Эксперты / Владимир Зубов | все комментарии
Европа рассчитывает на российские деньги в «чулках» – Владимир Зубов о том, как жить в ВТО
Вступление России в ВТО сопровождалось и предупреждениями и крахе отечественного производителя, и ожиданиями множества дешевых товаров. Эксперт ЦДИ, президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов – о том, какой рыбой, в прямом и переносном смысле, кормит Россию Запад, и почему никто толком не может сказать, чего конкретного нам ждать от ВТО.
Свиноводы «оценили»
- Уже год, с момента вступления в ВТО, отечественный бизнес говорит о новых правилах и живет в новых условиях. Оправдались ли в целом ожидания - пессимистические либо оптимистические?
- Оптимисты ожидали, что членство в ВТО сразу сделает российские товары более востребованными на международных рынках. Пессимисты в свою очередь опасались мощной экспансии импорта на территорию России.
Если сейчас подводить какие-то промежуточные итоги, а промежуточными они будут, поскольку идет переходный процесс, то ситуацию я пока бы охарактеризовал так – «много шума из ничего»… Лишь к 2020 году, к которому наша страна планирует полностью выполнить условия по переходу к стандартам ВТО по гармонизации своих пошлин в соответствии с договоренностями, которые были подписаны РФ со всеми членами торговой организации, мы сможем что-то понять.
Лавинообразного изменения импортных пошлин с какой-то высокой ставки до нуля за исключением отдельных направлений, таких как мясо свинины и живые свиньи, не произошло. Российское свиноводство действительно стало очень уязвимым с точки зрения импортных потоков.
Баррикады незнания
- По другим отраслям практически никто, кроме узких министерских специалистов, не знает точных графиков снижения ставок пошлин на товары - как при экспорте, так и при импорте, - продолжает Владимир Зубов. - В таких условиях грамотно спрогнозировать свою тактику по преодолению экспансии импортных товаров или свою тактику по усилению экспортных позиций на международных рынках мало кто может.
У тех, кто должен разрабатывать подзаконные акты, как говорят эксперты, зачастую нет на руках аутентичных переводов текстов соглашений. Даже таможенные органы сейчас не могут четко сказать по всем позициям, как будут меняться ставки на будущий шестилетний период. Они знают перспективу наступающего года, а на послеследующий - ждут указаний от Таможенного союза. Поэтому все пока находятся в неких пространных расчетах, при этом надеются на лучшее, но готовятся к худшему.
- В свое время вы говорили о том, что у нас не хватает компетентных людей в правительстве, которые должны прорабатывать вступление в ВТО с российской стороны. Ситуация не изменилась?
- К сожалению, разбирающихся в вопросе людей больше не стало. Я бы даже сказал, что и стремления увеличить количество экспертов - нет. Все воспринимают вступление в ВТО, как некую данность и вспоминают о том, что нужно что-то менять, только когда западные страны, зная условия лучше нас, начинают тормошить, почему не выполняются те или иные договоренности.
Речь идет о заскорузлой бюрократической машине, которая должна прорабатывать сорок с лишним томов условий вступления, при этом, даже не зная алгоритма («дорожной карты», как теперь модно говорить) самой программы, по которой должна работать. Во всяком случае, у меня складывается такое ощущение.
Помогите большой фирме с маленьким КПД!
- Проблема еще и в том, что большинство отраслей экономики РФ пока не готовы к конкуренции на международном рынке, - замечает президент региональной ТПП. - Это связано с низкой производительностью труда, высокими затратами на производство единицы продукции. Мы не Африка, не Испания и не Италия, два-три урожая в год не собираем, даже собранный урожай не всегда можем сохранить, из-за отсутствия внедрения современных технологий. И это касается большинства видов сельскохозяйственной продукции.
Много нужно сделать для того, чтобы экономика страны не упала под натиском агрессивной политики по продвижению своих товаров со стороны международного торгового сообщества, то есть ВТО.
- Мне приходилось неоднократно слышать от руководителей предприятий различных отраслей, что модернизацию производства своими силами им не потянуть. Поэтому они рассчитывают на помощь государства. Если такая помощь предоставлена не будет, сможет ли российский бизнес стать конкурентоспособным?
- С одной стороны, государство не обязано частникам каким-то образом помогать. В то же время, в любой, даже высокоразвитой экономике, существуют дотационные отрасли. Например, продовольствие является сферой экономической безопасности государства. Поэтому все, что связано с этим рынком, должно каким-то образом государством субсидироваться, чтобы не ставить население на грань выживания в случае продовольственной блокады. Это либо субсидирование затрат на топливо для сельхозпроизводителей, покупку современных технологий, либо компенсация затрат на внедрение новых методик хранения и переработки сельхозпродукции, создание новых видов продуктов питания.
Во всем мире принято, что если более 25% рынка продовольствия занято импортом, то безопасность всего государства находится под угрозой. Потому что, не имея собственной еды, попадая в продуктовую кабалу, государство не сможет нормально ни армию накормить, ни в целом население. И тогда рождаются бунты. История России уже познала на себе так называемые хлебные, спиртовые, сахарные бунты, которые приводили к революционным последствиям и смене текущего правительства, а иногда и государственного строя.
Целенаправленной государственной политики по поддержке зависимых от вступления в ВТО отраслей, которые остаются базисными для экономической стабильности России, как это делает Европейское сообщество, США, Китай, у нас по факту нет, пока все только на бумаге. Деньги того резерва, который откладывался на черный день, тратятся совершенно в других направлениях, не связанных с восстановлением экономического благосостояния России.
Инвестпроект в Россию? Это фантастика
- Вы назвали критичной долей импорта 25%. Какая же цифра у нас сегодня в России?
- Из разных источников звучат цифры от 20 до 40%, то есть мы уже вплотную придвинулись или перешагнули эту опасную черту. Политика ВТО сделала многие продукты питания, производимые в Европе и Америке, более дешевыми, чем российские аналоги. Причину я уже указал – высокая себестоимость отечественной продукции.
- Некоторые эксперты полагают, что международные компании, приходя на наш рынок, специально жестко демпингуют, даже порой себе в ущерб, чтобы не просто на нем обосноваться, но и выдавить возможных конкурентов.
- К сожалению, Россия, кроме своего большого потребительского рынка и запасов природных ресурсов, которыми она располагает, более ничем не интересна для иностранных компаний. Видно, что инвестиционных проектов в России стало меньше, особенно сейчас, в период серьезного экономического спада. Наоборот, усилился вывоз капитала из России и инвестирование его в экономики других, более интересных для инвесторов стран. Западные инвесторы сегодня нередко задаются вопросом: «Зачем нам вкладывать в вашу страну деньги, если ваши же олигархи выводят средства за границу?»
Рыбу дадим, удочку не дадим
- Тем не менее, потребительский сектор у нас не так закредитован, как в других странах, - отмечает эксперт ЦДИ. - Многие россияне, не веря обещаниям правительства, создали себе собственную финансовую «подушку безопасности», которая, конечно тает в виду инфляционных процессов, но, тем не менее, греет душу. Они готовы ее тратить на самое необходимое: на питание и на приобретение предметов первой необходимости, откладывая на потом покупку предметов длительного пользования. Европейские компании как раз и предлагают такой перечень продукции.
При этом они не хотят предлагать нам современные технологии, наукоемкие и инновационные производства здесь на территории России, как это было, например, в Китае, в котором динамика экономического роста от низкого уровня к нынешнему, достаточно высокому, инвесторов радовала больше, чем у нас. Кстати, китайцы отвоевали себе 14 лет переходного периода при вступлении в ВТО, затратив на это всего 5 лет переговорного процесса. Мы затратили 19 лет и выторговали себе только 8 лет перехода и достаточно кабальные условия вступления в ВТО.
Главное, чтобы костюмчик... был
- Владимир Анатольевич, говоря о наиболее уязвимых с учетом ВТО отраслях, вы называли свиноводство. Но, насколько мне известно, от вступления в ВТО серьезно пострадала и отечественная легкая промышленность.
- Да, это так. Снизились пошлины на готовые товары как высокого ценового диапазона, так и низкого. С учетом уменьшения пошлин, дорогой сегмент становится средним. Получается, что покупатель в конечном итоге выигрывает, потому что может позволить себе большее за меньшие деньги. Однако отечественная отрасль, которая создает рабочие места и платит налоги в региональный и федеральный бюджеты, теряет финансовую основу для существования, поскольку ее товар становится менее конкурентоспособным.
С целью минимизации затрат предприятия будут вынуждены сокращать рабочие места. Автоматически снизятся объемы производимой продукции. Пострадает и качество, если не вкладываются деньги в более современные технологические линии, которые позволят обеспечивать высокое качество при меньшем коллективе.
В целом ситуация для экономики страны создается достаточно угрюмая. Те лидеры, на которых надеялись или уповали, а это металлургическая отрасль, машиностроение, газодобыча, нефтепереработка, на данном этапе кризиса не востребованы не только в мире, но и внутри страны. Поэтому локомотивы стоят на приколе в ожидании хороших времен, а более динамичные отрасли, которые работали на сферу народного потребления и сервиса, приведены договоренностями вступления в ВТО в жесточайшие условия конкуренции и снижения рынков сбыта.
- Вместе с готовыми изделиями, по идее, из-за границы должно было хлынуть и сырье. Если говорить, например, о швейной промышленности, почему отрасль не спасает снижение пошлин на ткани?
- Потому что на ткани изначально не было особенно высоких пошлин. Так как производство тканей в России практически загублено, они уже были снижены. Хлопок в России не выращивают, льнокомбинаты можно пересчитать по пальцам. Великолукский льнокомбинат, например, находится сейчас в очень плачевном состоянии. Сколько раз его пытались возродить, но все безуспешно.
Единичные предприятия по переработке сырья для тканей в России в любом случае работают в основном с импортным сырьем. На сырьевые ресурсы пошлины также были изначально снижены, для того, чтобы сохранить конкурентоспособность отечественной текстильной и швейной отраслей.
Утром - стулья, вечером - деньги
- Мы с вами говорили о локомотивах российской экономики федерального масштаба. Буксуют ли наши областные мини-локомотивчики? Я подразумеваю, прежде всего, промышленное производство в Великих Луках.
- Да, у них тоже непростая ситуация. Спрос на их продукцию также упал. Желающих приобрести на самом деле много, вот только денег, чтобы заплатить – нет. Такая ситуация сложилась в частности у псковского завода «СПиКо», на котором делают заводы для производства топливных гранул. Многие, сделав предоплату за комплекс в размере 30-50%, не могут оплатить оставшуюся часть суммы. В результате частично оплаченная продукция лежит на складах завода, отдать ее без полной оплаты они тоже не могут. А ведь на производство технологического оборудования этих заводов были потрачены средства, взятые в кредит.
И такая ситуация сейчас в очень многих компаниях региона, к сожалению. Получается работа на склад, а это дополнительные затраты на хранение продукции.
- Неужели нет ни одной отрасли, которая хоть как-то выиграла от вступления в ВТО?
- В Псковской области такой отрасли, на мой взгляд, нет - кроме торговли.
В масштабах нашего местечкового бизнеса, наверное, глобальные выводы сделать сложно, но я их делаю из знания ситуации в соседних регионах. Однако достоверные статистические данные по этому году мы сможем получить не раньше марта следующего года, когда будут сданы балансы за 2013 год, но мне кажется, эти данные не будут столь оптимистичными, как хотелось бы.
- Ситуацию усугубляет сложившаяся экономическая рецессия. Если бы ее не было, может быть, мы не так остро ощутили бы негативные моменты вступления в ВТО?
- Я не могу поддерживать сослагательное наклонение, что было бы, если бы. Гадать на кофейной гуще сложно. В данном случае рецессия – это совершенно объективный ответ на стагнацию покупательского спроса. Сейчас тратят меньше, потому что нет уверенности в завтрашнем дне. Это касается не только людей, но и компаний.
Тактика выживания не совместима с экономическим ростом.
Осенние прогнозы
- Некоторые аналитики еще весной утверждали, что рецессия усугубится осенью. Есть какие-то моменты, которые сейчас подтвердили бы этот прогноз или опровергли.
- Дело в том, что в октябре наступает период налоговых платежей. Заканчивается третий самый непроизводственный квартал, во время которого люди уходят в отпуска, продукции выпускается меньше, реализуется она хуже, а налоги платить нужно. Обычно лишь в конце сентября, начале октября восстанавливаются спрос и продажи. Денег в этот период у многих нет, поэтому востребованными станут банковские кредиты, а финансовые учреждения дают их неохотно на пополнение оборотных средств.
Исходя из этого будет происходить продажа валютной выручки, полученной предприятиями за предыдущее полугодие. Будут покупаться рубли, что, возможно, приведет к частичному снижению курса евро и доллара к рублю. Конечно, это будет временный период. Затем статус-кво будет восстановлен.
Часть денег уйдет на налоги, и на производство их останется уже гораздо меньше, поэтому отчасти этот прогноз, наверное, справедливый.
- Можно ли найти хоть какую-то мажорную ноту в создавшейся ситуации?
- Россия все-таки при всех негативных тенденциях обладает существенным преимуществом по сравнению с другими странами. Пусть у нас не очень хорошее планирование, зато у нас много природных ресурсов. Надо лишь грамотно ими распорядиться, не делая их исключительной собственностью нефтегазовых олигархов. Можно посмотреть на пример Объединенных Арабских Эмиратов, где половина прибыли с каждого барреля добытой нефти кладется на сберегательные счета развития каждого гражданина страны.
Будем надеяться на изменения государственной экономической политики в интересах большинства населения России.
Беседовал Александр Серединин
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции