Эксперты / Петр Слепченко | все комментарии
Предпринимателям нужно открыть кислород - Петр Слепченко об участии в престижном экономическом форуме
XII международный инвестиционный форум прошел в Сочи в конце сентября. Это крупнейшая встреча федерального масштаба, на которой представители бизнеса и органов власти традиционно обсуждают самые актуальные вопросы экономики страны.
В работе форума принял участие уполномоченный по защите прав предпринимателей Псковской области Петр Слепченко. Центр Деловой Информации попросил бизнес-омбудсмена рассказать о ключевых вопросах, вынесенных на обсуждение государственной элиты на форуме «Сочи 2013», и поделиться впечатлениями от поездки.
- Петр Михайлович, в чем ценность международного инвестиционного форума, не стал ли он мероприятием, где предприниматели в очередной раз высказались, а власти показательно выслушали?
- Международный инвестиционный форум - мероприятие чрезвычайно широкое и представительное. Впервые в работе форума приняли участие пять вице-премьеров, 15 министров и 58 глав субъектов РФ. Такие встречи очень нужны: где еще можно в режиме хорошего нормального общения задать вопросы по интересующим темам министру экономического развития? Все без исключения, с кем мне довелось там поработать в режиме круглых столов и панельных дискуссий, открыты для диалога, настроены на конструктивное решение вопросов.
Форум - это площадка, которая позволяет без лишних бюрократических процедур обсудить множество актуальных проблем и наметить по ним какие-то концептуальные решения. Это не просто парадное лакированное мероприятие, это место для общения, понимания позиции друг друга и формирования правильных выводов.
Представители бизнеса высказались, а власти с различной степенью заинтересованности выслушали. В основном это была полемика между представителями власти различных уровней. Ряд проблем были озвучены уполномоченным, где-то это звучало со стороны бизнеса, где-то со стороны руководителей регионов. Высказывались и депутаты госдумы, и руководство министерств.
- Какие впечатления оставили у вас дискуссии и тезисы, озвученные на форуме?
- Впечатления двойственные. С одной стороны, проблемам развития предпринимательства власти Российской Федерации уделяют самое пристальное внимание. У них есть понимание, что это база для экономики страны: одними только государственными корпорациями экономическую устойчивость страны и объем валового продукта не обеспечить. Поэтому необходимо развивать российское предпринимательство. Это выражается, в частности, в конкретных нормативных актах. Одним из показательных моментов за последнее время, по моему мнению, стало и создание института уполномоченных, который призван обобщать поступающую информацию, и на ее основе вносить предложения, корректировки, отстаивать интересы предпринимателей и работать над улучшением инвестиционного климата.
С другой стороны, реальная ситуация по динамике и сути выглядит так, что должных темпов развития предпринимательства все эти меры не обеспечивают. Я считаю, что это связано, прежде всего, с действующей политикой налоговых и неналоговых отчислений.
В этом году увеличение пенсионных отчислений для индивидуальных предпринимателей привело к сокращению деятельности очень большого количества ИП. Как на территории Псковской области, так и повсеместно в стране. Это очень весомый слой общества, который обеспечивает самозанятость и создает значительную часть налоговых поступлений. Он является базой предпринимательской инициативы низового уровня. На ней, как на фундаменте, можно строить рыночную экономику и основы предпринимательства, как бы популистски это ни звучало.
Когда на этом уровне убивают инициативу, то даже у того небольшого количества людей, у которых есть предпринимательская жилка, пропадает желание реализовывать себя в предпринимательстве. Они вынуждены уходить в другие сферы наемными работниками.
- Наверняка предлагались какие-то решения?
- Со стороны федерального уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова на форуме прозвучал ряд предложений, каким образом можно создать условия, корректируя налоговую систему, чтобы наоборот поощрять различные слои предпринимательства.
Обсуждалась налоговая политика и на уровне среднего и крупного бизнеса. В дискуссиях между уполномоченным, министерствами и ведомствами, на уровне замов председателей правительства, шла речь о том, чтобы сконцентрироваться на либерализации налоговой системы, дав тем самым возможность предпринимателям развиваться. И речь не идет о налоге на прибыль, ее еще надо заработать. Речь идет о том, чтобы снижать ставки тех налогов, которые входят в структуру себестоимости, разумно координируя их с бюджетной политикой. Сегодня у предпринимателя за счет ставки НДС и еще ряда отчислений просто изымаются деньги из оборота еще до формирования прибыли, лишая его возможности инвестировать средства в производство.
Если сейчас государство позволит вкладывать в развитие, то предприниматель объективно увеличит объемы своей деятельности и в будущем сможет платить больше отчислений.
Была предложена еще одна инициатива – возлагать большее налоговое бремя на конечного потребителя материальных благ, а не на его производителя. Возможно, это революционный тезис, но нужно перекладывать больше налогового бремени на физических лиц, при этом дав им возможность больше зарабатывать. Предпринимателям, как основным созидателям материальных благ, нужно дать возможность вздохнуть и развиться.
Очень большая проблема заключается в том, что сегодня многие предприятия находятся на излете материально-технического оснащения. На многих предприятиях сегодня изношенное оборудование, его парк не обновляется, потому что на это не хватает средств. У сверхрентабельных производств деньги находятся, но если мы говорим об обычном предпринимательстве, среднем классе предпринимательства, то здесь наблюдаются очень большие проблемы с обновлением производственной базы.
Еще одна из озвученных на форуме проблем - у предпринимателей ограничен доступ к финансовым ресурсам. Это связано как с требованиями законодательства, так и с теми нормативами, которые устанавливают банки и финансовые институты (с системами гарантий.) В результате, сложилась ситуация, когда, с одной стороны, при действующей налоговой системе не хватает оборотных средств, а с другой - нет доступа к источникам капитала, финансовым ресурсам, которые также могли бы направляться на обновление, реновацию, развитие производства.
В сфере взаимодействия с банками требуется и господдержка, и, наверное, ломка некоторых финансовых стереотипов. Предприниматели сегодня (те, кому это удается) предпочитают брать кредиты в зарубежном банке, потому что это гораздо дешевле. И это не потому что банки такие плохие в России, это потому что они тоже вовлечены в цепочку финансового оборота, который формируется и Центробанком, его монетарной политикой, и бюджетной политикой. В результате финансовый ресурс для банков тоже дорогой.
Банки вынуждены привлекать деньги за счет населения. Возникает такой порочный круг, в котором все по цепочке добавляют свои проценты. Население хочет получать высокий процент за свои вклады, банки вынуждены их платить. Плюс есть дефицит денежной массы, монетарно формируемой правительством. Повышенные проценты для населения банки перекладывают на плечи предпринимателей, которые вынуждены брать дорогие кредиты, если они их вообще потянут. Как следствие, предприятие вынуждено повышать цену на продукцию, а это уже сказывается на конечном потребителе, который тратит больше на покупку товаров, опять же если у него есть свободные средства. У него возникают к банку дополнительные требования – пожалуйста, платите мне большую ставку на мой вклад. И все повторяется по новому кругу.
Здесь, безусловно, важна регулирующая роль государства. Необходимо формировать государственную политику, при которой доступ предпринимателей к капиталу будет облегчен. Никто лучше них не знает, как его инвестировать в развитие производства. Для этого не нужны никакие сторонние эксперты. Мы говорим о добросовестных предпринимателях, а масса таких предпринимателей нарастает.
- На форуме несколько мероприятий были посвящены институту уполномоченных. Какие выводы сделали их участники на основе года с небольшим работы бизнес-омбудсменов?
- Констатировали, что институт уполномоченных сформировался. Институт интегрирован и успешно взаимодействует с органами прокуратуры, различными государственными органами, что позволило достаточно большое количество обращений разрешить в пользу предпринимателей. Я хочу отметить, что эта работа привела к тому, что и доверие у предпринимателей к органам власти возросло.
Работа с обращениями показала, что их количество неожиданно оказалось не таким большим, как предполагалось.
Обращения можно разделить на группы. Одни из них носят системный характер и их очень важно отработать, чтобы разрешить их на уровне федерального законодательства. Они типичны как для отдельных регионов, так и для всей страны в целом. Если внести нужные корректировки в законодательство и его правоприменение, тогда отпадут и системные проблемы.
Второй пласт проблем достаточно большой – это межкорпоративные споры. По этим поводам обращаются к уполномоченным, и в эти споры, как правило, вовлечены и властные структуры. К ним привлекают и прокуратуру, и управление внутренних дел. Однако темпы вовлечения власти в подобную борьбу сегодня снижаются. И это хорошо. Эта проблемы выкристаллизовывается и постепенно она сама собой отпадает.
Третий пласт – это конкретные вопросы предпринимателей, которые не носят системного характера, но тем не менее проявляются во взаимоотношениях со властью. И на форуме это звучало, и по своему опыту я могу сказать, что, как правило, такие проблемы связаны с личной неприязнью, возникшей между чиновником и предпринимателем. Несмотря на такую кажущуюся несерьезность ситуации, на самом деле она достаточно грустная и носит системный характер именно в вопросе взаимоотношений.
У нас так сложилось, что традиционно власть и бизнес, да и общество тоже, друг другу противопоставляются. Поэтому предприниматель, пришедший к чиновнику и имеющий хоть чуть-чуть отличную позицию, как правило, вызывает у чиновника неприязнь. Я очень часто сталкиваюсь с такими конфликтами. Вплоть до того, что начинает работать такая политика - «Так не доставайся же ты никому!».
Предприниматели – это люди тоже амбициозные, достигшие чего-то в своей жизни, инициативные, поэтому между ними и чиновниками начинается борьба, которая выплескивается впоследствии на уровень уполномоченного. И перевес сил тут на стороне чиновников. Могу отметить, что у последних есть масса рычагов, с помощью которых они могут затянуть решение вопроса, если не захотят что-то сделать, формальное соблюдая требования законодательства и прочих нормативных документов. Такая проблема есть, и она существенная.
Бывают и случаи формального вымогательства. Если ты решаешь ситуацию с удовольствием для чиновника, финансовым или иным, все решается быстро, в противном случае - долго, сложно, с нахождением массы формальных и прочих поводов для затягивания и отказов.
Такие проблемы можно решить как какими-то надзорно-карательными мерами, которые и сейчас предпринимаются, так и формированием позитивного отношения, позитивной атмосферы взаимопонимания и сознания того, что делается одно дело – развитие благосостояния страны.
Таким образом, уполномоченные сталкиваются с тремя основными группами вопросов – проблемы системных сбоев, межкорпоративные споры (сюда относится и рейдерство) и административные барьеры как следствие взаимной неприязни чиновников и бизнеса.
К сожалению, полномочия бизнес-омбудсменов еще не достаточно четко определены и реализованы на системной основе. В связи с этим планируется принятие целого пакета дополнительных законодательных актов, так называемого «второго пакета», для того, чтобы перейти от работы «в ручном режиме» к институциональным методам работы.
- Мы так много говорим об улучшении инвестиционного климата Псковского региона, и в то же время он снова не был представлен на сочинском форуме…
- Действительно, форум стал площадкой не только для обсуждения властных процедур, но и для заключения большого количества контрактов между компаниями, банками, администрациями регионов на уровне частного и государственного партнерства. В том числе подписывались договоры по инвестициям и размещению в регионах тех или иных производств. Многие регионы, имели на форуме свои площадки, на которых они представляли свои возможности и потенциал. Всего на форуме было представлено 58 регионов. Представителей Псковской области среди них, к сожалению, не было. Как и в прошлом году.
Задача сочинского форума - это не только и не столько полемика по государственным вопросам, а в первую очередь привлечение инвестиций в регионы, общение между предпринимателями и подписание контрактов. Поэтому мне кажется, что есть смысл нашему региону участвовать в международном инвестиционном форуме впредь. Заявлять о себе, продвигать свой регион, получая возможность притока дополнительных инвестиций. Так сказать, себя показать и на других посмотреть.
- Обсуждалась ли на «Сочи 2013» острая проблема возросших счетов за электроэнергию у крупных промышленных предприятий с июля текущего года?
- Этот вопрос на форуме поднимался и звучал, можно сказать рефреном. Он вынесен, насколько я знаю, уже на уровень федерации. В нашем регионе у меня тоже уже есть ряд обращений от псковских предпринимателей.
С одной стороны, я могу понять энергоагентов и предприятия энергетического комплекса, потому что цены на ресурсы постоянно растут. Однако рост тарифов социально ограничен. Есть прямые указания правительства, на какие допустимые уровни может изменяться тариф в течение определенного календарного периода. Получается, энергоагенты придумывают различные схемы, чтобы эти указания обойти и, что самое печальное, переложить социальную составляющую роста тарифов на предпринимателей. Таким образом, государство не только не реализует свою прямую обязанность по обеспечению социальных гарантий, но еще и демотивирует и финансово торпедирует бизнес.
Вопрос требует пристального внимания и коррекции. Нельзя так нагружать платежами предприятия, что они вообще могут закрыться. Нельзя заниматься только социальной политикой, не уделяя внимания экономике. При таком подходе когда-нибудь может сложиться ситуация, когда на выполнение социальных обязательств просто не окажется денег.
Беседовал Александр Серединин
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции