Реклама на ЦДИ
 22.11.2024

Польза / Информация  | весь раздел

Передвижники приехали в Псков и показали «Живописную Россию»

04.09.2020 20:32 ЦДИ, Псков

Когда слышишь, что в город приехали художники-передвижники, нет-нет, да зажигается искра любопытства.  3 сентября состоялось открытие пятой передвижной выставки «Живописная Россия» во Дворе Постникова.

Это знаменательное событие по многим причинам. Для начала - впервые работы художников показаны в интерьере купеческих палат 17 века. Много слов сказано об атмосфере этого места, но оно действительно играет не последнюю роль.

 

 

Корреспондент ЦДИ решил приобщиться к прекрасному, радикальному и отправился на открытие выставки, чтобы оценить масштаб и широту творческой души авторов проекта.

 

«Восторг – просто удивительно»

Казалось бы, масочный режим может отпугнуть гостей мероприятия, но «всем ветрам на зло» во дворе Двора Постникова собралось достаточно много людей, но стоит отметить, что не все соблюдали масочный режим:  кто-то был в маске, кто-то пришел без. Но все с нетерпением ждали открытия.

 

 

Генеральный директор объединенного Псково-Изборского музея-заповедника Александр Голышев на открытии рассказал, что не ожидал такого ажиотажа и поделился своими впечатлениями:

- Мы чувствовали, что будет много зрителей, но не думали, что так много! - говорит Александр Голышев. - Восторг, это просто удивительно!

 

 

Заместитель председателя комитета по культуре Владимир Куприн тоже выступил с приветственным словом и поздравил присутствующих с открытием нового культурного уголка городе.

- Сейчас музейный квартал на реставрации. Мы увидим такие же преображенные Поганкины палаты, но это будет в следующем году. А здесь, уже сейчас, мы получаем возможность приобщиться к выставке, которую привезли художники со всей России. И увидеть их в совершенно новых интерьерах, - говорит Владимир Куприн. - Это необычно! Это ново! Мы будем особенно рады, если понравится псковичам и гостям города. Тогда это послужит началом новой большой работы - пропаганде современного искусства, приобщению молодежи к тем художественным образцам, которые они должны видеть в своей жизни.

 

 

От себя заранее хочется отметить, что эта выставка ни капли не разочаровала. Стоит ли туда идти? Определенно, это интересный формат. Современное искусство тесно переплетается с текущими бурной рекой тенденциями в обществе и урбанистической культуры. А 21 век - время, когда зритель требует больше, выше, сильнее, ярче, вкуснее... Вот художникам и приходится сгущать краски, играть контрастами, резать «правду матку» кисточкой и идеей – обострять углы так, чтобы в горле застряло. Чтобы искусство, нацеленное прямо в самое сердце, зацепило каждого. И зритель от переполняющих его эмоций, вышел обновленным и дышать не мог еще пару дней спокойно.

 

 

 

 

На открытии много слов было сказано, как интерьеры Двора Постникова повлияли на восприятие выставки, но когда заходишь в залы, понимаешь – мэтры правы. Стены, играющие бликами будто мятая бумага холста отыгрывает бликами и тенями, подсветка концентрирует внимание на картине. И вот ты стоишь перед ней, она висит перед тобой и сколько бы людей не было вокруг, вы общаетесь тет-а-тет, и для каждого зрителя найдется то, что тронет за душу  и отзовется в сердце яркими воспоминаниями.

 

 

 

 

Один из кураторов выставки - Леонид Бажанов – член Международной ассоциации художественных критиков (AICA), Российской академии художеств, Ассоциации искусствоведов тоже поздравил присутствующих с открытием потрясающего выставочного пространства.

- Потрясающего! – говорит Леонид Баженов. - С грустью думаю, что в Москве эта выставка не найдет аналогичного выставочного пространства.  Здесь представлена широкая панорама русского искусства. Вся экспозиция ориентирована на определенную традицию – реалистической живописи и фигуративной живописи, которая в России существует долгие-долгие десятилетия. По сравнению с выставочным пространством, традиция русской живописи молода. И я впервые такую академическую выставку провожу в еще более традиционном пространстве. Для меня это парадокс и все в голове перевернулось. Сопоставление различных традиций создает определенный эффект для восприятия этих работ.

Кроме самой живописи на зрителей произвела впечатление печь в расписной плитке. Многие фотографировали как ее саму, так и  фотографировались вместе с ней.

 

 

 

 

 

Художников нужно замечать

Проект «Живописная Россия» существует с 2016 года.

В Пскове данный проект проходит при участии заслуженного художника России Николая Пискарева, который рассказал, что изначально к выставке отнеслись неоднозначно:

- Сначала у всех была настороженность, как это.. современная выставка… это я знал, что здесь будут и мастера старшего поколения, и молодые художники. Они превзошли все наши ожидания. Сейчас представлены работы художников старшего поколения, так называемых «почвенников», «семидесятников» и новых направлений.

Как рассказал еще один куратор выставки - художник, член Президиума Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации Евгений Ромашко - выставка показывает течение станковой живописи с прошлых десятилетий до наших дней. Позже организаторы обещают появление каталога, который будет передан по городам участникам.

 

 - Любители прекрасного не боятся никакого коронавируса. Искусство убивает все вирусы. Я уже в четвертый раз открываю в Пскове выставку. Это действительно передвижная выставка, которую мы стараемся возить по регионам России, - говорит художник. - Вы знаете, что в 90-е годы и начале двухтысячных очень больше внимание общественности было приковано к новым тенденциям. И много было проектов, посвященных инновациям и в искусстве, но забыли про живопись.. прошло некоторое время и все вспомнили, что у нас есть замечательные художники, которые создают уникальные произведения. А если есть художники, которые живут в нашей стране и создают замечательные произведения, то среди них есть очень хорошие!  А значит, их нужно показать! И мы создали проект, посвященный станковой живописи.

 

 

 

 

Выставка занимает два этажа с многочисленными переходами по комнатам. Начинать осмотр картин рекомендую с цокольного этажа - с работ более поздних и взрослых художников. От части это даже символично, когда за работами «почвенников» приходится спускаться по лестнице под землю. И так от картин, посвященных воспоминаниям о прошлом России или даже Руси, вы начнете осматривать живопись, где на картинах второго этажа начнут появляться зарисовки из современной жизни. 

 

 

 

Меня радует, что гости выставки действительно с интересом рассматривали работы, комментировали их и обсуждали. Некоторые работы показались спорными, некоторые- непонятными только на первый взгляд, но едва приглядевшись... где-то ёкает. 

Например, картина «Адам и Ева» сначала кажется аляпистой, но вот ты уже различаешь две скорченные фигурки, разделенные стеной непонимания, как в жизни - с одной стороны Адам, с другой Ева, будто в современности муж и жена в тесной квартирке.

 

 

 

Лично мне больше прочих понравился зал с работами под названием - «Незнакомые молодые». Есть что-то близкое в этих зарисовках из жизни незнакомых нам людей. Зацепила картина «Безработный», в которой показан человек, опирающийся на целую стену из объявлений о работе. Кто-то скажет, что в этом ничего нет.. но ведь у этого бродяги прямо за спиной тысяча предложений, где любой номер телефона может стать счастливым - просто бери и делай. Чем не социальная проблематика сквозь краски?

 

 

 

 

Свое мнение о выставке высказал и Валентин Курбатов - литературный критик, литературовед, прозаик, член жюри литературной премии «Ясная Поляна», член Союза писателей России, член Общественной палаты России, член Президентского Совета по культуре, лауреат Государственной премии Российской Федерации.

 

 

Он искрометно описал выставку, как говорится «не в лоб, а по лбу»:

- Первый зал взглянул, прямо зареветь хочется, встать на коленки и поцеловать каждый из холстов! Тень великих живописцев и спасителей Матушки России. А поднимаешься наверх - тут внебрачные дети Казимира Малевича. Начинаешь осторожничать, - говорит Валентин Курбатов. - Это портрет живописный России сегодняшней, в ней есть все и свет, и укоризна. И если бы наши господа-начальники посещали бы выставки живописные о России, то строили бы другую Россию. Пришел час собирания самих себя! Ты что, не видишь?! Нас рассыпали горохом мелким! Раньше скажешь «народ» - спина выпрямляется, понимаешь, что стена за тобою. А теперь слово «народ» произносить нельзя - устаревшее из словаря Даля, теперь это «население» - пестрое, многообразное, цветное, но, к сожалению, не являющееся русским сердцем. Поэтому от части хочется сказать спасибо выставке «спасибо», за то, что хочется поцеловать и за то, что отвернуться. За то, что она показывает полноту современной картины и дает проверить самих себя! Что же мы такое? 

 

 

Для тех, кто захочет посетить эту выставку и посмотреть на «Живописную Россию», нужно добавить, что выставка продлится до 24 сентября по адресу улицы Олега Кошевого 2А.

Билеты стоят 200 рублей и 100 рублей для льготников.

Режим работы выставки: пн-вс с 11:00 до 18:00, вт – выходной.

 

 

Автор: Ольга Лирон

фото автора

Фоторепортаж с открытия выставки смотрите ЗДЕСЬ.

 

 



Распечатать:     Комментарии: 1

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают