Реклама на ЦДИ
 28.11.2024

Аналитика  | весь раздел

Псковская область. Мобильная связь в условиях кризиса: борьба за абонентов

16.04.2009 17:46 ЦДИ, Псков

За последние годы сотовая связь прочно вошла в жизнь человека. Если ещё 10 лет назад мобильный телефон был редкостью, то сегодня им пользуется почти каждый. Пользователей мобильной связи можно увидеть и в дорогих иномарках и в старых автобусах в глухих деревнях. Какие перемены произошли на рынке сотовой связи в Псковской области в условиях кризиса? С таким вопросом аналитики Центра Деловой Информации обратилась к компаниям, предоставляющим услуги мобильной связи.

Подъем на горку

В целом период, предшествующий кризисным явлениям в экономике, был достаточно благоприятным для компаний, действующих на региональном рынке услуг мобильной связи. Так, по данным компании МТС, абонентская база в области с декабря 2007 по декабрь 2008 года выросла на 9%. Прирост абонентской базы оператора «МегаФон» по России в 2007 году составил более 25%, в 2008  – более 12%. Данные по Псковской области не называются, но по сведениям пресс-службы «Северо-Западного МегаФона», компания лидирует по этому показателю в регионе. Абонентская база компании «Билайн» за 2008 год в Пскове увеличилась на 28%.

По собственной оценке МТС, компания занимает лидирующее положение на рынке сотовой связи Псковской области - примерно каждый второй пользователь сотовой связи области является абонентом МТС. Таким образом, на долю МТС приходится около 50% рынка. «МегаФон», по собственным оценкам, контролирует около трети рынка, занимая второе место. Компания «Вымпелком», по оценкам независимого аналитического агентства «Неделя сотовых технологий» занимает четверть рынка Псковской области – 25,9 %.

Емкость абонентской базы в Псковской области в целом оценивается как высокая. По данным МТС, проникновение сотовой связи в Псковской области составляет примерно 114%. Это не значит, что мобильным телефоном пользуется каждый житель области, просто у многих абонентов больше одной SIM-карты.К тому же некоторые абоненты регистрируют несколько номеров в одной компании, например для себя и своих родственников.

В «Билайне», ссылаясь на данные «Недели сотовых технологий», называют примерно те же цифры -  проникновение сотовой связи составляет около 115% от всего населения региона. В «Мегафоне» сообщают о более чем 120%-ном проникновении. Эта цифра основана на количестве проданных сим-карт и на данных от территориального отделения Росстата по Псковской области. В то же время, по оценке экспертов, реальное количество активных абонентов сотовой связи в области составляет более 90%.

Удержаться на пике

В конце 2008 – начале 2009 года условия деятельности на рынке сотовой связи существенно изменились из-за внешних экономических условий. На мобильной связи сказалось, прежде всего, сокращение части доходов населения и желание абонентов уменьшить расходы. Эксперты отмечают, что в последнее время обозначилась тенденция к сокращению продолжительности разговоров, пользователи стараются сэкономить. Часть абонентов, снизив доход, отказалась от тарифов с абонентской платой и перешла на более дешевые тарифные планы.

Каким образом связисты отреагировали на изменившуюся ситуацию? Определённые коррективы были внесены в тарифную политику, она стала гибче. С начала 2009 года компании предложили ряд новых тарифных планов.

С начала 2009 года в Псковской области появились новые тарифы МТС - «Супер Ноль», «MAXI ULTRA» («Макси Ультра») и «MAXILight» («Макси Лайт»).

Тариф «Супер Ноль» предполагает бесплатные разговоры с абонентами МТС региона со второй по девятую минуту разговора. То есть девятиминутный разговор с абонентом МТС Псковской области обойдется в 1,75 рублей.

Тариф «МAXI ULTRA» с абонентской платой 700 рублей в месяц рассчитан на пользователей с более высоким достатком или с более высокими потребностями в общении, чье пользование услугами сотовой связи выше среднего.

Тариф «MAXILight» предлагает более экономные условия для тех, кто проводит много времени в разговорах. Месячная абонентская плата составляет 180 рублей, в паке включены 300 бесплатных минут разговоров с любыми телефонами Псковской области, а также телефонами МТС России.

Кроме того, введена скидка 15% на услуги связи для участников программы  «Прогрессивный годовой контракт». Через год пользования SIM-картой МТС скидка может увеличиться до 17%, ещё через год — уже до 20%, после пяти лет участия в программе  - до 25%. Очевидно, таким образом, компания намерена привлечь к постоянному сотрудничеству часть клиентов.

В пресс-службе Северо-Западного филиала «Мегафон» сообщили, что в сложившейся экономической ситуации компания старается сохранить лояльность своих клиентов. Поэтому, в частности, переводить тарифы в условные единицы в «Мегафоне» не намерены.

С февраля действует новый тариф «Твое время», где стоимость звонков ниже, чем в большинстве действующих. С шестой по пятнадцатую минуты разговора стоимость в минуту составляет 15 копеек.

С 1 марта введён  тариф «Сказка», на котором звонки на все мобильные и городские номера, а также SMS-сообщения стоят 1 рубль. Отдельные изменения в сторону снижения произошли по другим тарифным планам.

С 16 марта «Мегафон» ввёл для абонентов тарифную опцию «Межгород» без абонентской платы и платы за подключение. Стоимость минуты разговора на вызовы абонентам операторов подвижной и местной связи по России, в страны СНГ и Балтии составляет 5 рублей с 8:00 до 23:59 и 1 рубль 50 копеек с 00:00 до 7:59.

«Билайн» в 2009 году ввёл новый тариф «Твои правила», который позиционируется как конструктор – абоненты могут подключать нужные тарифные опции и звонить по выбранным направлениям со скидкой до 80%.

В то же время некоторый пересмотр цен в сторону повышения произошёл по некоторым другим позициям.

Например, в «Билайне» с 27 февраля провели корректировку принципа тарификации на ряде архивных тарифных планов, - тех которые уже давно выведены из продаж. Аналогичная ситуация произошла с некоторыми архивными тарифами «МТС».

В феврале были переведены на поминутную тарификацию архивные тарифные планы МТС в СЗФО. Вместо посекундной тарификации с 61 секунды была установлена поминутная с округлением в большую сторону. В результате у оператора, фактически, не осталось ни одного тарифного плана с посекундной тарификацией с 61 секунды. Если раньше абонент разговаривая, например, 70 секунд, платил за 70 секунд, а за разговор длительностью 90 секунд – как за 90 секунд, то сейчас он будет в любом случае платить за 120 секунд. Однако, по сведениям «Росбалта», в список «округления до минуты» попали не только старые тарифы («Авангард», «Оптима» и «Джинс»), но и новые - «RED», «МЫ», «Профи» и «Эксклюзив». Всего данное изменение коснулось 24 тарифных планов.

По словам экспертов, с одной стороны изменения продиктованы ситуацией на рынке. В то же время изменение цен – это постоянный процесс, причем они могут меняться как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Повышение цен касается, как правило, старых тарифных планов, которые уже длительное время потеряли свою рыночную актуальность. Таким образом, пользователей услуг сотовой связи стимулируют к переходу на более новые тарифы.

Ещё одна тенденция в действиях сотовых компаний – это удорожание роуминга. В середине февраля, по оценкам аналитиков, некоторые операторы сотовой связи повышали цены на международный роуминг приблизительно на 20 %.

Так, тарифы «Мегафона» на международный роуминг изменились с 10 февраля. Повышение стоимости операторы объясняют резким падением курса рубля к основным валютам (Доллар США и Евро), в которых установлены тарифы на роуминг абонентов компании в договорах с зарубежными партнерами. «Мы постарались максимально снизить изменения для абонентов, поэтому рост тарифов будет в процентном отношении меньше, чем падение рубля к бивалютной корзине - не более 25% по всем направлениям», - отметили в пресс-службе.

Там видно будет

Какие прогнозы существуют на 2009 год? На этот счёт высказываются различные предположения. По некоторым оценкам, мобильная связь в течение 2009 года может подорожать почти на 90 процентов по сравнению с докризисным уровнем. По прогнозам экспертов рынка, в случае чрезмерного повышения цен сотовые операторы могут лишиться своих клиентов.

«Очевидно, что операторы существенно не повышают тарифы, опасаясь оттока абонентов. Ведь увеличение может быть неэффективной мерой, в результате реализации которой абоненты станут меньше говорить или перейдут к операторам, предлагающим более низкие цены», — заявил министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев, комментируя рост цен на услуги мобильной связи, начавшийся в феврале.

«Пока мы не замечаем значительного сокращения потребления услуг связи у наших абонентов – связь необходима ежедневно в любых условиях. Кроме того, заметен и рост по отдельным направлениям, например, активно развивается рынок мобильного Интернета. После некоторого затишья, пользование услугами сотовой связи снова вырастет», - отмечает специалист по связям с общественностью филиала ОАО «МТС» «Северо-Запад» Юлия Неменова.

Несколько другой сценарий развития ситуации видят в «Вымпелкоме». «Уже сейчас можно говорить о некой стагнации на рынке сотовой связи нашего региона, что не удивительно, особенно если посмотреть на уровень проникновения услуг (более 115 %) по Псковской области» - заявил директор Псковского филиала «Вымпелком» Александр Самуйлов. По его словам, бурного роста на рынке предвидится, но операторы продолжат борьбу за абонентов.

В «МегаФоне» отмечают, что делать долгосрочные прогнозы в нынешних экономических условиях – дело неблагодарное. «В ближайшей перспективе необходимости для увеличения тарифов нет. Но поскольку в сложившихся обстоятельствах делать долгосрочные прогнозы стало практически невозможно, мы не знаем, насколько может углубиться кризис, поэтому однозначно утверждать, что мы не станем увеличивать тарифы ни при каких обстоятельствах, невозможно», - сообщила ЦДИ начальник пресс-службы Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» Маргарита Горбачёва.

Новый игрок

Событием для развития рынка сотовой связи Псковской области может стать приход нового, четвертого по счёту игрока – компании Tele2. Точные сроки начала работы сотовой сети в регионе пока не называются, но предполагается, что это произойдёт уже в 2009 году. Однако существенных изменений, а тем более, глобального передела абонентов между сотовыми операторами ожидать не приходится.

В предложении для абонентов Tele2 будет делать ставку на два преимущества. «Первое и, наверное, самое главное сейчас - это очень низкие цены на услуги связи, настолько низкие, что это позволит жителям региона заметно сократить свои расходы на сотовую связь. Более того, где открывается Tele2, абонентами становятся те, кто раньше не мог себе позволить пользоваться сотовой связи из-за ее дороговизны», - сообщил PR-менеджер Tele2 Russia Сергей Андрияшкин.

«Преимуществом является и высококлассное абонентское обслуживание. Достаточно привести несколько примеров: при звонке в обычный колл-центр, абонент, как правило, ждет несколько минут до соединения с оператором, иногда его переключают несколько раз на нового, более компетентного специалиста. В Tele2 ответ оператора, как правило, можно услышать не более чем через 40 секунд, первый же специалист полномочен и компетентен решать большинство вопросов. Кроме того, контакт-центр компании поможет своим абонентам даже в самых сложных ситуациях, например, когда платеж через терминал оплаты не поступил на счет. Это уникальная услуга для российского рынка», - отметил С. Андрияшкин.

В компании полагают, что с выходом Tele2 на рынок конкуренция заметно усилится, цены будут снижаться.

Впрочем, помимо стоимости услуг связи абоненту важна территория охвата. По мнению экспертов, в Псковской области к Tele2 она будет не слишком значительной. Для захвата заметной доли рынка новый игрок должен предложить своим потенциальным клиентам действительно суперльготные тарифы, сопровождая вхождение на рынок активной избирательной компанией. Есть ли у Tele2 такие мощности в нынешних условиях пока не ясно.

Высказанные представителями компаний точки зрения на дальнейшее развитие событий отличаются. В целом эксперты сходятся в том, что рынок мобильной связи в 2009 году продолжит развитие и проникновение сотовой связи будет понемногу расти.

Главным направлением деятельности компаний «большой тройки» будет сохранение лояльности своих клиентов. В борьбе за потребителя они будут продолжать выводить новые услуги и тарифы, стараясь привлечь или удержать абонентов.

В то же время прогнозы развития ситуации не исключают негативные варианты. При снижении доходов операторам сотовой связи, возможно, придётся искать новые источники пополнения средств. Это означает явное или скрытое подорожание услуг. В связи с этим конкуренция может усилиться с участием операторов стационарной связи.

Денис Бахтин,

Центр Деловой Информации.



Распечатать:     Комментарии: 3

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают