Реклама на ЦДИ
 29.03.2024

Бизнес / Деловая среда  | весь раздел

Обижают на работе! Сергей Калинин рассуждает

25.09.2012 08:56 ЦДИ, Псков

Бизнес-консультант, бизнес-тренер, сотрудник консалтинговой компании «Психология и бизнес», эксперт Центра Деловой Информации Сергей Калинин – о самых антирабочих эмоциях. (Еще больше бизнес-размышлений и советов - в блоге  автора).

Несколько лет назад в одном из научных журналов по психологии мне попались результаты исследований по теме «Какие эмоции чаще всего люди испытывают на работе?». Исследование было сравнительным – в нём сравнивались переживания работников разного уровня (от рядовых до руководителей) и в разных странах.

Что меня поразило тогда в этом исследовании, что российские работники значительно чаще (почти в 3 раза!) переживают на работе такую эмоцию как обида. Что характерно, обиженными чувствуют себя ВСЕ – и подчинённые и руководители!

Кто-то скажет: «Тоже мне, открытие! Достаточно открыть в Интернете какой-нибудь форум или социальную сеть – там полно обиженных, каждый второй». Работники обижены на работодателей, работодатели – на работников, все вместе – на государство. Какая-то просто «страна обиженных получается»! Давайте попробуем разобраться, откуда берется обида, и какую роль она играет в менеджменте.

Обида – негативная эмоция, которая возникает в ситуациях, когда нас незаслуженно низко оценивают, оскорбляют наше чувство собственного достоинства, несправедливо относятся к нашим делам и поступкам. Главная причина возникновения обиды: расхождение оценок. Мы оцениваем себя по каким-то качествам или поступкам высоко, а значимый для нас человек оценивает нас по этим же характеристикам низко. Обида – это своего рода крик: «Вы неправильно меня поняли! Я не такой на самом деле! Я ничем не заслужил такого негативного отношения!».

В России вокруг «обиды» сложились давние исторические традиции. С одной стороны, к «обиде» часто относятся чересчур осторожно. В западной культуре управления одной из ключевых ценностей является открытость и прямолинейность. Если работник работает плохо, то святая обязанность менеджера – как можно быстрее, прямо и чётко сказать ему об этом. Разумеется, сделать это нужно вежливо; и не просто сказать об этом, а помочь работнику улучшить его результаты. В итоге будет польза и для работника, и для общего дела.

У нас обычно прямолинейность осуждается. Я видел множество ситуаций, когда, например, во время совещаний, блокировалась конструктивная критика. «Возмутителю спокойствия» потом говорили: «Ну зачем вы так! Вы же обидите человека!». Знаю множество организаций, где, например, стандартные управленческие процедуры вроде оценки или аттестации персонала превращаются в бессмысленный и бесполезный фарс. Просто потому, что никто никого не хочет «обидеть», выставив плохую оценку.

В этом плане мы скорее восточная цивилизация, чем западная – даже правдивую и обоснованную информацию необходимо высказывать с двумя реверансами и тремя поклонами, иначе «обидишь» собеседника. Причём эта «боязнь кого-то обидеть» у нас в стране носит системный характер. Например, мы по своей инициативе даём взятку чиновнику или врачу: «Надо же как-то отблагодарить человека, а то обидится!». Например, отчислить хронически неуспевающего студента – тоже проблема («Обидим человека, жизнь ему сломаем»). Чего уж потом обижаться, когда взятки с нас начинают вымогать уж по привычке; или когда молодой «специалист» после ВУЗа не знает толком даже таблицу умножения?

Но парадокс заключается в том, что несмотря на всеобщую «чуткость» («как бы кого не обидеть»), все вокруг ходят обиженные. Почему так? Тут есть вполне простое объяснение, хотя многим оно не понравится.

Обида – самая инфантильная, «детская» из всех эмоций взрослого человека. Человек постоянно на кого-то или что-то обижается только тогда, когда он оценивает себя настолько высоко, что оценки всех окружающих по отношению к нему становятся заведомо низкими.

В психологии это называется «неадекватно завышенная самооценка». А ещё «идеализированная Я-концепция», когда человек считает себя абсолютно идеальным. Любая оценка со стороны (даже самая точная и объективная), не поддерживающая его представление о «себе любимом», будет вызывать обиду.

Обида – это психологическая защита; это способ доказать самому себе: «Я хороший!». Человек, который обижается, отбрасывает возможность увидеть себя с другой точки зрения. Обида «консервирует» человека, лишает его способности меняться и становиться другим.

Бывают ли люди, которые никогда не обижаются? Нет! Обиду всегда можно спровоцировать. Для этого достаточно намеренно и несправедливо низко оценить другого человека. И это, увы, тоже российская традиция – намеренно оскорблять и унижать ближнего. Более 100 лет назад М.Е.Салтыков-Щедрин очень точно охарактеризовал основной стиль российского менеджмента; когда каждый начальничек видит в лице подчиненного «…не лик божий, а место, в которое можно тыкать кулаком». А любая негативная эмоция заразна: несправедливо обиженный человек начинает искать того, на кого можно выплеснуть свою обиду. Или возможности отомстить обидчику…

Задача грамотного руководителя: найти и придерживаться «золотой середины» между неуместной осторожностью («а вдруг я кого-нибудь обижу») и между желанием целенаправленно обидеть кого-то из подчинённых. Такое искушение – выплеснуть свою злость или раздражение на первого подвернувшегося под руку работника – часто возникает у руководителей с авторитарным стилем руководства. Здесь надо уметь себя сдерживать, и не забывать про то, что намеренно причинённые обиды чаще возвращаются, чем забываются или прощаются.

Задача грамотного профессионала: честно и объективно анализировать себя, свою работу, слова и поступки (каждый раз, когда обижаетесь на руководителя или коллег). Если вас обидела чья-то негативная оценка, то имеет смысл подумать: Возможно, я не так хорош, как я о себе думаю? Что я делаю не так или плохо? Как я могу измениться, чтобы больше не сталкиваться с таким отношением?

Вовсе не обязательно, что в результате вы согласитесь с тем человеком, на которого обиделись. Но разобраться в том, почему его слова (действия, отношения) вызвали у вас такую реакцию – стоит!

В заключение скажу, что каждый человек – сам хозяин своих эмоций. И тратить время своей жизни, на то, чтобы обижаться на людей, жизнь, обстоятельства и прочее – по-моему, крайне бестолковое занятие… И вообще: «на обиженных воду возят».

Сергей Калинин



Распечатать:     Комментарии: 6

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.34330987930298