Реклама на ЦДИ
 23.11.2024

Эксперты / Дмитрий Матвеев  | все комментарии

Дмитрий Матвеев: Сельское хозяйство может быть рентабельным и приносить деньги

22.10.2007 17:06 ЦДИ, Псков

Сельское хозяйство – одна из основных отраслей экономики Псковской области. Так сложилось исторически. И до сих пор большая часть населения региона – жители села. Можно ли применить для развития сельхозпроизводства опыт наших латвийских коллег? В чем может быть кооперация? Что дал круглый стол по сельскому хозяйству, прошедший недавно в Риге на Днях Псковской области в Латвии? Мы решили выяснить это у участника мероприятия, известного псковского бизнесмена и политика, председателя Совета Директоров ЗАО «Великолукский молочный комбинат», депутата Псковского областного Собрания Дмитрия Матвеева.

- Расскажите, пожалуйста, что вы ожидали от Дней Псковской области в Латвии, что понравилось, что не понравилось?

- Я считаю, что мероприятие было проведено на самом высоком уровне. Такие мероприятия в отношениях между приграничными территориями очень важны, во-первых, на них было очень много представителей и латвийского, и псковского бизнеса, которые обсуждали проблемы экономического сотрудничества. Конечно, не все то, что они высказывали, зависит от Администрации Псковской области и областного Собрания, но общение показало, что бизнесмены хотят работать вместе, и есть совместный интерес. Это касалось, прежде всего, сельского хозяйства и лесоперерабатывающей промышленности.

- С лесопереработкой в общем-то все понятно, а в чем наиболее перспективные направления сотрудничества в сфере сельского хозяйства?

- Первое – животноводство, затем – свиноводство. Надо честно признать, что в этих сферах Латвия ушла намного вперед. Потому что если сравнивать средний надой по молоку, то у нас в области он три с небольшим, а у латвийских коллег – пять с половиной. Все-таки, мне кажется, сказывается то, что мы 75 лет строили коммунизм, а они – 40. Все прибалтийские страны – сельскохозяйственные, мы видим, сколь высокий процент в структуре валового внутреннего продукта занимает у них сельскохозяйственная отрасль.

И второе – у них очень развито фермерство, и не из-за того, что был взят государственный курс на поддержку фермерства, просто оно было развито исторически.

- Я читал, что в нашей области фермерство до революции было развито в приграничных районах. И во время перестройки именно в этих районах было больше всего зарегистрировано фермерских хозяйств. А для других районов региона фермерство актуально, или менталитет другой?

- Если говорить в общем, то фермерство очень актуально. Другой вопрос, что фермером нужно родиться. И родиться именно в семье, где фермерство – основное занятие. К сожалению, у нас сегодня этого нет. Сельским хозяйством нельзя заниматься факультативно, им надо жить. Но перспектива для его развития есть. И еще, земле нужен хозяин, собственник. А у нас часто в хозяйстве все общее. Даже если взять Советский Союз, то надои коровы в колхозе и в личном подсобном хозяйстве могли быть разными. Потому что людей не стимулировали, всем платили одинаково. И когда мы говорим о наших планах, то подчеркиваем, у людей должна быть мотивация. Людям нужно платить такие деньги, на которые можно прожить, потому что у человека есть семья.

- Возможно, не очень приятный вопрос для вас, как представителя крупного бизнеса, тем не менее, хотелось бы получить на него ответ. Есть такая точка зрения, что крупный бизнес более образован, понимает рыночную конъюнктуру и что без сельхозпроизводства ему просто не прожить, поэтому поддерживает сельское хозяйство,  дающее ему сырье для переработки. Таким образом, сельское хозяйство воспринимается как прежде всего источник сырья, а не сфера, способная давать высокую рентабельность вложенного капитала?

- Нет, я с этим не согласен. Сельское хозяйство может быть рентабельным бизнесом  и приносить деньги. Сегодня многие крупные структуры идут в эту сферу. Но нужно понимать, что это не нефтяной или металлургический бизнес, где отдача быстрее. Тут отдачи нужно ждать три-четыре-пять лет. И сегодня есть понимание у крупного бизнеса, в сельском хозяйстве можно реально зарабатывать деньги. Вопрос в инициативе, либо компания сама принимает такое решение, либо  ее толкают к этому власти. Мы идем в сельское хозяйство сами, потому что я в него верю. Сельское хозяйство при правильной организации работы может давать деньги.

- Лично я воспринимаю нацпроект «Развитие АПК» как реальную поддержку сельхозпроизводителей. Предположим,  вы берете кредит под 13%, а государство возмещает вам 10%. Соответственно ресурсы становятся доступными, были бы здравые мысли, оформленные в бизнес-план и работоспособная команда, так ведь? Как вы считаете, малый бизнес понимает это и проявляет активность,  или пока мало проектов, о которых он может заявить?

- На сегодняшний день малый бизнес в сфере сельхозпроизводства не совсем понимает, что его государство поддерживает. И основная проблема в том, что люди, которые могут воспользоваться этой поддержкой,  не понимают,  как это сделать. Многих не учили, как работать с банками. Они не умеют составлять бизнес-планы. У них нет залога. Они не готовы. Но со временем, их дети постепенно к этому придут.

- А земля может быть залогом?

- Может, но если говорить о привлечении серьезных инвестиций, то этого недостаточно.

- Вернемся к теме Дней Псковской области в Латвии, что мы реально можем применить на практике из того, что мы увидели в Латвии?

- Вы внимательно слушали на круглом столе и должны были заметить,  как часто они упоминали слова «экономика», «выгодно», «не выгодно». У нас же часто, когда руководители хозяйств что-то делают, они часто действуют из внешних побуждений. Латыши говорили, что зерно должно дорого стоить, потому что крестьянин затратил труд, и он должен что-то получить, заработать. При этой ситуации, зерно будет дороже и соответственно, хлеб тоже. Конечно,  нам бы хотелось все подешевле. Но мы должны понимать, что люди, которые работают на селе, привлекают кредиты, за них им надо платить проценты. Если они не будут зарабатывать, у них не будет стимула работать. Я считаю, что надо дорого продавать готовую продукцию и дорого закупать у них сырье. Вы заметили, о чем говорит Евросоюз, к 2012-2013 году они отменят все дотации.

- Т.е. вы понимаете сельхозпроизводителя. И в отличие от сложившейся точки зрения, что перерабатывающие предприятия хотят закупать сырье за бесценок, согласны платить сельским труженикам достойно за их труд. Но как люди реагировали бы на это? Ведь всем хочется покупать продукты питания задешево?

- Конечно, негативно. Но давайте подумаем. Нам тоже выгодно закупать задешево. Но тогда какая мотивация будет у крестьян, если они не будут зарабатывать? Есть другой вариант, если государство будет субсидировать, но сейчас оно этого не делает.

- Не секрет, что молочная продукция дорожает, и очевидно будет дорожать в силу объективных экономических показателей международного уровня. Мы с вами это понимаем, но как это объяснить человеку, не знакомому с мировой экономикой. Или объяснять не надо, бесполезно?

- Давайте честно скажем, что нам это не объяснить. Ведь когда мы приходим в магазин, то хотим купить все хорошего качества и задешево. И нам не интересны глобальные вещи. Если бы это объясняли на уровне государства, тогда люди смогли бы понять причины подорожания продуктов питания.

- Я спросил, чему мы можем поучиться у Латвии, но ведь есть и интерес со стороны латвийского бизнеса в сфере сельхозпроизводства к нам, не так ли?

- В Латвии производится много сельскохозяйственной продукции, им нужны рынки сбыта, поэтому они выходят на российский рынок. И тут может быть конгломерация, их опыт в управлении сельским хозяйством.

- Я может нам быть интересен их опыт в работе с сетями? Есть такая точка зрения, что существует противоречие интересов сетей и производителей. Одни хотят купить дешевле и желательно с расчетом после реализации, а другие – поставить продукцию подороже?

- Да, верно. И в Латвии те же самые проблемы. Сети хотят закупать все дешево, чтобы продать дешевле и быть привлекательнее в глазах покупателей. Другой вопрос, на своем опыте могу сказать, что с сетями можно договариваться. И с «Магнитом», и с «Пятерочкой», и с «Перекрестком». Если вы находите совместные маркетинговые ходы, умеете взаимодействовать, то сможете договориться. К примеру, мы подняли цены на молоко для одной сети на 25%, и это не помешало в реализации продукции.

- А кто вас научил управлению молочной промышленностью? И что бы вы посоветовали тем нашим читателям, что только принимают решение начать свое дело?

- Интуиция. Опыт, свой личный и тот, что приходит со стороны. Надо верить в то, что у вас все получится. И помнить слова Бернардо Шоу, что «всегда при максимуме сложностей подход к проблеме может быть один, желание -  это множество возможностей, а нежелание – это множество причин».

Подготовил Максим Голиков специально для ЦДИ ПО.



Распечатать:     Комментарии: 1

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать: