Реклама на ЦДИ
 28.11.2024

Аналитика  | весь раздел

Чем запомнился февраль для экономики Псковской области

07.03.2008 12:04 ЦДИ, Псков

Деловая жизнь

Начиная проект «Деловая жизнь» - ежемесячные обзоры о наиболее значимых событиях и темах экономического развития Псковской области мы немного переживали, будет ли это интересно читателю? Выпустив январский обзор,  мы увидели, что все наши опасения были напрасны. А наши читатели – это люди, неравнодушные к социально-экономическому развитию региона, способные не только понимать сложные экономические процессы, но и быть их активными участниками.  

Сегодняшний обзор посвящен казалось бы банальной, но очень важной проблеме – состоянию наших дорог. Именно «дорожная» тема стала событием номер один уходящего месяца. К обсуждению которой активно подключились и депутаты, и губернатор, а простые граждане.

Проблему дорог с легкой руки классика обозначили извечной и вряд ли решаемой для нашей страны с ее бескрайними просторами. Однако для экономиста она выражается не серией анекдотов и ненормативной лексикой автомобилиста, попавшего колесом в яму или открытый люк, а весьма конкретными показателями. К примеру,  потерями Валового Внутреннего Продукта, как основного показателя национальной экономики. И речь идет о суммах весьма значительных.

Возможно, кто-то скажет: «Я не занимаюсь бизнесом и не несу потери» или «У меня нет автомобиля». Весьма распространенные заблуждения. Потери выражаются в росте транспортных расходов, что в свою очередь отражается на ценах в магазинах. Чаще ломаются автомобили вследствие плохих дорог – дороже продукты питания. Простая взаимосвязь.

Почему именно февраль?

Почему именно февраль? Казалось бы дороги начинают ремонтировать только весной. И с чего столь большое внимание к этой теме на самом высоком уровне. Думаю, для этого было как минимум несколько причин. Во-первых, эта причина лежит на поверхности, мы наблюдали весьма теплую зиму. Кто-то, возможно, скажет – ее отсутствие. Частая смена температур, то снег, то дождь, то гололед. Как раз та погода, что более всего благоприятствует износу дорог и появлению на них ям. При этом вода застывает в уже образовавшихся ямах, становясь льдом, способствуя тем самым увеличению этих самых ям. А то, что ремонтировать в такую погоду дороги бесполезно или мало полезно, ясно всем. Не случайно, автомобилисты считают состояние дорог между зимой и весной самыми неблагоприятными.

Другой аспект. В 2008 году на ремонт дорог в Псковской области планируется потратить значительно больше,  чем в предшествующие годы, и соответственно объем работ значительно выше. Ведь если в 2005 году было отремонтировано всего лишь около 6 км дорог, в 2007 году – 20 км, то на 2008 год запланирован ремонт порядка 140 км дорог. Причем, 17 км дорог планируется отремонтировать капитально.

Отсюда вполне естественное внимание к качеству дорог и их ремонту, а также качеству этого ремонта. Другими словами, если ремонтные работы начнутся уже весной, то критерии качества, а их необходимо включить в условия конкурсов на проведение ремонтных работ, равно и как критерии отбора дорог для ремонта, должны быть выработаны уже зимой. И здесь особое внимание вызывает 2 момента: критерии (их объективность) и санкции (гарантии качества дороги на определенное количество лет после ремонта, и ответственность за не устранение всех выбоин и ям в гарантийный срок).

Дороги Пскова

На сайте Центра Деловой Информации Псковской области проводился опрос на тему «Что мешает соблюдать правила дорожного движения в Пскове?»

Интересно, лишь менее 4% ответов составили такие варианты как «небрежное отношение к ним со стороны части пешеходов» и «несмотря на повышение, штрафы еще недостаточно высоки». 17.86% участников опроса отметили «небрежное отношение к ним со стороны части водителей». В то же время отсутствие разметки на многих улицах выделили более 21% респондентов. А 53.57% считают, что мешает соблюдать правила дорожного движения именно «наличие ям, объезжая которые водители выезжают на встречную полосу». Понятно, что небольшой опрос – не социологическое исследование и не претендует на супер объективность. Но все же, согласитесь, что качество дорог – это не только вопрос транспортных расходов, но и безопасности жизни водителя, пассажира и пешехода – т.е. каждого из нас.

Чтобы ответить на вопрос, чем вызваны проблемы дорожной отрасли дня сегодняшнего, достаточно взглянуть на цифры ее финансирования последних десяти лет.

Но самое интересное, что проблема качества дорог актуальна не только для тех, что уже давно не  ремонтировались. К примеру, в прошлом году велись достаточно серьезные, как нам показалось, работы по ремонту ул. Рокоссовского от перекрестка с ул. Коммунальной в Пскове: несколько месяцев работы, несколько слоев – асфальта и … уже первые ямы. Не верите,  проедете по этой улице и убедитесь сами. А что будет через год-два?

Не думаю, что заделать небольшие ямы (пока они не стали больше) дорого для организации, выполнившей ремонтные работы. Однако если при появлении даже небольших ям будет четкий контроль государства за их устранением, то перед каждой компанией, занимающейся ремонтом дорог, встанет дилемма, что лучше? Сразу сделать качественно? Или постоянно вкладывать дополнительные средства в устранение недостатков? Если устранять недостатки будет дороже, то выбор очевиден – а значит, качество ремонтных работ станет выше.

Еще одна проблема – дворовые территории. То, что «латание» ям себя не оправдывает, полагаю, понятно всем. Также как и то, что отремонтировать все дворы сразу не представляется возможным. Выход нам видится один – капитальный ремонт каждого двора с расширением мест парковки. Уже сейчас автомобили не зеленой зоне не редкость. Что, впрочем, вполне естественно, если дом многоквартирный, а парковочных мест 5-10. Если учесть, что все идет к повальной «автомобилизации», то либо машины будут не только на дорогах и улицах, либо  надо всерьез задуматься над перепланировкой дворов. Тем более, если двор ремонтируется капитально, то для этого как раз складываются благоприятные  условия.

Что планируется отремонтировать

Напомним, что в текущем  году из областного бюджета на ремонт, содержание и строительство дорог Псковской области выделено 1,5 млрд. рублей. По Пскову общий объем работ на текущий и следующий годы превысит 200 миллионов рублей. Из наиболее значимых объектов стоит отметить расширение улицы Коммунальной и ремонт моста  50-летия Октября. Вспоминаю, как когда-то четырехполосное движение в Пскове казалось роскошью, теперь же это насущная необходимость. Думаю, это понимают все, кто едет в час пик по областному центру на автомобиле или автобусе. В связи с этим расширение Коммунальной, как улицы, идущей параллельно Рижскому проспекту, а значит способной его существенно разгрузить в часы пик, весьма актуально уже в самую ближайшую перспективу.

Что касается моста 50-летия Октября, который подлежит капитальному ремонту, суть вопроса предельно ясно обозначил губернатор Псковской области Михаил Кузнецов: «В Ростове такой же мост, простроенный по такому же проекту, он пришел в аварийное состояние настолько, что его ремонт уже невозможен. Возможно, только строить новый. Естественно это уже другие деньги. Мост простоит еще десять лет. Но через десять лет он уже не будет подлежать ремонту. Поэтому мы этого допустить не можем, и в течение двух лет мы  его отремонтируем. Сегодня мы объявили конкурс на проектирование, поскольку проект будет очень непростым. Мы планируем расширить мост до четырех полос, поскольку расширена и улица Юбилейная. И эта предложенная схема не стандартна, которая требует основательных просчетов. В этом году мы сделаем проект и возможно приступим к работам, а в следующем году доведем до конца».

Добавим, что ремонт дорог будет вестись и в южной столице. Речь идет о  завершении реконструкции перекрестков, начатых в 2006 году и расширении центрального проспекта города (примерно 37 миллионов рублей). Но самый интересный и, полагаю, актуальный проект – строительство тоннеля. Речь идет о стремлении решить проблему пресечения железнодорожных путей. Предполагаемые затраты на строительство тоннеля оцениваются примерно в миллиард рублей.

Добавим, что ремонт дорог планируется не только в городах. А критериями отбора дорог для проведения ремонтных работ становится новая бальная система оценки качества, разработанная Государственным комитетом по дорожному хозяйству.

Справка:Согласно новой системе оценки качества дорог в Псковской области  каждый километр дорожной сети оценивается в баллах по 10 критериям (колейность асфальтобетонного покрытия, ямочность, состояние искусственных сооружений, водоотвод вдоль земельного полотна дороги, прочность дорожного покрытия, концентрация ДТП, интенсивность транспортного потока). По каждому параметру в зависимости от состояния дороги начисляется от 10 до 40 баллов, которые затем суммируются. В результате участки, которые набирают набольшее количество баллов (более 160) становятся потенциальными объектами для ремонта. То есть, чем больше баллов набирает дорога, тем хуже ее состояние и тем больше средств потребуется на ее ремонт. Из обследованных таким методом 1 800 км дорог Псковской области от 80 до 90 баллов было присвоено 372 км дорожной сети, от 140 до 150 баллов – 43 км и от 160 до 170 баллов  – 68 км. Кроме того, 3 км обследованных дорог получили наивысшие 240-250 баллов – то есть находятся в неудовлетворительном состоянии. По каждому километру из обследованных 1,8 тысяч составлены графики и таблицы, наглядно показывающие состояние того или иного участка.  В результате оценочных работ был составлен предварительный список конкретных километров дорожной сети, нуждающихся в ремонте. В него вошли порядка 10 объектов, которые требуют капремонта и порядка 10 – которые требуют текущего ремонта. Источник: сайт администрации Псковской области.

К вопросу о разметке

Не стоит убеждать, что отремонтированной дороге разметка просто необходима – это вопрос безопасности участников дорожного движения. На многих улицах Пскова, как мне показалось, разметки просто не видно. Может, потому что снег. Но, думаю, все же другое – она просто стерлась. Интересно, почему? В смысле, в Санкт-Петербурге такая же погода, а разметка видна достаточно отчетливо. Кстати, проблема разметки обсуждалась на Совете Администрации города. Что лучше: краска или пластик – вопрос пока открыт. Но я бы поставил его по-другому: качественная краска или качественный пластик? И посоветовался бы с питерскими дорожниками.

 Вообще именно качество должно стать основным критерием и не только в дорожной отрасли. Возможно, кто-то скажет: «Чтобы сделать дорогу качественной, нужны совсем другие деньги». Но раз конкурсы проводятся, значит,  есть участники. Если бы за ремонт дороги предлагались слишком маленькие деньги, то конкурсы были бы неинтересны компаниям, при условии, конечно, жесткого контроля за качеством работ в течение, скажем, четырех-пяти последующих лет.

Есть и еще один немаловажный аспект. Очень часто говорят, мол Псковская область имеет уникальные исторические памятники и приграничное положение, что в совокупности благоприятствует развитию туризма (который у нас, согласитесь, пока не развит). Но если мы хотим развивать автомобильный туризм, особенно выходного дня, то качественные дороги плюс разметка просто необходимы. Это даже не предмет для обсуждения.

В итоге

Что бы ни говорили и ни писали, а дело сдвинулось с мертвой точки. Прошлый год стал началом масштабных ремонтных работ наших дорог. А дорог в Псковской области немало – более восьми тысяч. И чтобы их всех привести в порядок,  в дорожную отрасль необходимы именно масштабные государственные вложения.  Плюс контроль за качеством ремонтных работ.  Иными словами повышенное внимание к этой отрасли экономики должно быть не только в этом, но и в последующие годы.

Добавим, что государственные инвестиции в дорожное хозяйство – это вложения в инфраструктуру, т.е. именно ту сферу, куда важно вкладывать средства при наличии дополнительных доходов. Другими словами, если Россия получает дополнительный доход от роста мировых цен на энергоносители, то развитие инфраструктуры – вполне подходящая отрасль для его применения. Ведь экономический эффект от, к примеру, качественных дорог, пожинается многие годы. В то время как резкий выброс денег на рынок приводит к инфляции, хотя кажется порой весьма привлекательным.

Максим Голиков



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают