Реклама на ЦДИ
 19.03.2024

Польза / Информация  | весь раздел

Фигурное вождение: что такое мотоджимхана в Пскове

09.07.2020 16:49 ЦДИ, Псков

 

На городских мотоциклистов жалуются чаще всего: то выхлоп громкий, то разогнался слишком резво, то из слепой зоны неожиданно вынырнул. А между тем, не все они такие безалаберные и безголовые. Мы уже говорили о команде мотокросса, которая дает пороху всему Северо-Западу и Прибалтике на соревнованиях, видели тренировку у любителей эндуро, восхищались псковским хирургом, который доехал до трех океанов, а что же городские райдеры?

 

 

 

 

Конец рабочего дня, вызываю такси и еду в Моглино.

- Тебе зачем туда, да еще с таким большим рюкзаком? – удивляется таксист. Водитель, которого можно по возрасту на первый взгляд отнести к поколению 65+, проявляет искренний интерес.

- Там сегодня тренировка мотоджимханы, - отвечаю я, проверяя заряд фотоаппарата.

- Джимха.. что? Это новый спорт какой? – переспрашивает он.

Я начинаю объяснять, что мотоджимхана складывается из того, что нужно преодолеть маршрут с упражнениями на ловкость управления мотоциклом за максимально короткий срок, технически грамотно, без касаний ногами земли, без опрокидывания конусов и без падений. Уточняю,что это целая система продвинутого уровня, которая подразумевает отработку всех необходимых навыков – торможения, особенно экстренного, работу передним и задним тормозами, а также их комбинирование, повороты на малых скоростях, ускорение, вращение и многое другое. То, чему учат мотоциклистов перед сдачей экзамена на получение водительских прав - малая часть, можно даже сказать сотая доля от того, чему может научить мотоджимхана.

 

 

- А это на заднем колесе ... то, как некоторые тут по городу ездят? Понял, - махнул рукой таксист.

- Да нет, же! – возвожу глаза к потолку. - Многие школы используют мотоджимхану для подготовки водителей на продвинутый уровень! После простых мотошкол многие водители приходят на мотоджимхану! Можно сказать, что это любительский вид спорта, который позволяет развивать навыки владения мотоциклом выше среднего. На соревнованиях проходить маршрут нужно на время, а вместо дорожных знаков и разметки у вас цветные конусы…

- Спорт? Вот у нас в СССР в Пскове был мотокросс! Ох! «Чезеты» помню! А «Ява»? Это же мечта любого пацана! Помню, у меня еще и «Тула» была…, - не сдается собеседник.

Весь путь от редакции до площадки в Моглино опытный таксист мне рассказывал, как было тогда, «а не эти ваши «спорты», что мотоциклы были другими, что двигатель на коленках перебирали. И все мои попытки возразить, что технологии на месте не стоят, и мотоцикл нужен, чтобы ездить на нем, а не ремонтировать без конца, заканчивались очередной историей из прошлого века. Пришлось прибегнуть к упрощению - «фигурное вождение» - и вот в глазах собеседника появляется огонек понимания, логика и ассоциативный ряд подключаются к делу.

Фигурное вождение - более знакомое и понятное определение для обывателей.

 

 

 

«А что это вы тут делаете?»

Именно такой фразой из фильма встречали меня некоторые мотоциклисты, которые приехали на площадку в первый раз. Как оказалось, сегодня на бесплатной тренировке собралось много гостей – кто-то приезжает часто, кто-то впервые, а кто-то пробует свои силы во второй раз.

Организаторы тренировок – инструкторы мотошколы «А» и энтузиасты. На тренировки могут попасть все желающие мотоциклисты. Трассу каждый раз придумывают новую, упражнения дают разные - каждая отработка заданий отличается от предыдущей.

 

 

 

Что радует, так это пестрый состав участников. Сегодня здесь действительно много людей (как говорят мотоциклисты, обычно гораздо меньше) на очень разных байках - вот круизеры, вот спортбайки, вот дорогие мотоциклы, а вот бюджетные. Никто указывает новичкам на стоимость мотоцикла и не обижает их, что, безусловно, создает дружескую атмосферу и приятно всем участникам тренировки. Случается, что первосезонники просто стесняются подъехать к более опытным мотоциклистам и познакомиться. Им сложнее всего прийти на первое занятие, чтобы начать общаться и вливаться в сообщество. 

 

 

 

 

 

Все, кто приезжает сюда, хотят получить новые знания, наработать моторику и понимание поведения своего мотоцикла, а также еще за общением. По сути, сейчас это превращается в источник формирования субкультуры городских мотоциклистов, которые хотят повышать свои навыки вождения.

 

Камень преткновения 

Отработку навыков проводили на двух парковочных площадках и на дополнительном прямом отрезке асфальта. Что любопытно, здесь же тренировались лыжники и роллеры. Оказывается, гладкий и прямой асфальт пользуется спросом настолько, что ради него люди готовы ехать в Моглино!

- Здесь удобно тем, что мы никому не мешаем, - говорит один из участников тренировки. - Псковичи в городе жалуются на шум выхлопа, а здесь мы далеко от города. Да, это значит, что после занятий домой я попадаю только минут через сорок, потому что нужно не только доехать, но и поставить мотоцикл на парковку. Согласитесь, это лучше, чем ничего!

 

 

 

Но, все же есть те, кому такие отработки мотоциклетного мастерства не по-вкусу. А именно  представители «Моглино» не очень довольны шустрым соседям. Интересно то, что мотоциклисты ведут себя совершенно прилично и адекватно, все в рамках обычной тренировки, ни к кому не пристают и не устраивают балаган. Ребята паркуются на площадке, привозят с собой подобие конусов, рисуют и обозначают трассу, тренируются на ней, а потом убирают за собой территорию. Все это спокойно, без концертов и алкоголя.

Но как только команда выехала на отработку на прямой отрезок асфальта, на котором нет оживленного дорожного движения, как через пару кругов упражнений на маневрирование, к организаторам подъехала машина охраны. 

 

 

- Ребят, тут руководство посмотрело на ваши заезды и крайне недовольно. Вам могут запретить тут быть! - предупредил один из охранников. 

На это мотоциклисты развели руками, мол, в чем собственно проблема? Участники тренировок считают, что их хотят подвинуть из-за асфальта, который якобы страдает от тренировок. Это та причина, из-за которой у команды автоспорта и дрифтинга нет своей площадки и даже для автошоу приходится кочевать от парковки ТРК к парковке ТК. Но... маневрирование, которое напоминает простой прогрев резины (не оставляет черных следов на покрытии), езда в стойке, что позволяет контролировать центр тяжести мотоцикла ногами и стабилизировать его - навык, который просто спасает людям жизни и никаким образом не может испортить асфальт! 

 

 

В процессе отработки такой езды никто не жгет покрышки, не пробуксовывает и не делает ничего противозаконного. Эти же приемы широко используются спортсменами мотокросса и эндуро, чтобы пройти потенциально опасные участки, погасить излишние колебания мотоцикла, поэтому отработка привставания на подножках мотоцикла - важный и нужный навык для любого мотоциклиста. 

 

 

Допустим, если активные тренировки вызывают такие вопросы, то где же тренироваться, если не здесь? Эта площадка самое идеальное место. Все жители города хотят быть в безопасности, а мотоциклисты хотят, чтобы их всех без разбора не обвиняли в лихачестве и безалаберном поведении. Для этого они собираются на повышение водительского уровня. Это значит, что есть совершенно осознанные и понимающие водители, которые не хотят подвергать опасности ни себя, ни окружающих. Если бы не это место, то им бы пришлось искать какое-то другое, а с ровным асфальтом в Пскове таких удобных площадок не много. 

 

 

Как говорят участники тренировки, проблемы начинаются на скоростной отработке. Все участники соблюдают дистанцию и единственные, кого они потенциально могут тут сбить - это другие участники тренировки. Но такие  случаи, когда они сбивали друг друга, можно по пальцам пересчитать за все время тренировок.

Опасения могут вызвать водители спортбайков, которые разгоняются и отрабатывают не только повышенную скорость, но и экстренное торможение. Для людей непосвященных это выглядит впечатляюще и на грани. Но. Я обратила внимание на организацию их выездов. Спортбайки, которые выходили на отработку скоростного режима на прямом отрезке дороги, незадействованном в непосредственном дорожном движении соседней оживленной трассы, дожидались, когда другие мотоциклисты прекратят движение!

 

 

Происходит это следующим образом. Инструктор объясняет всем, кто будет выполнять упражнение, детали и особенности поведения на дороге, потом выезжает первым. За ним с дистанцией и запасом на непредвиденные обстоятельства выезжают по цепочке все, кто хочет отработать это задание. 

 

 

 

Когда колонна учеников уже выполнила упражнение в обе стороны, владельцы спортбайков дожидаются, когда трасса останется чистой, и начинают отработку своего маневра. Таким образом, исключается вероятность, что спортбайк на повышенной скорости догонит другого мотоциклиста, который завершает движение на крейсерской скорости, в спину. 

 

 

Стоит обратить внимание, что ехать на отработку упражнения или нет - самостоятельное решение каждого мотоциклиста. Вот она демократия в действии - хочешь тренироваться - пожалуйста, не хочешь - можешь просто постоять на парковке и пообщаться с другими водителями.

Инструкторы могут сделать замечание, если заметили явную ошибку: где-то не точно выполнена подработка газом, где-то ошибка с моментом выжимания тормоза - опытный взгляд со стороны и совет новичку обеспечены.

 

 

Для совсем молодых и «зеленых», кто еще неуверенно проходит нарисованную трассу, предлагают базовые упражнения из одного элемента, например, вращение вокруг одного предмета, чтобы почувствовать габариты мотоцикла в поворотах на малой скорости.

 

 

Из маленьких и простых элементов выстраивается последовательность, которую нужно выполнить без ошибок. Так мотоциклисты набивают опыт и увеличивают скорость реакции и принятия решений. Бывают падения, но на маленьких скоростях это не страшно - без травм, разве что царапины на лакокрасочном покрытии мотоциклов. 

 

 

Страхи и опасения

Чем пугает вождение мотоцикла? Падением. Все боятся упасть и разбиться. Чтобы побороть страхи нужно понимать свои возможности и возможности мотоцикла, а для этого нужна практика. Самая безопасная практика - на учебной площадке. 

Мотоциклисты иногда игнорируют мотоджимхану, потому что переживают за сам мотоцикл. Чего греха таить, байк - удовольствие не дешевое, а уронить его и попортить его внешний вид царапинами никто не хочет. Для защиты мотоцикла не только на площадке, но и и на дороге используют дуги, клетки другие приспособления. Здесь во время выполнения маневров то и дело слышны скрежеты дуг об асфальт в поворотах - это нормально.

 

 

Так что же мотоджимхана для Пскова?

Не секрет, что в Пскове из-за уже былых серьезных аварий много претензий к мотоциклистам, даже к тем, кто старается ездить прилежно. Тренировки мотоджимханы бесплатные, что просто невиданный аттракцион щедрости со стороны мотошколы «А».

Кроме повышения уровня владения мотоциклом, для Пскова мотоджимхана может стать и событийным мероприятием - она зрелищна как вид спорта. Приграничное положение Псковской области становится идеальным местом для проведения соревнований, как это уже было в прошлом году. 

 

 

Мотоджимхана полезное для города явление, которое может стать потенциально еще и поводом для событийного туризма. Острым вопросом здесь будет только наличие площадки, на которой мотоциклистам разрешат заниматься.

Еще больше фотографий смотрите ЗДЕСЬ.

 Ольга Лирон

Фото автора.

 

 



Распечатать:     Комментарии: 1

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.67843914031982