Реклама на ЦДИ
 28.11.2024

Аналитика  | весь раздел

«Яма» псковского авторынка. Из средства передвижения авто снова превращается в роскошь

06.04.2009 13:42 ЦДИ, Псков

Ещё недавно автомобильный рынок в России считался одним из самых динамично развивающихся и перспективных. Количество продаж авто росло год от года, чему способствовали широкие кредитные возможности, открытые для покупателей. Количество конвейеров, на которых в России собирались автомобили иностранных брендов, также стремительно увеличивалось.

Ситуация в корне изменилась в конце 2008 года: негативные тенденции в мировой экономике, в полной мере коснувшиеся и России, заставили отечественный автомобильный рынок стремительно «скукожиться». Если раньше об авторынке говорили, употребляя слова «рост» и «развитие», то теперь больше используют «спад» и «яма».

Куда, куда вы покатились?

По данным Ассоциации Европейского бизнеса, в России продолжают снижаться продажи автомобилей. Продажи пассажирских автомобилей и легких коммерческих за первые два месяца 2009 года существенно снизились. Если за январь-февраль 2008 года в стране продали 392 тыс. 698 авто, то в январе – феврале 2009 года – только 252 тыс. 314 штук. То есть дело не только в сезонном спаде продаж.

По итогам февраля в первую тройку лидеров по количеству проданных вошли Лада Приора (15 тыс. 608 штук), Лада Самара (15 тыс. 447), ВАЗ 2105 и 2107 (12 тыс. 708). На четвёртом месте - Форд Фокус (FordFocus) (10 тыс. 646 штук), на пятом – Лада Калина (10 тыс. 466), на шестом Шевроле Лацетти (ChevroletLacetti) (6 тыс. 245). Далее следуют Мазда 3 (Mazda 3) (5 тыс. 531), Рено Логан (RenaultLogan) (5 тыс. 491), Тойота Камри (ToyotaCamry) (5 тыс. 317), Шевроле Ланос (ChevroletLanos) (5 тыс. 120).

Но при этом продажи падают. И падают весьма ощутимо. В целом по России по итогам двух месяцев наибольшее снижение из числа популярных марок продемонстрировали ГАЗ - 66% и Мицубиши (Mitsubishi) - 64%. Наибольший спад продаж, по данным Ассоциации Европейского бизнеса, отмечен у китайской Chery – 81%. Продажи Лады сократились на 37%, Шевроле (Chevrolet) на 41%, Форд (Ford) – на 22 %, Хундай (Hyundai) – на 49%.

(Не)спасительный кредит

Спад продаж коснулся и Псковской области.

В 2007-2008 в регионе, как и по всей России, наблюдался бум. Псковичи активно пользовались относительно дешевыми автокредитами, покупая не только дешевые авто, но и машины среднего ценового сегмента.

Расплачиваться пришлось быстрее, чем ожидалось.

По словам президента группы компаний «Авто-Альянс» Алексея Севастьянова, с начала 2009 года продажи автомобилей в Пскове уменьшились на 64 % практически по всем брендам.

На 68 % уменьшились продажи марки «Мазда» и «Мицубиши», на 58% - «Шевроле», на 62% - «Форд», на 51% - «Опель». Меньшее снижение продаж отмечено по автомобилям «Рено» - их продажи упали только на 35%. Это объясняется условиями программы кредитования, которые позволяют клиенту получить беспроцентный кредит и рассрочку по оплате до двух лет.

В качестве основной причины снижения продаж называют большое число банковских отказов по автокредитам. Однако эксперты выделяют и другую причину – собственно финансовый кризис. «Был период, когда автокредиты были неразвиты. Ну и что? Люди все равно покупали автомобили», - отмечает генеральный директор компании «НАС» Василий Зубов. Он считает, что люди осторожничают и опасаются совершать дорогие покупки, предпочитая отложить деньги на чёрный день.

По словам специалистов, далеко не все дистрибьюторы повели себя адекватно в сложившихся на рынке условиях. Так, «Мицубиши» из-за непродуманной политики теперь вынуждены прилагать усилия, чтобы держать планку продаж. Достаточно «осторожно» себя вели «Хундай» и «Пежо».

Уверенно себя чувствует и китайская продукция, качество которой день ото дня улучшается. Впрочем, на псковском рынке китайские машины составляют незначительный процент от общего числа продаваемых автомобилей.

Существует и ещё один фактор, влияющий на спрос на автомобильном рынке – это существенное подорожание автомобилей. Так, с 1 апреля подорожали автомобили Нисан (Nissan), Шкода (Skoda), ожидается подорожание Киа (Kia).

Эксперты называют несколько причин роста цен. Отчасти он связан с ростом курса иностранной валюты, отчасти вызван протекционистской политикой российского правительства, увеличившего таможенные пошлины на иномарки.

Алексей Севастьянов предполагает, что ситуация если и ухудшится, то незначительно. По его словам, в ближайшие месяцы, приобретать автомобиль будет все еще выгодно. У многих дилеров есть складские запасы 2008 года, поэтому покупатели смогут приобрести автомобили за счет больших дисконтных программ. В дальнейшем продавцы автомобилей ожидают упорядочивания склада и уменьшения объёма поставляемых автомобилей.

По сообщению российских СМИ, банки уже начали приём заявок от физических лиц на льготный автокредит. Согласно принятому российским правительством документу, государство будет предоставлять банкам субсидии для возмещения выпадающих доходов кредитных организаций, которые возникают вследствие предоставления ими скидок при выдаче в 2009 году физлицам кредитов на приобретение легковых автомобилей. Льготный автокредит распространяется на автомобили стоимостью не более 350 тыс. рублей, произведенные на территории России, причём согласно перечню моделей, утвержденному министерством промышленности и торговли РФ.

Программа по льготному кредитованию коснется и ряда автомобильных брендов, представленных в псковских автосалонах. Однако представители автобизнеса Пскова относятся к новшеству довольно скептично. По мнению экспертов, предложенная правительством льготная программ кредитования касается недорогих автомобилей и затрагивает людей со средним достатком. В условиях, когда покупателя беспокоит сохранение уровня его заработка, он скорее отложит дорогостоящую покупку до более лучших и стабильных времён.

По мнению генерального директора компании «НАС» Василия Зубова, льготный автокредит не будет слишком популярным. По его мнению, покупатель скорее накопит еще некоторое количество денег и купит более дорогой и качественный автомобиль. Поэтому, по его мнению, барьер, на который распространяется автокредит, следовало бы поднять с 350 до 500 тысяч.

Кроме того, значительная часть автомобилей, купленная в кредит до начала экономического кризиса, появятся на вторичном автомобильном рынке. Их бывшие хозяева будут вынуждены расстаться со своими авто, чтобы выплатить кредитный долг. Поэтому многие желающие приобрести автомобиль купят «немного б/у», но приемлемый по цене, считают эксперты ЦДИ.

Пока специалисты затрудняются дать четкий прогноз развития ситуации на автомобильном рынке: для того, чтобы понять тенденцию, прошло еще не так много времени. Кроме того, необходимо понять, насколько действенной окажется поддержка государством льготного автокредитования.

Денис Бахтин,

Центр Деловой Информации.



Распечатать:     Комментарии: 7

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают