Аналитика | весь раздел
Только в полете живут самолеты
В XXI веке инвестиционная, туристическая и прочая привлекательность региона немыслима без развития регулярного авиасообщения. Хотя бы со столицей. Поэтому наличие в расписании рейсов Псков - Москва предложений отправиться не только «поездом», но и «самолетом», уже никого не удивляет. Скорее наоборот, недоумение вызывает информация, что такого может не быть.
Лучше чем ничего
Одна из звезд российской эстрады, недавно побывавшая в нашем городе, рассказывая в интервью о «прелестях» перелета Псков - Москва сравнила «Эмбраер», на котором летела, с самолетиком, доставлявшим ее с необитаемого острова, где снимался проект «Последний герой». Но, узнав, что три года назад псковичи вообще не имели возможности летать, воскликнула: «Тогда это отличный самолет!».
Машина бразильского происхождения – «Эмбраер-120», пущенная по маршруту Псков - Москва – конечно, не «Аэробус - А380». Самолет и по внешнему виду, и по «внутренностям» больше напоминает маршрутное такси: по одному месту вдоль окошек-иллюминаторов справа и по два - слева, кожаные кресла, места для ручной клади и прочие удобства, необходимые для полуторачасового пребывания в пути. Вмещает авиамаршрутка всего 30 мест для пассажиров, но для региональных перевозок самолеты большей вместимостью нерентабельны. Да и к выбору этого наиболее оптимального средства передвижения по воздуху был сделан не один шаг с тех пор, как в 2007 году в Псковской области возродили авиационное сообщение…
Как все начиналось
В советское время регулярное пассажирское авиасообщение «Псков - Москва» было надежным и каждодневным. Государственная поддержка авиарейса позволяла делать стоимость перелета чисто символической, и маршрут был очень популярен у псковичей. Поэтому идея возродить рейс Псков - Москва постоянно витала в воздухе.
Уделяя внимание инвестиционной привлекательности Пскова, которой без авиасообщения достичь сложно, в 2006 году руководство Псковской области приняло решение оказать господдержку рейсу Псков - Москва. Как отмечали региональные власти, «можно всю жизнь оставаться на обочине прогресса и смотреть за другими, а можно пытаться сделать из области процветающий, экономически сильный регион». И уже в феврале 2007 года на сессии областного Собрания была утверждена областная целевая программа «Развитие авиационных услуг в Псковской области на 2007 - 2009 годы», согласно которой на первом этапе потери авиаперевозчику компенсировались за счет средств областного бюджета из расчета 5 млн. рублей в год.
Организация авиарейса обсуждалась руководством области со всеми заинтересованными структурами, большинство которых поддержали начинание. В итоге первый рейс состоялся 23 мая 2007 года. Из Пскова в Москву вылетел самолет ИЛ-114 петербургской компании «Выборг». Полет занял около двух часов, самолет приземлился в столичном аэропорту «Внуково». С этого момента и началось регулярное воздушное сообщение Пскова и Москвы.
Хроника полетов
Конечно, далеко не сразу псковичи оценили возможность быстрой доставки в столицу. Количество пассажиров на рейсе в среднем составляло 14 человек. Во многом это происходило и из-за достаточно высокой стоимости билета – свыше 3,5 тысяч рублей. Поэтому в поисках оптимального варианта в организацию рейса постоянно вносились коррективы. Так, неоднократно менялись расписание рейса, аэропорт приземления и сами авиаперевозчики.
Полгода псковичи летали на самолете компании «Выборг», второй перевозчик - компания «Саравиа» - осуществлял перелеты до осени 2007 года, до февраля 2008 года свои услуги по авиаперевозкам предоставляла компания «ЮТэйр», а в апреле появилась компания «Атлант-Союз», которая сразу заявила о намерении возить псковичей в Москву за 1700 рублей и за 90 минут.
В отличие от своих «коллег» «Атлант-Союз» значительно преуспел в развитии авиасообщения областного центра со столицей. Рейс выполнялся по удобному для пассажиров расписанию: в 6.30 вылет из Пскова и в 7.50 приземление в аэропорте «Внуково», вылет из «Внуково» вечером в 22.40 и прилет в Псков в 00.10. Затем полеты начались и по выходным, а с середины июля в связи с возросшим пассажиропотоком по будням рейс стал выполняться два раза в день.
Так что, когда пришло время подводить итоги за год с момента возобновления авиасообщения, положительные результаты были. Рейсы выполнялись регулярно, без сбоев, и псковичи уже стали привыкать к стабильно существующей возможности добраться в Москву на самолете. Наполняемость рейса составляла более 20 пассажиров, а иногда самолет вместимостью 30 кресел был заполнен полностью. Кроме того, если в начале перелетами действительно пользовались в основном представители бизнеса и командировочные, то впоследствии самолетом стали летать и обычные пассажиры, посещающие столицу по личным делам. Кстати, к осени 2008 года количество пассажиров, воспользовавшихся рейсом, насчитывало свыше 15 тысяч. Кроме того, за несколько месяцев тариф был снижен до 700 рублей и стоимость билета действительно стала доступной для большинства граждан – она практически сравнялась со стоимостью плацкартного билета на поезд Псков - Москва. Правда, покупать билеты по минимальной цене нужно было заранее.
Вопрос доверия
Но дальнейшему процветанию авиасообщения в регионе, по-видимому, помешал кризис. Весной 2009 года авиакомпания «Атлант-Союз» полеты по маршруту Псков - Москва прекратила. И в течение полугода авиасообщения со столицей у псковичей не было. Оно возобновилось лишь в сентябре прошлого года. Услуги по авиаперевозке взяла на себя компания «Регион-авиа», предоставившая для перелетов также уже знакомые псковичам самолеты марки «Эмбраер».
Полеты первоначально выполнялись с частотой пять в неделю - ежедневно, по будням. Правда, расписание было не совсем удобным: вылет из Пскова в 16.50, вылет из Москвы в 14.15. Как объяснили представители авиаперевозчика, время полета было выбрано таким образом, чтобы обеспечить двусторонние стыковки в «Домодедово». Предполагалось, что можно вылететь из Пскова, а затем отправиться в любой город России, и даже в Европу.
Помимо не вполне удобного расписания рейсы зачастую задерживались или вовсе отменялись, что естественно не увеличивало число желающих попасть в Москву самолетом. Пара сорванных сделок или опозданий на важные встречи – и многие псковичи вновь вернулись к такому более надежному средству доставки в столицу, как поезд «Псков - Москва». Авиарейс уже особого доверия не вызывал.
Естественно, в связи с уменьшающимся пассажиропотоком количество рейсов было сокращено - до трех раз в неделю. Более того, недавно прошла информация, что перелеты и вовсе будут отменены с 13 марта. Как пояснил коммерческий директор авиакомпании «Регион-Авиа» Алексей Марчуков, их приостановка связана с тем, что заканчивается контракт авиакомпании с администрацией Псковской области, согласно которому полеты субсидировались псковскими властями.
Правда, рейсы Псков-Москва все же были продлены до конца марта с частотой два раза в неделю. Как сообщили в «Регион-авиа», договоренность об этом была достигнута в ходе встречи руководства авиакомпании с представителями администрации области. Также в авиакомпании сообщили, что в настоящее время ведутся переговоры о продолжении полетов до начала лета – три раза в неделю.
Рига - Москва
В общем, есть надежда, что авиарейс Псков - Москва все-таки останется. Тем более, не далее как в ноябре прошлого года губернатор области Андрей Турчак, обсуждая с Генконсулом Италии возможности туристической отрасли, одним из резервов по развитию туризма назвал именно создание новых транспортных артерий и в качестве примера привел возобновление перелетов в Москву.
Не будем спорить, «транспортные артерии» с трудом, но создаются. Взять хотя бы второй раз запускающийся рейс Псков - Рига. Прямое авиасообщение между Ригой и Псковом авиакомпания airBaltic открыла 1 сентября 2009 года. Однако уже в ноябре маршрут был законсервирован, поскольку спрос оказался недостаточным. Теперь аirBaltic делает вторую попытку запустить рейс, и с 1 мая планируется возобновить полеты в Ригу и обратно. Несомненно, многих жителей региона эта новость обрадует.
Плюсы воздушных мостов очевидны. Псковская область и ее жители уже получили первые плоды возобновленного авиасообщения: быструю и комфортную «доставку» в Москву, возможность в течение дня решить все вопросы в столице и вернуться в Псков, приемлемые тарифы. Кроме того, возрождение пассажирского авиасообщения позволило надеяться на возрождение псковского аэропорта, и помечтать о том, через пару-тройку лет там будет шумно и людно, потому что часто в небо над ним будут взлетать самолеты – чтобы быстро доставлять псковичей в Москву, Питер и другие города нашей страны и даже зарубежья…
Светлана Синцова
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции