Реклама на ЦДИ
 18.04.2024

Бизнес / Деловая среда  | весь раздел

Неделовая Россия

24.01.2013 11:47 ЦДИ, Псков

Прошедший с 16 по 19 января Гайдаровский форум в очередной раз актуализировал дискуссию о роли предпринимательства в жизни страны, деловом климате и имидже российского бизнеса. Эта тема не закрыта, несмотря на богатую медийную историю.

Крепостной бизнес

Россия – не та страна, про которую можно сказать: ее сделал частный бизнес. Могущество Британской империи в свое время создавалось силами частных компаний. США выросли из свободной воли, стремления к выгоде и конкуренции. В то время, как капитализм победно шествовал по Европе, а дальновидные философы уже описывали следующую, идущую ему на смену формацию, Россия во многом жила еще натуральным хозяйством. Крепостное право, когда все необходимые товары – еда, одежда, предметы быта – могли быть произведены внутри одного поместья силами подневольных ремесленников и земледельцев, надолго заморозило развитие рыночной экономики.

Затем частная инициатива, толком не окрепнув за полвека, отведенные российскому капитализму, была ликвидирована советским строем. В социалистической плановой экономике не нашлось места предпринимательству; напротив, все, что походило на рыночные отношения, получало позорное клеймо – «спекулянт», «валютчик», «фарцовщик». Одновременно, поскольку закон спроса и предложения никто не отменял, в СССР развивался «черный рынок» - торговля из-под полы, на вынос, через задний ход. Потихоньку богатели директора заводов и домов быта, гастрономов и ресторанов – в условиях тотального дефицита люди были готовы платить за все, что найдут на прилавках. Параллельно, уровнем выше, экспортно-импортные операции с 1970-х годов приносили СССР солидную прибыль, которая частью возвращалась в плановую экономику и «проедалась», а частью – аккумулировалась на зарубежных счетах под контролем КГБ. Сегодня экономисты с увлечением описывают все эти процессы теневого накопления капитала – и их роль в развале Советского Союза. Перестройка дала возможность легализовать тайком накопленные миллионы и потом, в ходе приватизации, конвертировать их в миллиардные состояния. Затем был период «бандитского капитализма», когда богатели «новые русские», сколачивая свои капиталы, в том числе, и буквально, кулаками.

Эта, до конца не изученная, родовая травма российского капитализма во многом определяет проблемы отечественного бизнеса, включая отношения с государством и народом. Большинство крупных состояний не были «нажиты непосильным трудом» и «работой мысли», они не являются предметом гордости, что понимают и владельцы капиталов, и окружающие. Ощущение несправедливости неизменно сопровождает в России большие деньги: слишком часто люди наблюдали, как в основу капитала ложатся социально неодобряемые или даже морально неприемлемые практики, от «спекуляции» до откровенного грабежа.

Настоящие трудяги, малый и средний бизнес, основатели новых производств и сервисов, стали заложниками негативных стереотипов, наложившихся на исторически не сформированную деловую культуру и отсутствие привычки к предпринимательской деятельности в народе в целом.

Бизнесмены приравниваются к детям

Сегодня на рассмотрении Государственной Думы находится закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Сам уполномоченный уже назначен – с 22 июня 2012 года им стал лидер общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов. Региональные бизнес-омбудсмены появились в некоторых субъектах Федерации, в том числе, Псковской области (у нас эту должность занял Петр Слепченко).

Вроде бы, замечательное начинание. Государство признает, что предприниматели, как и дети, нуждаются в особой опеке. По сути, это означает, что через обычные, общие инструменты правовой системы бизнес не в состоянии защитить свои интересы. «Необходимость создания данного института была обусловлена тем, что нередко субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно разрешить ситуации, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц», - говориться в пояснительной записке к законопроекту.

Кстати, сегодня существует несколько специальных государственных институтов по защите прав предпринимателей: заместители полпредов в федеральных округах, управление в Генеральной прокуратуре и назначенный президентом России омбудсмен. Еще недавно в этом списке был зампред Игорь Шувалов, с 2010 по осень 2012 года бывший ответственным за координацию деятельности по рассмотрению обращений инвесторов.

Как дошло до того, что бизнесу потребовалась специальная государственная защита? Борис Титов, вскоре после назначения на должность омбудсмена по бизнесу, дал интервью «Российской газете». Хотелось бы вырвать из контекста несколько цитат, которые отчасти отвечают на этот вопрос:

«Мы в "Деловой России" не первый день этой проблемой занимаемся. Мы с момента основания активно защищали права отечественных предпринимателей, своих соратников и коллег, и не раз надоедали президенту, тогда еще премьер-министру, с проблемами отдельных предпринимателей. Ему даже приходилось вмешиваться»

«У нас так много чиновников, погрязших в глубокой коррупции, что борьба будет направлена против целой системы, а не одного-двух чиновников»

«159-я статья УК - мошенничество. Сегодня около 70% дел в экономической сфере открывается по этой статье. Ее натянуть можно на все что угодно. При этом находят умысел. Ведь мошенничество - деяние, проведенное с умыслом. … По этой статье в 99% случаях заявитель не потерпевшая сторона. Заявитель - милиционер, то есть представитель правоохранительных органов. Почему? Потому что нет потерпевших, потому что цель - отобрать бизнес»

Собственно, о чем-то подобном предупреждали аналитики еще в 2003 году, когда государство не то, чтобы слишком строго по закону разобралось с ЮКОСом.

Говорилось о том, что показательный произвол вверху обязательно срикошетит тотальным произволом внизу. Сегодня мы уже не удивляемся, когда компанию, купившую лес за 14,5 млн. рублей и продавшую его за 16 млн., обвиняют в хищении 16 млн. рублей. Вот поэтому и нужна должность уполномоченного по правам предпринимателей – какие там суды, какая прокуратура…

Бизнес, при этом, предпочитает стонать тихо и жаловаться анонимно. Что и говорить, широкого протестного движения в бизнес-среде не заметно. Очевидно, что предприниматели, люди выгоды, нашли возможность встроиться в существующую систему. Проблема в том, что для нефтедобывающего государства, с его госкорпорациями, в эпоху высоких цен на энергоресурсы частный бизнес всегда будет вторичен. Не производители, не креативщики, не люди, принимающие решения, составляют опору нынешнего правящего режима. По оценке все той же «Деловой России», около 70% трудоспособного населения России «получают зарплату за счет госбюджета» (по информации газеты «КоммерсантЪ»). Сюда входят как бюджетники, так и работники частных компаний, работающих по госзаказу. Государство довлеет над экономикой, и частная инициатива снова отходит на второй план.

фото: solidarnost.org

Взаимонедовыручка

В общем, не удивительно, что все ожидания предпринимательства в отношении государства в последнее время редуцируются до «не мешайте работать». Государство, очевидно, не является союзником бизнеса, по крайне мере, малого и среднего. Кто же тогда его союзник?

Остается только общество. Народ. Но народ, мало того, что в большинстве сам не привык создавать и преумножать богатство, ко всему прочему хорошо помнит недавнее прошлое, когда маленькие провинциальные заводики, лесопилки, сельхозпредприятия (в общем, рабочие места) разменивались на новый джип или коттедж людьми, по какой-то прихоти судьбы вдруг ставших «собственниками». До сих пор, и в Пскове тоже, работает изрядное число предприятий с «серыми» зарплатами, когда мизерная «белая» часть платится регулярно, а «черная» – только тогда, когда гендиректору не нужно срочно в отпуск на Кипр.

Отсюда – недоверие (по данным ВЦИОМ, в августе 2012 года доверяли предпринимателям 21%, не доверяли – 50% россиян) и стремление молодежи на госслужбу (35% молодых, а в целом – каждый взрослый пятый россиянин хотел бы работать чиновником, по майским опросам ВЦИОМ). Плюс неготовность самому пробовать себя в бизнесе. Плюс поощряемая государством неосоветская социальная инфантильность, возрожденная привычка полагаться на государство и ждать помощи «от партии и президента».

Но при этом, несмотря на все эмоции и обиды, есть понимание, что именно предприниматели, и никто другой, создают прибавочную стоимость. Товары и услуги, которые нам нужны, рабочие места, которые нас кормят – все это частный бизнес.

Псков – в числе городов, где, за неимением добывающей промышленности и вообще крупных производств, роль малого и среднего бизнеса традиционно велика. За период реализации областной долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Псковской области на 2009 - 2011 годы» в течение трех лет количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось с 3,2 тыс. до 4,4 тыс., количество индивидуальных предпринимателей выросло с 17,2 тыс. до 19,4 тыс. Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве увеличилась более чем на 900 человек. Доля малого предпринимательства в общем обороте организаций области возросла до 39%.

По официальным данным, на территории области на 01.04.2011 действовало 4406 предприятий малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), на которых работало 57,3 тыс. человек. Оборот предприятий МСП составил 15,14 млрд. рублей. Среди МСП, включая микропредприятия, преобладали предприятия торговли (31,1%), обрабатывающих производств (15,8%), строительства (13,5%). Доля занятых на предприятиях этих видов деятельности составила соответственно 26,4; 25,0 и 10,7%.

Жива и крупная, по региональным меркам, промышленность, хотя ее доля в ВРП снизилась (за счет роста доли недоразвитой в советское время сферы услуг и торговли). Так, Псковский кабельный завод два года назад «заработал» 2,7 млрд рублей, в 2012 - уже 4. Их коллеги из Великих Лук (производственное объединение «Алюр») за 11 месяцев 2012 года дали выручку 3,8 млрд - в 1,5 раза больше, чем в 2010-м году. Резко двинулось вперед акционерное общество «Псковвтормет», которое, имея в штате всего 200 человек, показало оборот в размере около 6 млрд рублей. Если этот список продолжать, то в него войдут и Великолукский мясокомбинат, и объединение «Авар», и фабрика «Славянка».

В доходной части областного бюджета на 2013 год (итоговая сумма 19 058 210 рублей) заложены налоги только на прибыль организаций 8 650 654 рублей. То есть почти половина денежного довольствия региона – это отчисления преимущественно от бизнеса, будь то предприятие торговли или промышленное производство. Примерно столько же дает налог на доходы физических лиц. Картина понятна: чем больше мы, люди и предприятия, будем работать и зарабатывать, тем больше у нас будет средств на региональные инвестпроекты, городское хозяйство, праздники, пособия, социальные проекты и так далее.

Но ведь все равно что-то не так. «Не любят нас», уверены предприниматели, в том числе, псковские. Так, в начале декабря прошлого года на встрече местных промышленников с бизнес-омбудсменом Петром Слепченко гендиректор великолукского ЗАО «Подъемные машины» Николай Сидоренков прямо сказал о необходимости пересмотреть идеологию и отношение к бизнесу и сформировать правильное отношение к предпринимателям: «не закрывая глаза на негатив, который есть в бизнесе, нельзя всех априори считать кровопийцами и бандитами».

Сходное мнение неоднократно высказывали и другие представители бизнеса Псковщины. Например, в интервью корреспонденту ЦДИ один из «динозавров» псковского бизнеса Игорь Савицкий так обрисовал ситуацию: «С нами обсуждать ничего не собираются. Ведь в чем проблема? Мне власть не нужна, я с ней не могу решить ни одного вопроса. И я власти не нужен, о чем ей меня спрашивать, кого обсуждать, чьи кандидатуры? Мы живем вместе, но на самом деле в разводе. Это величайшая проблема. Я не помню случая, чтоб меня вызвали для того, чтобы что-то обсудить». Похожий взгляд на проблему взаимоотношений власть-бизнес высказывали и гендиректор «Теко-Терминал» Олег Брячак, и председатель совета директоров ООО «Слактис» Дмитрий Матвеев

«Нас не поощряют, не награждают. Мы создаем инфраструктуру города, а нам говорят, что мы частники, барыги. Мы формируем налоги, а чиновники называют нас торгашами и считают, что нас надо уничтожать...»,- говорит владелец группы компаний «Ресторанный партнер», глава некоммерческого партнерства «Предприятия общественного питания Псковской области» Андрей Филатов. Оглядываясь в недавнее прошлое, мы видим, что именно частная инициативы меняла качество жизни в Пскове. Давным-давно появились ларьки от фирмы «Престиж» - неожиданно гламурная нота в постперестроечное время. Потом супермаркет «Орбита», первый проблеск роскоши в постсоветской провинции – аквариумы среди прилавков, с ума сойти! Такси NPN со счетчиком и по короткому номеру. Кафе «Европейское» - действительно, как в Европе. И далее, снежным комом, одна за другой нанизывались бусинки модернизации на древнюю нить псковского быта.

Заслуги частного бизнеса, тем не менее, пока не получили официального, или ритуального, признания. Нет этого нематериального, но ценного поощрения, о котором говорил Андрей Филатов. Если мы посмотрим на список Почетных граждан Пскова, то увидим сплошь достойных и уважаемых людей, и среди них: восемь ветеранов войны, пять деятелей культуры, пять человек, изучавших, восстанавливавших и пропагандировших историческое наследие Пскова, четыре благотворителя-иностранца и одного чиновника, с ними взаимодействовавшего, четыре представителя науки, три – спорта, двух врачей, одного учителя, и только одного представителя бизнеса – гендиректора завода «Гончар» Александра Родионова. «Нас не поощряют, не награждают» - не видят?

Общество до сих пор не осознает или не готово признать, что предпринимательство – это тоже талант. Не каждый способен запустить успешный бизнес-проект, так же как не каждый сможет нарисовать логотип или придумать мелодию. Поощрение и признание бизнес-успехов со стороны общества необходимы как предпринимателям, так и обществу. Известно же: пока не услышишь «спасибо», не захочется делать что-то еще. А ведь у нас столько планов! – парки, праздники, памятники – как все суметь, при нашем-то бюджете… Местное сообщество – никуда без местных предпринимателей. Тем тоже, не ровен час, пригодится общественная поддержка.

Поэтому Псковская Лента Новостей пять лет назад учредила премию Status Media, которая присуждается за выдающиеся достижения в бизнесе, культурной и спортивной жизни региона. С тех пор в премии успели поучаствовать порядка 100 предприятий и организаций области, которые попадают под определение «малый и средний бизнес». Благодаря этому проекту многочисленная аудитория ПЛН получила уникальную возможность узнать о жизни, работе, успехах людей, которые работают рядом с нами, обеспечивая нас товарами, услугами, новыми технологиями. О жизни тех, кто делает будущее Псковской области.

Светлана Прокопьева, Елена Никитина

 



Распечатать:     Комментарии: 3

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.03623104095459