Реклама на ЦДИ
 24.11.2024

Аналитика  | весь раздел

Игорный бизнес – чума XXI века

25.09.2006 11:18 ЦДИ, Псков

Развитие рыночных отношений легализовало неко­торые виды деятельности, среди которых немалое место занимает игорный биз­нес. В настоящее время этот вид бизнеса – бурно развивающаяся отрасль в инфра­структуре отдыха и развлечений.

Чувство азарта, наверное, знакомо каждому. Собственно, вся история человечества начиналась именно с азарта. Ну что еще заставило Адама и Еву нарушить запрет и съесть злосчастное яблоко, из-за чего они были изгнаны из рая. Скорее всего, виной был азарт. Да и азартные игры, как способ пощекотать нервы, возникли еще на заре человечества.

Сегодня, для того чтобы поиграть в игры на деньги, вовсе не обязательно надевать дорогой костюм, чистить ботиночки и бежать в игорный дом. Все намного проще. Достаточно накинуть пальто на домашний халат и спуститься во двор. У вас там наверняка уже установили новый игровой автомат. «Волшебные ящики» встречаются на каждом шагу. Практически везде, в каждом магазине есть возможность покидать пятирублевую монетку, надеясь на фортуну. А к автоматам с игрушками приклеиваются целыми семьями.

У «однорукого бандита» простаивают и те, кому явно «до восемнадцати», хотя законом это запрещено. Есть данные, что часть российских детских краж и других преступлений теперь так или иначе «замешаны» на игровых автоматах: не хватило на игру, задолжал приятелю, избил более удачливого одноклассника. В Европе решили проблему «несовершеннолетия» просто: дети, которым еще нет 18-ти лет, могут играть только в сопровождении родителей. Иначе — крупный штраф.

В России отсутствие опыта регулирования игорного бизнеса определяет необходимость четко выстроенной политики в его отношении. В настоящее время идет бурная дискуссия, связан­ная с принятием Федерального закона «О деятельнос­ти игорных заведений», который должен стать основ­ным документом, регулирующим правила функциони­рования отрасли. Представленный в Государственную Думу проект закона встретил такую яркую негативную реакцию заинтересованных лиц и настолько явно не­продуман, что говорить о его скором принятии не при­ходится. В то же время отсутствие главного норматив­ного акта, регламентирующего деятельность игорного бизнеса, крайне затрудняет налаживание четких финансовых взаимоот­ношений между государством и предпринимателями.

Вообще, Россия – страна парадоксов. Не обошлось без них и в этой отрасли. Игорный бизнес уже во всю развивается и процветает, а основной закон так еще и не принят. Главная проблема как раз и заключается в том, что сначала разрешили игорный бизнес и только потом задумались, как же его регулировать.

Данный вид деятельности появился в России в 1992 году. Тогда налог взимался в рамках закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» по ставке 90 % и зачислялся в бюджеты субъектов Федерации. В 1998 году был принят закон «О налоге на игорный бизнес» (от 31.07.98 г. № 142 ФЗ), который в корне изменил подход к его налогообложению, впервые опреде­лив специфику этого вида деятельности и соответству­ющие этому принципы налогообложения. Ставки налога установили в размерах, кратных МРОТ. Положительная динамика поступления налога сделала его содержание базовым для гл.29 Налогового кодекса «Налог на игорный бизнес», которая была введена в действие с 1 января 2004 года. В процессе работы над гл. 29 НК было принято ре­шение сменить статус налога на игорный бизнес с фе­дерального на региональный, что является вполне ра­зумным, учитывая природу налога и то, что это соот­ветствует принципам бюджетной политики государства по отношению к регионам. Теперь 100 % налоговых поступлений от такого доходного вида деятельности отчисляется в областной бюджет. Также новое законода­тельство отказалось от привязки размеров налога на игорный бизнес к минимальной оплате труда, а устано­вило конкретные размеры этих ставок по нижней и вер­хней границе, предоставив очень широкие возможнос­ти органам власти субъектов Федерации в варьирова­нии размеров налога.

В результате 15 июля 2005 года в ходе 44-ой внеочередной сессии Псковского областного Собрания ставки налога на игорный бизнес были увеличены на 30-40 %. Таким образом, ставка на игровой автомат повысилась с 2500 до 3500 рублей, на игровой стол – с 50 до 65 тысяч рублей.

Докладчик по данному вопросу председатель государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и имущественным отношениям Вадим Петрухин напомнил, что с 1998 года налоговые ставки на игорный бизнес пересматривались трижды, и отметил тенденцию к увеличению числа игровых автоматов на территории Псковской области на протяжении последних лет. Так, если в 2001 году на область приходилось 6 игровых столов и 142 игровых автомата, то на 1 января 2005 года игровых столов было уже 13, а игровых автоматов – 874. По данным Управления федеральной налоговой службы по Псковской области на 1 ноября 2005 года зарегистрировано 9 игровых столов, 985 игровых автоматов, 1 касса тотализаторов.

Однако этого увеличения показалось мало, 26 января 2006 года депутаты Псковского областного Собрания в ходе 53-ей сессии увеличили ставку налога на игровой автомат на 50 %. Теперь ставка налога на один игровой автомат составляет 5 тысяч 250 рублей, что не превышает 70% предельного уровня, определенного Налоговым кодексом РФ для игровых автоматов.

Общая сумма налоговых поступлений в бюджет области от игорного бизнеса в расчете на год составит 62 млн. рублей, ожидаемое увеличение налоговых поступлений при принятии закона составит 20,7 млн. рублей. Для сравнения за 2004 год налоговые поступления составили 23,7 млн. руб.

По словам Вадима Петрухина, это повышение вызвано инфляционными процессами, стойкой тенденцией к росту числа игровых автоматов, а также тем фактом, что «услуга не социально значима».

И все же сократить количество игровых автоматов на территории области путем увеличения налоговых ставок невозможно, поскольку у этого вида бизнеса очень высокая рентабельность. Получается ситуация, как и при производстве спиртного - на него устанавливают высокие акцизы как на рентабельный вид деятельности, но алкоголь продолжают производить и пить, так и при увеличении суммы налогов в этой сфере все равно найдутся желающие продолжить заниматься игорным бизнесом.

Однако главная проблема взаимоотношений государства с игорным бизнесом в настоящее время связана не столько с на­логовым законодательством по налогу на игорный биз­нес, сколько с урегулированием правил лицензирования этого бизнеса. Отсутствие четких правил ведения деятель­ности приводит к росту ее теневой составляющей, по оценке некоторых специалистов, превышающей поло­вину всего оборота. Игорное заведение или автомат по всей России получает лицензию в Москве. Это достаточно выгодный бизнес: лицензия на установку одного игрового автомата или целого игрового зала стоит сегодня 1 тысяча 300 рублей. И никаких дополнительных затрат. А доход от активной точки немалый. Теперь же ГосДума РФ освобождает до 1 августа 2006 года производителей игорного оборудования от необходимости проходить обязательное лицензирование. Эксперты уверены, что закон может стать спасительным для отрасли. Только не понятно, от чего данную отрасль пытаются спасти. Производство игровых автоматов в России стало фактически незаконным в июле 2005 года, когда после вступления в силу поправок в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» производителей оборудования для игорного бизнеса      обязали получать лицензию на изготовление аппаратов. Однако какое именно ведомство должно было выдавать лицензии на этот вид деятельности, чиновники и депутаты так и не объяснили. Масштаб бедствия производители оценили, лишь тогда, когда выяснилось, что их деятельность находится вне правового поля. Реализация игровых автоматов стала возможна практически только через лизинг или сдачу в аренду. В феврале Михаил Фрадков подписал постановление «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», в котором наконец-то было определено ведомство, ответственное за выдачу лицензий на выпуск игрового оборудования: эти полномочия были переданы Роспрому. В то же время правительство не разработало необходимые в этом случае подзаконные акты, и по всем формальным признакам производители оборудования по-прежнему могли быть привлечены к уголовной ответственности за нарушение условий лицензирования. Для того чтобы изменить ситуацию, депутаты первоначально предложили отложить обязательное лицензирование до 1 июня 2006 года, но, учитывая сложившуюся ситуацию, ГосДума решила продлить мораторий еще на два месяца до 1 августа.

Как было отмечено ранее, в настоящее время идет работа над созданием Фе­дерального закона «О деятельности игорных заведений». Его содержание лишь в малой степени связа­но с правовыми вопросами, непосредственно возника­ющими в сфере игорного бизнеса (например, правилами проведения азартных игр, определением понятия «азартная игра»), а в подавляющей степени касается технических проблем открытия игорных заведений, определения контингента участников деятельности. Также по этому закону либо будет введена «игорная полиция», которая бы контролировала и регулировала этот вид деятельности, либо игорные заведения будут находиться на нейтральной территории.

Игорный бизнес имеет ярко выраженную специфику, которая определяет не только необходимость ужесто­чения контроля над работой отрасли, но и ограниче­ние определенных параметров деятельности с целью недопущения возможных негативных социальных яв­лений, которые очевидны.

На мой взгляд, если государственная политика не ставит перед собой задачу истребить игорный бизнес как таковой, то надо научиться извлекать из него макси­мальную выгоду. Эта выгода может быть связана и с уве­личением поступлений средств в соответствующие бюд­жеты, и с развитием инфраструктуры и экономики от­дельных регионов.

Законодателям для начала не мешало бы изучить успехи и провалы мировой прак­тики развития игорного бизнеса. А мировая практика как раз имеет тенденцию вынесения казино за пределы крупных городов в специально отведенные районы, имея в виду не только экономические, но и социальные при­чины. Например, всемирно известный центр игорного бизнеса Лас-Вегас расположен в пустынном штате Не­вада в США. Все население Лас-Вегаса насчитывает 240 тыс. человек (в основном служащие казино и отелей), а количество туристов превышает 35 млн. человек в год. Бесспорно, что толчок к развитию экономики региона дал именно игорный бизнес.

Зато в России – свобода. С февраля 2002 года, когда игорный бизнес указом правительства России был отдан на откуп Госкомспорту, повлиять на процесс плодящихся как тараканы игровых автоматов и казино оказалось почти невозможно. До 2002 года в Пскове было только два казино – в гостинице «Рижская» и в ночном клубе «Мефисто» (ныне «Луксор»). Теперь появились «Гудвин», «Викинг», «Вулкан», игровые сети «Магнит», «Atlantic», «Планета удачи» и другие. Среди новых игровых залов такие, как «Торнадо» и «Адмирал». Не так уж и мало для такого небольшого и, прямо скажем, небогатого города, как Псков. И у всех такие манящие, привлекательные вывески!

Возникшая конкуренция заставляет их лишь улучшать качество обслуживания.     То есть... Везде клиентов стараются чем-нибудь завлечь: бесплатный первый заказ, бесплатный чай, кофе, пиво, сигареты, розыгрыш призов и лотерея... – маркетинговые ходы у каждого свои.

Кто-то делает ставку на элитарность – в обиходе крупные ставки. Там в азартные игры играют люди, у которых есть лишние деньги. В других заведениях ставки от 10 руб. Там ждут всех, кто хочет поиграть с судьбой или просто расслабиться. Но в последнее время модно не просто прийти и поиграть, а совершить пробежку по всем «точкам». Где-нибудь везение обязательно настигнет?!

Казино – самое популярное и признанное место азартных игр. Это легальные игорные дома, в которых гарантируется правопорядок, наличие постоянного юридического адреса, декларированных правил и профессионально обученного персонала. В казино сосредоточено наибольшее количество игр: американская рулетка, Блэк Джек, покер, иногда все те же игровые автоматы. Американская рулетка не требует от игрока даже ничтожных интеллектуальных усилий. Блэк Джек и покер - такие же бессистемные игры, как и рулетка, только карточные. Спрогнозировать что-либо можно, лишь зная все степени вероятности получения той или иной карты и обладая компьютерной памятью, чтобы держать в уме все отыгранные и оставшиеся в колоде карты (а их всего лишь шесть колод по 52 карты каждая). Однако есть один профессор в Москве, который может обыграть казино в карточные игры, только теперь его не пускают в игорные заведения.

В казино рассказывают разные истории о пагубном очаровании, которое таит в себе игорный дом. Казино манит, случайная удача заставляет возвращаться туда снова и снова, в противном случае – желание отыграться. При первом взгляде кажется, что все посетители - пестрая и безликая масса, но на самом деле опытный глаз всегда отличит новичка от профессионала, случайного посетителя от завсегдатая. Кстати, именно последние способствуют росту и процветанию казино. Они приходят сюда, движимые азартом и надеждой покорить Фортуну. Но главное в казино – уметь вовремя остановиться. Не зря там никогда не бывает часов.

В казино люди приходят либо испытать судьбу, либо потому, что уже не могут без этого. Ученые выяснили, что вылечить можно только около 30% патологических больных. Причем, как ни странно, основными жертвами игромании являются женщины после 40 лет. Страсть к азартным играм – одна из старейших форм зависимости. Она не связана с конкретным веществом, как, например, наркотическая или алкогольная зависимость. Человек опустошает не столько душу, сколько кошелек. Но для одержимых желание победить стоит лишь на втором месте. Главное, адреналин и напряжение нервов во время игры. Игромания – это чума XXI века.

В заключение необходимо подчеркнуть, что игорный бизнес, как и все существующее в нашем мире, имеет две стороны. С одной стороны, этот вид деятельности приносит значительные доходы в бюджет нашей области. С другой стороны, он развращает общество, в результате чего теряются моральные и нравственные ценности. Поэтому, на мой взгляд, самым оптимальным вариантом было бы переместить все игровые заведения за пределы города, чтобы манящие вывески не притягивали к себе случайных прохожих. А также необходимо ввести существенные ограничения на количество этих заведений. Помимо этого следует помнить, что вся Псковская земля – историческое место, а законом строго запрещено размещать игровые залы на территории местных достопримечательностей. К сожалению, этот вид бизнеса, как и все остальные, рассматривается только с точки зрения извлечения прибыли. Хотелось бы, чтобы местные власти учитывали все выше перечисленные факторы.

Михайлова Анна



Распечатать:     Комментарии: 59

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают