Реклама на ЦДИ
 24.11.2024

Аналитика  | весь раздел

Туристско-рекреационная особая экономическая зона как компонент стратегического развития туризма Псковской области

07.11.2007 16:53 ЦДИ, Псков

Туризм меняется вместе с миром, и в начале XXI века он стал одним из ведущих направлений социально-экономической и культурной жизни большинства государств и регионов мира, а туристская индустрия – неотъемлемым элементом потребительских моделей и социального поведения значительной части населения.

По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), в 2006 году мировая индустрия установила очередной рекорд – количество туристских прибытий увеличилось по сравнению с 2005 годом на 4,5 % и составило 842 млн.

Однако нужно отметить, что доля России в мировых показателях развития туризма минимальна, хотя по прогнозам Всемирной туристской организации потенциальные возможности нашей страны позволяют при соответствующем уровне туристской индустрии принимать до 40 миллионов иностранных туристов в год и получить значительные валютные поступления.

По сообщению Ю.А. Барзыкина, заместителя председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, с начала 90-х годов в стране интенсивно развивается выездной туризм. Поток российских туристов увеличился с 8,4 млн. в 1995 г. до 14,8 млн. в 2005 г., т.е. в 1,8 раза, в том числе с целью туризма с 2,5 млн. до 6,4 млн., или в 2,5 раза.

По имеющимся оценкам, в мире на долю внутреннего туризма приходится 80 – 90% всех туристских поездок, а общий объем расходов на внутренний туризм в 5 – 10 раз превышает затраты туристов на международные поездки. Число внутренних туристов в России за 2005 год оценивается в 23 млн. человек. Для сравнения за рубеж с целью туризма в том же году выехало около 6,4 млн. человек.

Отмечается, что внутренний туризм в России становится динамичнее, а российские туристы все активнее ездят по стране. Вместе с тем очевидно, масштабы его развития для такой страны, как Россия совершенно недостаточны. Так по данным социологических центров (ВЦИОМ и ФОМ), в 2003 г. и 2004 г. около 40% населения отдыхало на дачах, в других городах и селах, в ближайшем зарубежье – 4% и в дальнем – только 2%. А почти две третьи опрошенных оставались дома и для отдыха никуда не выезжали.

Думается, что причинами, сдерживающими это развитие являются: низкая платежеспособность массового отдыхающего и соответственно доступность отдыха и лечение на курортах; сезонность загрузки; несоответствие цены и качества предоставляемых услуг; высокая стоимость проезда на курорты как авиа-, так и железнодорожным транспортом.

Признав туризм как одну из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, государство с течением времени, с 1996 года, утратило наступательность в выработке стратегических ориентиров и механизмов развития отрасли.

Только в июле 2004 года вопросы развития российского туризма были рассмотрены на заседании Президиума Государственного Совета России, который прошел под руководством Президента Российской Федерации В.В. Путина. В течение 2005 – 2007 годов в результате активной законопроектной деятельности Федерального агентства по туризму, Комитета Государственной Думы Федерального Собрания России по экономической политике, предпринимательству и туризму были приняты правовые акты, которые на ближайшую перспективу составят основу всего законодательства о туристской деятельности.

Так, большое значение для развития туризма в нашей стране имеет Федеральный закон от 3 июля 2006 года № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Он сформировал правовую основу для создания и функционирования в России туристско-рекреационных особых экономических зон, развития государственного партнерства.

Знаковым событием для туристской индустрии России стало принятие Федерального закона от 5 февраля 2007 года № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 июля 2007 года.

Федеральный закон от 3 июля 2006 года № 76-ФЗ впервые ввел понятие туристско-рекреационной деятельности, которая подразумевает деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристскую деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

Данное определение имеет сложное сочетание разных направлений, ранее не входивших в туристскую сферу, но оно полностью удовлетворяет определенным потребностям, сложившемся на данном этапе развития экономики страны. Как видим, к туристско-рекреационной деятельности отнесена и санаторно-курортная сфера, и производственная сфера по разработке месторождений минеральных вод и лечебных грязей, строительство и эксплуатация объектов туристской индустрии. Думается это революционный шаг, так как курорты и санатории, таким образом, впервые введены в экономический блок и признаны экономической категорией. Отныне туристская индустрия и курорты с лечебницами становятся едиными по своей сути. У последних наряду с социальными функциями теперь появилась мощная экономическая функция.

Механизм особого экономического регулирования в мировой практике существует давно, их более полутора тысяч. А вот такое явление, как туристско-рекреационные зоны, распространено незначительно, а для России оно и вовсе уникально. Поэтому оно носит инновационный характер.

Думается создание туристско-рекреационных особых экономических зон для Псковской области довольно актуальная тема. Всем известна туристская привлекательность нашего региона. В области работают ряд санаториев, знаменитых своими лечебными грязями и минеральными водами. Налажена добыча и розлив минеральных вод. То есть в наличии имеются все составляющие для создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Немаловажное значение имеет и близость к нашим границам стран Евросоюза (Эстония, Латвия, Литва) и СНГ (Беларусь), которое способствует инвестициям в создании и функционировании особых экономических зон.

На основании Постановления Правительства РФ от 13 сентября 2005 года № 563, утвердившее Положение о конкурсе, с 1-го августа по 13 октября 2006 года был объявлен конкурс по отбору заявок на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Заявки на участие в конкурсе поступили от более 40 субъектов России, однако на конкурс были допущены только 28 заявок. В результате по итогам конкурса были созданы особые экономические зоны в семи регионах: Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях, Калининградской, Иркутской областях, Республиках Бурятия и Алтай. Соответствующие Постановления Правительства РФ № 67 – 73 были приняты 3 февраля 2007 года.

В соответствии с названным Постановлением особые экономические зоны туристско-рекреационного типа созданы в целях:

во-первых, стимулирования инвестиционной деятельности, направленной на сохранение, развитие и эффективное использование туристско-рекреационных ресурсов на территории России;

во-вторых, создания современной туристской, транспортной, жилищно-коммунальной, социальной и других видов инфраструктуры на территории специальных экономических зон туристско-рекреационного тип

в-третьих, концентрации ресурсов для достижения целей развития курортно-рекреационного комплекса России.

Для стимулирования инвестиционной активности резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, в Постановлении установлены особенности:

            а) административного режима;

            б) порядка представления налоговых преференций;

            в) режима землепользования.

            На федеральном уровне предусмотрено:

3. Законами субъектов России для организаций – резидентов особой экономической зоны предоставлена возможность устанавливать пониженную налоговую ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Как видим, государство, идя на встречу резидентам туристско-рекреационных особых экономических зон, для привлекательности устанавливает ряд выгодных для них преференций.

Конкурс проектов по организации особых экономических зон туристско-рекреационного типа продолжается, а это дает возможность принятия участия в нем и нашей области. Первая попытка участия в конкурсе Псковской области в прошлом году не увенчалась успехом. Тому наверняка множество причин. Ведь разработка проекта в стоимостном выражении зависит от целого ряда факторов и может различаться на порядки. Думается нужно помнить, что особая экономическая зона туристско-рекреационного типа – это не отдельный объект или комплекс, а территория, наполненная инфраструктурой и располагающая определенными возможностями с точки зрения транспорта, инженерных сооружений, энергоснабжения, экологии, экономического положения, традиционных видов туризма и так далее.

По нашему мнению на стоимость проекта могут влиять:

            во-первых, целевые характеристики создаваемой зоны: регион, площадь, состав объектов, сопутствующая инфраструктура;

            во-вторых, состояние проекта на момент подачи заявки для участия в конкурсе: какие объекты уже существуют, какие планируются к созданию и так далее;

            в-третьих, положение инициатора создания туристско-рекреационной зоны в обществе – администрация региона, компания, пул инвесторов, будет ли инвестор привлекать консультантов или нет, за чей счет планируется осуществлять финансирование проектных работ и прочее;

            в-четвертых, представляемый на конкурс проект должен быть проработан достаточно детально, вплоть до генерального плана всей территории особой экономической зоны. Это значит, что должен быть представлен согласованный на всех уровнях генеральный план на каждый существующий и проектируемый в рамках зоны объект.

По мнению специалистов сроки разработки проекта зависят от тех же факторов, что и его стоимость. Предполагается, что большую роль здесь будет играть позиция областных властей, которые и должны выступать инициаторами создания особых экономических зон. Если администрация Псковской области будет заинтересована в создании туристско-рекреационной зоны и сама активно участвует в разработке и продвижении проекта, то сроки соответственно могут быть более или менее обозримыми. В ином случае у проекта мало шансов на реализацию. Исполнительная власть Псковской области должна использовать свой ресурс для объединения интересов местного бизнеса и развития туристского направления. Ведь проект по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа предполагает значительные усилия и затраты со стороны как государственной власти региона так и властей муниципальных образований Псковской области. Помимо гостиниц, санаториев и прочей непосредственно туристской инфраструктуры в области имеются аэропорт, дороги, очистные сооружения на предприятиях области – то, без чего любой проект обречен.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующие примерные этапы выбора особой экономической зоны туристско-рекреационного типа:

            1. Создание организационного комитета, рабочей группы, то есть органа, управляющего проектом и включающая представителей администрации области и администрации муниципальных образований, на территории которых предполагается создание зоны.

            2. Разработка и согласование концепции особой экономической зоны;

            3. Разработка бизнес-планов и предпроектная подготовка по объектам зоны (как существующим, так и вновь создаваемым).

            4. Решение вопросов с предполагаемой структурой и источниками финансирования, структурой будущей собственности, программами продвижения и прочих, определение резидентов проектируемых зон.

5. Разработка генеральных планов по объектам и зоны в целом.

6. Подготовка недостающей проектной и другой документации для участия в конкурсе.

7. Участие в конкурсе.

8. Реализация проекта в случае положительного решения комиссии.

Псковская область уникальна с точки зрения природы, исторического и культурного наследия, поэтому, по нашему мнению, может предложить определенные ресурсы для развития туризма. Определенными факторами при этом являются инфраструктура и грамотный подход к проекту.

Важно, по нашему мнению, на основе анализа регионального природно-рекреационного потенциала (в том числе возможности по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию) и освоения туристских ресурсов Псковской области можно определить потребности:

- в необходимости надежной оценки регионального туристско-рекреационного потенциала и реально доступных ресурсов;

- в разработке методов экономической оценки рекреационного туристского продукта;

- в создании нормативной базы в сфере туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне;

- в разработке новых туристских маршрутов с вовлечением туристско-рекреационных ресурсов.

Следовательно, для осуществления данного направления туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, в сфере активного вовлечения рекреационных ресурсов в туристский бизнес, необходимо проявить, в первую очередь, политическую волю государственной власти Псковской области, то есть создать соответствующую нормативную базу, путем принятия областным Собранием депутатов закона Псковской области и подзаконных актов Администрации области, регулирующих порядок создания и  функционирования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Кроме этого необходимо внести соответствующие коррективы в Концепцию развития туризма в Псковской области с учетом возможности создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

Продуманное законодательство, с одной стороны, нужно для повышения качества услуг в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа, с другой – для защиты отечественного производителя, которому придется столкнуться в конкурентной борьбе с иностранными компаниями, пришедшими на российский рынок. Однако, при этом нельзя забывать о ряде юридических критерий для инвесторов в том числе и иностранных:

во-первых, гарантии неизменности установленных правил, льгот;

во-вторых, гарантия справедливого разбирательства споров;

в-третьих, срок предоставления льгот;

в-четвертых, четкость процедуры лишения льгот;

в-пятых, последствия утраты статуса резидента особой экономической зоны;

в-шестых, инвестиционные обязательства.

Таким образом, инвесторов интересуют в первую очередь вопросы, связанные с объемом предоставляемых льгот, близость рынка сбыта и поставщиков, наличие транспортной инфраструктуры и квалифицированной рабочей силы, преодоление административных барьеров, гарантии надежности ведения бизнеса на территории особой экономической зоны.

Думается, с учетом этих предложений при реализации задуманных проектов, можно надеяться на успех. 

В.Егоров, к. п. , зав. кафедрой туризма и гостеприимства ПФ РМАТ



Распечатать:     Комментарии: 4

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают