утверждены оклады муниципальных работников, в том числе очень низкие, то какой специалист пойдет на них работать? А в акционерном обществе другой подход к экономике. В нем есть доходы, под которые планируются расходы.
По закону реформирование ЖКХ – это задача муниципалитета. Администрация области участвует в реформировании ЖКХ методологически: мы советуем, подсказываем, наблюдаем и вмешиваемся, когда это необходимо. Фонд помощи муниципальным образованиям, который запланирован в областном бюджете на 2007 год, позволяет оказывать финансовую поддержку муниципалитетам, в том числе и в этих вопросах.
– Насколько я понимаю, создав фонд помощи муниципальным образованиям, администрация области решила помочь муниципалитетам решать те проблемы, которые находятся в ведении муниципальных властей?
– Мы решаем стратегические вопросы: строительство больниц, школ. К примеру, мы понимали, что детскую больницу ни одному муниципалитету не построить, поэтому финансировала строительство область, и 25 декабря 2006 года мы сдали больницу в эксплуатацию. Наша политика – концентрация усилий на конкретных ключевых моментах. Понимаете, можно взять, скажем, 100 млн. рублей и распределить на 10 объектов, сказав при этом: «Что хотите, то и делайте». Мы пошли по другому пути. Возьмем, к примеру, строительство школы в Дно. Это потребует 30 млн. рублей. У Дновского района средств на завершение строительства нет. А для области обеспечение детей качественным образованием – важнейшая задача, поэтому мы решили помочь. В 2006 году мы завершили строительство школ в Лядах и в Бежаницах. Это потребовало немалых средств, но мы это сделали.
– Игорь Иванович, сейчас много говорят об ускорении газификации Псковской области. Каковы планы на 2007-2008 годы?
– Газификация Псковской области, как вы знаете, шла и в советские годы. Но те программы, что принимались раньше, были набором цифр, которые, к сожалению, никогда не достигались. Мы подошли к газификации более прагматически: реально определив то, что нам по силам сделать. Сделать и нести за это ответственность! Псковская область газифицирована на 37 процентов, причем в сельской местности уровень газификации населенных пунктов составляет лишь 4,6%. Это невысокий показатель. Понимая это, в прошлом году мы убедили «Газпром» помочь нам в газификации области. И стали решать проблему газификации области точечно. На встрече Михаила Кузнецова с Президентом РФ Владимиром Путиным было принято принципиальное решение строить газопровод на Пыталово через Остров. Это даст нам возможность окончательно газифицировать Остров и Пыталово, а также целый ряд прилегающих населенных пунктов.
– В Псковской области большое количество малочисленных населенных пунктов и, соответственно, дорог. Как вы считаете, стоит ли строить новые дороги или лучше сконцентрироваться на приведении в достойное состояние уже существующих?
– В отношении дорожного хозяйства мы пришли к глубокому убеждению, что необходимо наладить соответствующее содержание имеющихся дорог. У нас недоремонт дорог существующей сети составляет 90%. Поэтому сейчас все силы мы тратим на текущий и капитальный ремонт.
Еще один очень важный аспект. За качество ремонта дороги подрядчик должен нести реальную ответственность, поэтому для нас, заказчика, важно грамотно составить контракт. За дорожные работы, которые заказывает наш областной дорожный комитет, мы несем ответственность. И я знаю, к примеру, что в контракте, который мы заключили на ремонт дороги по улице Инженерной в Пскове, четко прописаны гарантийные сроки и ответственность.
Мы должны использовать мировую практику заключения контрактов. Например, недавно одна компания выиграла конкурс на ремонт школы, и мы изначально попросили 5% средств от стоимости работ на неотзываемый депозит. Это входило в условия конкурса и является гарантией того, что все работы будут выполнены качественно и в срок. По условиям контракта, мы расплачиваемся за выполненные работы ежемесячно, и если подрядчик все выполняет в срок и качественно, эти 5% мы ему отдаем.
– Все государственные закупки идут в Псковской области на конкурсной основе. Вы не могли бы привести конкретные примеры экономии бюджетных средств посредством организации конкурсов?
– Таких примеров множество. На этот отопительный сезон мы закупили мазут для большинства тепловых предприятий области по цене 4850 рублей. В августе-сентябре люди самостоятельно покупали мазут за 7000 рублей. Разница в десятки миллионов рублей благодаря конкурсу. На конкурсах по капитальным работам мы экономим порядка 10% первоначальной цены.
Проектная стоимость перевода 500 квартир на природный газ в Великих Луках составляла 7 миллионов рублей. Конкурс среди предприятий на проведение природного газа позволил сэкономить 1 млн. 300 тысяч рублей.
Отмечу, что конкурсы выигрывают как крупные, так и небольшие компании. Например, подряд на завершение строительства областной детской больницы выиграло крупнейшее предприятие – ЗАО «Реставрационная мастерская». А школу в Дно строит малоизвестная компания, и никаких нареканий у нас на нее нет. Ведь для нас самое главное – сроки и качество. Размер и влияние компании значения не имеют.
– Насколько мне известно, большой проблемой в сфере строительства в прежние годы была задержка платежей со стороны бюджета. Вам удалось ее решить?
– Действительно, в прошлые годы росла задолженность области перед строительными организациями. Контракты выполнялись с рассрочкой платежа. Все делали вид, что работают, а область – что оплачивает. Сейчас все работает четко, месяц прошел – работы приняты и оплачены.
Мы начали с погашения накопившейся задолженности. В 2005 году около 50 миллионов мы выплатили строительным предприятиям в качестве погашения долгов, которые числились с 2003 года. В 2006 году мы занялись проблемой «долгостроя». Областная инвестиционная программа достигла 140 миллионов, при этом мы сконцентрировали средства на тех крупных объектах, что принято называть «долгостроем». В частности, силы были брошены на областную детскую больницу, Идрицкую школу и объекты жилищно-коммунального хозяйства: котельную в поселке Заплюсье, котельную в Острове и на ряд других объектов.
В сфере строительства также много текущих проблем. С ними мы сталкиваемся ежедневно. Нас очень волнует резкий рост цен на строительные материалы (цемент, металл, кирпич), который составил до 60-70% в этом году. Проблема усложняется и тем, что спрогнозировать, как сложится стоимость товара на рынке в новом году, очень сложно.
Настораживает и то, что у нас уже выдано земельных участков до 2006 года на объем строительства около 300 тыс. кв. м. Это примерно две с половиной годовые программы строительства в области. Но бума строительства в области не наблюдается. Возможно, кто-то хочет перепродать участки, а кто-то запасся на всякий случай. Речь идет о небольших участках, которые имеют своих владельцев, но строительство на них не начато. И мы сейчас ведем работу: если в течение трех лет участок не осваивается, то мы его будем забирать.
Как вы знаете, закон обязывает нас выделять землю на публичных процедурах. При этом всю начальную документацию должны готовить муниципалитеты. А на 25 декабря 2006 года в администрации Пскова находилось 75 дел, по которым уже нарушены сроки подготовки документации. В основном это участки для жилищного строительства. Мы готовы принять эти функции на себя, но городская муниципальная администрация не соглашается.
Отмечу также, что если инвестор готовит документацию для выделения земли под производственное строительство за свой счет, то в случае проигрыша конкурса мы возвращаем ему все деньги, потраченные на подготовку документации.
– Игорь Иванович, расскажите о планах на будущие годы. Какие основные задачи вы ставите перед собой и вашими подчиненными? Какие принципы и подходы вы будете развивать?
– Мы будем двигаться дальше по всем направлениям. Продолжим модернизацию здравоохранения и образования с целью повышения качества образовательных и лечебных услуг. В ближайшие два года мы сконцентрируем особое внимание на этих направлениях. Речь идет о создании института врачей общей практики, реконструкции и ремонте лечебных учреждений. Начнем с большого – с Центров, которые нужны всей области. К примеру, завершение строительства хирургического центра областной больницы. Ведь его строительство идет уже 10 лет. Когда мы его достроим, то сложные, требующие дорогого оборудования операции, за которыми жители области едут в Москву, мы сможем сделать здесь. И благодаря тем шагам, что мы предприняли в 2005-2006 годах, нам под силу закончить строительство хирургического центра за два года. Отмечу, что специалисты, работающие в областной больнице, очень высокого класса, нам не хватает лишь оборудования. И эту проблему мы решим.
Мы уважаем честный легальный бизнес, который дает нормальные зарплаты людям. Мы будем помогать ему, оберегать его и поддерживать, вне зависимости от того, местный это инвестор или зарубежный. Псковская область открыта для прихода инвестиций, свидетельством тому служит существенный рост капиталовложений в 2006 году.
В ближайшие годы 400 млн. евро инвесторы предполагают вложить в строительство целлюлозно-бумажного комбината в Псковской области. Инвесторы посетили Россию, побывали в ряде регионов, посмотрели на нашу область, оценили работу администрации Псковской области и посчитали возможным вложить такие немалые деньги в наш регион.
Большую работу нам предстоит сделать в сфере газификации. Мы будем продолжать начатую работу в соответствии с достигнутыми с «Газпромом» соглашениями и в ближайшие два-три года сконцентрируем усилия на газификации Невеля и Пыталово. В Дедовичах, Локне, Бежаницах и Великих Луках продолжим работу по подключению к природному газу частных домовладений, помогая муниципалитетам в решении этой задачи. Нам предстоит еще многое сделать, и для этого мы готовы много работать.
***
Стоит согласиться, что за последние два года администрацией Псковской области проделана действительно серьезная работа, результаты которой пока еще сложно ощутить в полной мере. Ведь рост капитальных вложений, формирование бюджета развития, модернизация сети государственных и муниципальных учреждений и ввод в действие социально значимых объектов, считавшихся в прежние годы «долгостроем», – это забота о будущем. В то время как большинству людей обычно свойственно думать о настоящем. Умение мыслить категориями будущего, идти на шаг вперед и вести за собой других, наверное, – врожденные качества. И, кстати, не только нашего сегодняшнего собеседника.
Новые подходы к управлению, введение которых рекомендуется для регионов на федеральном уровне, успешно внедряются губернатором Михаилом Кузнецовым в Псковской области. И эти подходы, к примеру, переход к «бюджетированию, ориентированному на результат», требуют изменения менталитета региональных и муниципальных чиновников.
Реализовать задуманное, на наш взгляд, помогут персональная ответственность за решение конкретных вопросов, прозрачные подходы в межбюджетных отношениях и концентрация усилий на достижении реальных задач.
Беседовал Максим Голиков
Источник:
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции