Реклама на ЦДИ
 27.11.2024

Эксперты / Владимир Зубов  | все комментарии

Европа рассчитывает на российские деньги в «чулках» – Владимир Зубов о том, как жить в ВТО

28.08.2013 15:48 ЦДИ, Псков

Вступление России в ВТО сопровождалось и предупреждениями и крахе отечественного производителя, и ожиданиями множества дешевых товаров. Эксперт ЦДИ, президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов – о том, какой рыбой, в прямом и переносном смысле, кормит Россию Запад, и почему никто толком не может сказать, чего конкретного нам ждать от ВТО.

 

Свиноводы «оценили»

- Уже год, с момента вступления в ВТО, отечественный бизнес говорит о новых правилах и живет в новых условиях. Оправдались ли в целом ожидания - пессимистические либо оптимистические?

- Оптимисты ожидали, что членство в ВТО сразу сделает российские товары более востребованными на международных рынках. Пессимисты в свою очередь опасались мощной экспансии импорта на территорию России.

Если сейчас подводить какие-то промежуточные итоги, а промежуточными они будут, поскольку идет переходный процесс, то ситуацию я пока бы охарактеризовал так – «много шума из ничего»… Лишь к 2020 году, к которому наша страна планирует полностью выполнить условия по переходу к стандартам ВТО по гармонизации своих пошлин в соответствии с договоренностями, которые были подписаны РФ со всеми членами торговой организации, мы сможем что-то понять.

Лавинообразного изменения импортных пошлин с какой-то высокой ставки до нуля за исключением отдельных направлений, таких как мясо свинины и живые свиньи, не произошло. Российское свиноводство действительно стало очень уязвимым с точки зрения импортных потоков.

Баррикады незнания

- По другим отраслям практически никто, кроме узких министерских специалистов, не знает точных графиков снижения ставок пошлин на товары - как при экспорте, так и при импорте, - продолжает Владимир Зубов. - В таких условиях грамотно спрогнозировать свою тактику по преодолению экспансии импортных товаров или свою тактику по усилению экспортных позиций на международных рынках мало кто может.

У тех, кто должен разрабатывать подзаконные акты, как говорят эксперты, зачастую нет на руках аутентичных переводов текстов соглашений. Даже таможенные органы сейчас не могут четко сказать по всем позициям, как будут меняться ставки на будущий шестилетний период. Они знают перспективу наступающего года, а на послеследующий - ждут указаний от Таможенного союза. Поэтому все пока находятся в неких пространных расчетах, при этом надеются на лучшее, но готовятся к худшему.

- В свое время вы говорили о том, что у нас не хватает компетентных людей в правительстве, которые должны прорабатывать вступление в ВТО с российской стороны. Ситуация не изменилась?

- К сожалению, разбирающихся в вопросе людей больше не стало. Я бы даже сказал, что и стремления увеличить количество экспертов - нет. Все воспринимают вступление в ВТО, как некую данность и вспоминают о том, что нужно что-то менять, только когда западные страны, зная условия лучше нас, начинают тормошить, почему не выполняются те или иные договоренности.

Речь идет о заскорузлой бюрократической машине, которая должна прорабатывать сорок с лишним томов условий вступления, при этом, даже не зная алгоритма («дорожной карты», как теперь модно говорить) самой программы, по которой должна работать. Во всяком случае, у меня складывается такое ощущение.

Помогите большой фирме с маленьким КПД!

- Проблема еще и в том, что большинство отраслей экономики РФ пока не готовы к конкуренции на международном рынке, - замечает президент региональной ТПП. - Это связано с низкой производительностью труда, высокими затратами на производство единицы продукции. Мы не Африка, не Испания и не Италия, два-три урожая в год  не собираем, даже собранный урожай не всегда можем сохранить, из-за отсутствия внедрения  современных технологий. И это касается большинства видов сельскохозяйственной продукции.

Много нужно сделать для того, чтобы экономика страны не упала под натиском агрессивной политики по продвижению своих товаров со стороны международного торгового сообщества, то есть ВТО.

- Мне приходилось неоднократно слышать от руководителей предприятий различных отраслей, что модернизацию производства своими силами им не потянуть. Поэтому они рассчитывают на помощь государства. Если такая помощь предоставлена не будет, сможет ли российский бизнес стать конкурентоспособным?

- С одной стороны, государство не обязано частникам каким-то образом помогать. В то же время, в любой, даже высокоразвитой экономике, существуют дотационные отрасли.  Например, продовольствие является сферой экономической безопасности государства. Поэтому все, что связано с этим рынком, должно каким-то образом государством субсидироваться, чтобы не ставить население на грань выживания в случае продовольственной блокады. Это либо субсидирование затрат на топливо для сельхозпроизводителей, покупку современных технологий, либо компенсация затрат на внедрение новых методик хранения и переработки сельхозпродукции, создание новых видов продуктов питания.

Во всем мире принято, что если более 25% рынка продовольствия занято импортом, то безопасность всего государства находится под угрозой. Потому что, не имея собственной еды, попадая в продуктовую кабалу, государство не сможет нормально ни армию накормить, ни в целом население. И тогда рождаются бунты. История России уже познала на себе так называемые хлебные, спиртовые, сахарные бунты, которые приводили к революционным последствиям и смене текущего правительства, а иногда и государственного строя.

Целенаправленной государственной политики по поддержке зависимых от вступления в ВТО отраслей, которые остаются базисными для экономической стабильности России, как это делает Европейское сообщество, США, Китай, у нас по факту нет, пока все только на бумаге. Деньги того резерва, который откладывался на черный день, тратятся совершенно в других направлениях, не связанных с восстановлением экономического благосостояния России.

Инвестпроект в Россию? Это фантастика

- Вы назвали критичной долей импорта 25%. Какая же цифра у нас сегодня в России?

- Из разных источников звучат цифры от 20 до 40%, то есть мы уже вплотную придвинулись или перешагнули эту опасную черту. Политика ВТО сделала многие продукты питания, производимые в Европе и Америке, более дешевыми, чем российские аналоги. Причину я уже указал – высокая себестоимость отечественной продукции.

- Некоторые эксперты полагают, что международные компании, приходя на наш рынок, специально жестко демпингуют, даже порой себе в ущерб, чтобы не просто на нем обосноваться, но и выдавить возможных конкурентов.

- К сожалению, Россия, кроме своего большого потребительского рынка и запасов природных ресурсов, которыми она располагает, более ничем не интересна для иностранных компаний. Видно, что инвестиционных проектов в России стало меньше, особенно сейчас, в период серьезного экономического спада. Наоборот, усилился вывоз капитала из России и инвестирование его в экономики других, более интересных для инвесторов стран. Западные инвесторы сегодня нередко задаются вопросом: «Зачем нам вкладывать в вашу страну деньги, если ваши же олигархи выводят средства за границу?»

Рыбу дадим, удочку не дадим

- Тем не менее, потребительский сектор у нас не так закредитован, как в других странах, - отмечает эксперт ЦДИ. - Многие россияне, не веря обещаниям правительства, создали себе собственную финансовую «подушку безопасности», которая, конечно тает в виду инфляционных процессов, но, тем не менее, греет душу. Они готовы ее тратить на самое необходимое: на питание и на приобретение предметов первой необходимости, откладывая на потом покупку предметов длительного пользования. Европейские компании как раз и предлагают такой перечень продукции.

При этом они не хотят предлагать нам современные технологии, наукоемкие и инновационные производства здесь на территории России, как это было, например, в Китае, в котором динамика экономического роста от низкого уровня к нынешнему, достаточно высокому, инвесторов радовала больше, чем у нас. Кстати, китайцы отвоевали себе 14 лет переходного периода при вступлении в ВТО, затратив на это всего 5 лет переговорного процесса. Мы затратили 19 лет и выторговали себе только 8 лет перехода и достаточно кабальные условия вступления в ВТО.

Беседовал Александр Серединин

Продолжение читайте завтра, 29 августа, на ЦДИ.



Распечатать:     Комментарии: 2

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать: