Эксперты / Игорь Савицкий | все комментарии
Нужно вернуть профессии инженера былую престижность - Игорь Савицкий
На Псковском заводе механических приводов для молодых специалистов, выпускников Политехнического института разных лет, организовали экспериментальную систему обучения. По определенным дисциплинам, актуальным для предприятия и вообще любого завода, где занимаются металлообработкой, молодые люди получают знания, а затем сдают целый ряд экзаменов. На одном из них довелось побывать корреспонденту ЦДИ.
Зачем заводу нужен спектральный анализ и оптико-эмиссионный спектрометр? Какова последовательность работы с ним? Почему в этом приборе используется аргон, а не другой вид газа? До какого знака после запятой он выдает результаты? Это далеко не самые заковыристые вопросы, которые задавал ребятам главный экзаменатор – генеральный директор «ПЗМП» Игорь Савицкий.
Легкие вопросы будущие инженеры щелкали, как орешки, на более сложных иногда спотыкались. Во время обучения в вузе они никогда не сталкивались с таким прибором и на заводе работали с ним впервые. Найти исчерпывающую информацию в прилагаемой к устройству документации, оказалось, тоже непросто – ее там попросту нет. Например, в ней не написано ни слова о возможности определить на спектрометре состав чугуна. Нет и четкого определения метода анализа.
Тем не менее, аттестацию все прошли успешно. «Все умеют пользоваться оптико-эмиссионным спектрометром, и это уже хороший результат», - подвела итоги экзаменационная комиссия.
За подробностями об интересном эксперименте по обучению молодых специалистов ЦДИ обратился лично к генеральному директору «ПЗМП» Игорю Савицкому.
- Игорь Николаевич, по какому принципу вы обучаете своих будущих инженеров?
- Мы создали на заводе свою собственную программу обучения персонала. На первом этапе они изучат измерительную технику, которая есть на любом крупном металлообрабатывающем предприятии. Затем перейдем непосредственно к изучению технологии: токарной обработки, зубошлифовки, обработки корпусных деталей, окраски, ковки, термообработки и многого другого. По всем этим видам они пройдут обучение и сертификацию.
На обучение для молодых специалистов выделено 4 часа в день, еще 4 часа они работают непосредственно на производстве по своей специализации. Мы уверены, что таким образом нам удастся подготовить специалистов за один год, тогда как обычно на целенаправленное взращивание квалифицированных инженеров уходит около трех лет.
Дорогу ребятам предстоит пройти достаточно большую. Первоначальный оклад – 15000 руб. За каждую успешно пройденную аттестацию, которая проводится не реже одного раза в месяц, будущий инженер получает 500 рублей надбавки. Те, кто сдает на отлично, еще и премию в 1000 рублей получают. Чтобы зарабатывать 30 тыс. руб. в месяц предстоит сдать немало экзаменов, но в течение года, я думаю, это вполне осуществимо.
По большому счету, это эксперимент. Хотим посмотреть, какие он принесет результаты.
Подготовка кадров отнимает у нас достаточно много сил и времени, но мы готовим людей, на которых в будущем можно будет рассчитывать.
- С удивлением обнаружил среди сдающих экзамен девушку…
- Более того, она – руководитель их группы. И вообще умница. Она – старший технолог.
- Каково Ваше мнение об общем уровне сегодняшнего образования? С каким багажом знаний приходят на завод специалисты?
- По моим ощущениям уровень образования сегодня снизился. Может быть, нерадикально, но снизился. Возможно, это только иллюзия. Мне кажется, он и раньше не был особенно высоким.
Тем не менее раньше в институтах было много лабораторий. Сейчас, насколько я знаю, их стало намного меньше, и это сказалось на уровне образования. Хотя это, скорее, мое субъективное мнение.
Вот что совершенно объективно – это отсутствие кадров. Нет готовых инженеров, технологов, конструкторов, которых можно было взять и сразу поставить на работу. Но, по большому счету, сегодняшние институты и не готовят готовых инженеров. Они выпускают специалистов, которые могут стать инженерами. Как минимум, они должны понимать техническую документацию на то оборудование, с которым мы работаем.
Другая проблема состоит в том, что сегодняшняя документация очень некачественная. Особенно на импортное оборудование. Очень тяжело по ней изучать техпроцессы. Приходится много ездить на специализированное обучение.
Например, сейчас мы готовим группу для стажировки в Болгарии на такой же машине ионно-плазменного азотирования, которую мы недавно приобрели. Потому что, к сожалению, исчерпывающей документации вместе с ней мы не получили. Она очень убогая. Да и на экзамене сегодня, как Вы видели, в документах, поставляемых с прибором, не удалось найти ответы на все вопросы.
Однако самая главная проблема в отсутствии на рынке труда свободных квалифицированных инженеров, которые могли бы заниматься проектированием и металлообработкой, что, в частности, актуально для нас.
- Нет на рынке труда Пскова, области, России?
- В России их мало, в Пскове - нет практически вообще. К нам не приходят готовые специалисты по металлообработке и по тем специальностям, которые нам необходимы. Раньше на завод приходили люди, скажем так, более подготовленные, более образованные, желающие больше работать.
Причина, не только в образовании, но и в том числе, в утечке кадров в другие регионы, Москву, Санкт-Петербург и за границу. И мы понимаем, что уезжают как раз, наверное, не самые плохие специалисты.
Когда есть такие проблемы, приходит понимание, что нужно устраивать образование кадров на местах, чем, собственно говоря, мы и занимаемся.
- Не боитесь, что обученные на заводе кадры, как только достигнут нужной квалификации, тоже уедут в поисках лучшей жизни?
- Такое тоже может быть, этого мы исключать не должны. Контрактной системы у нас нет. И я уверен, что это очень плохо, в том числе, и в плане подготовки кадров. Предприятия вкладывали бы намного больше в повышение квалификации своих специалистов, если бы были уверены, что сотрудник от них не уйдет. Сегодня получается, как вы правильно заметили, что организация может заплатить за обучение за границей, а потом специалист в эту самую заграницу и уедет.
Это, к сожалению, пробелы нашего законодательства. У нас только чиновники работают по контракту, а предприниматели работают в рамках Трудового Кодекса. КЗОТ защищает в первую очередь работника, но при этом лишает его самого выбора. В случае контракта у работника появилась бы возможность покупать квартиры, автомобили и так далее на получаемые от предприятия целевые кредиты, а также получать за его счет образование. Ведь организация будет знать, что в соответствии с контрактом работник должен будет за это рассчитаться, как минимум. Сегодня же никто ничего не гарантирует.
- И все-таки вы решили провести эксперимент по повышению квалификации молодых специалистов. Были ли те, кто отказался в нем участвовать?
- Нет, все с удовольствием согласились. Ведь, по большому счету, они повышают свою квалификацию за счет предприятия. Ежедневно ровно половину рабочего дня они посвящают обучению, самоподготовке и общению со специалистами. Только глупый может не захотеть учиться.
Сегодня Вы видели зачет по теоретической части, а впереди еще практическая. Мы им дадим образцы, а они будут определять, что это за металл, или проверять его соответствие маркировке. Уверен, это будет гораздо тяжелее, чем сдавать теорию.
Свой первый зачет они сдавали по настройке, измерению и контролю за инструментом с помощью оборудования Zoller. В будущем им предстоит освоить гораздо более сложную координатно-измерительную машину фирмы Zeiss. Там уже понадобится применить навыки программирования, и экзамен сдать уже будет не так просто.
Можно сказать, что все, что они сейчас проходят – это еще цветочки. Сегодня были достаточно несложные вопросы, поэтому все они легко теоретическую часть сдали. Практика будет сложнее. Нужно будет включить голову и подумать. Непосредственная технология имеет гораздо больше тонкостей и вопросов.
- Впоследствии, возможно, и они уже смогут обучать молодых специалистов?
- Ну, мы надеемся на это. К сожалению, молодые ребята сегодня очень плохо мотивированы заниматься самоподготовкой, не хотят расти в профессиональном плане. Нет заинтересованности изучать какие-то вещи более глубоко. Их приходится к этому подталкивать. Безусловно, какое-то понимание техпроцессов приходит, но это не мастерство. И я считаю, что это неправильный подход.
- Мне кажется, люди, стремящиеся к самообразованию, всегда были на вес золота.
- Да, это так. Даже в старые времена, когда на заводе работало 2300 работников и половина из них были ИТР, инженеров было только два-три человека.
К сожалению, наши инженеры зачастую знают много всего и ничего конкретного, даже по своей специальности. На Западе, сколько я там ни встречал людей, это не инженеры широкого профиля, а высококвалифицированные специалисты именно в той области инженерной практики, которой они занимаются.
- Нет ли тут противоречия? Вы говорите, что на Западе ценятся специалисты узкого профиля, а в программе обучения предприятия заложен достаточно широкий охват практических и теоретических знаний.
- Прежде, чем перейти к узкой специализации, у человека все-таки должна быть базовая инженерная подготовка. Даже для того, чтобы самому определиться с будущей профессией, необходима общеинженерная практика. Только после ее прохождения можно стать экспертом в своей области. Невозможно стать профессионалом в зуборезке, не зная токарного дела.
- Но ведь общие знания должно давать высшее образование?
- Мне кажется, у нас вообще неправильно построена система образования. Я не одобряю всю эту схему с бакалаврами и магистрами. До этого была нормальная система, но ее нужно было немного доработать. Я бы предложил следующее: после получения диплома о высшем образовании, человеку нужно защитить практический диплом по профессии. Чтобы получить диплом инженера, нужно, по моему мнению, проработать по специальности не менее трех лет и защитить практическую работу на специальной общественной комиссии, состоящей не только из профессоров, но и из производственников и предпринимателей. И только в этом случае человек мог бы получить диплом инженера.
Чтобы стать настоящим инженером, необходимо побывать в цеху, постичь лично все техпроцессы. Вплоть до того, чтобы поработать своими руками, самому попытаться не один раз, к примеру, обработать какое-то изделие на станке.
- Не станет ли инженеров при таких жестких условиях еще меньше?
- Не думаю, ведь это будет престижно. До революции инженеры были в большом почете и получали достаточно большие деньги. Необходимо вернуть элитность этой профессии. Такие люди должны быть востребованы в обществе.
Для этого нужно создать условия, тогда инженер был бы заинтересован работать по профессии. Сегодня человек, получивший образование, скажем, инженера-электрика, идет зачастую в администрацию, в лучшем случае в отдел как-то связанный с электроэнергией. Инженером он уже не будет никогда. И уж тем более не станет инженером тот, кто пошел работать продавцом в магазин.
При этом я понимаю, какое будущее ждет инженера. Даже если он отработает на заводе только три года, он уже будет востребованным специалистом, сможет зарабатывать деньги. Какое будущее у продавца – мне представить сложно.
Беседовал Александр Серединин
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции