Реклама на ЦДИ
 29.03.2024

Польза / Информация  | весь раздел

Единственный в России - история Псковского центра реабилитации аистов

19.12.2019 14:31 ЦДИ, Псков

Появление аистов рядом с домом считается благополучным символом. Люди любят аистов, восхищаются ими и не могут пройти мимо раненной птицы.

Псковская область занимает второе место по гнездовой численности белых аистов после Калининградской, поэтому именно здесь центр реабилитации для них очень востребован. Волонтерский центр помощи «Дом белого аиста» расположился в Гдовском районе Псковской области.

ЦДИ связался с основателем единственного в России центра реабилитации аистов - орнитологом, научным сотрудником Ремдовского заказника - Мариной Сиденко, чтобы узнать, как она организовала такой аистиный дом, как и откуда попадают к ней новые питомцы и что делать, если вы повстречали раненную птицу.

 

 

«Это не я нахожу аистов, это они находят меня»

- Не знаю, откуда это берется у людей, - говорит Марина Сиденко. - Я помню, что с самого детства хотела работать с животными, мечтала стать дрессировщиком, выступать в цирке с собачками, а потом в 12 лет записалась в юннатский кружок при Ростовском зоопарке. Ведь сама я из Ростова-на-Дону. Там мне дали бинокль, я увидела в него свою первую птичку – сорокопута-жулана…и поняла, что действительно хочу стать орнитологом. Я ходила по городским паркам и мечтала: «Вот бы по пению научиться распознавать, что это за птица». Можно сказать, что я выросла в зоопарке, где у нас были очень хорошие наставники.

Мечта создать аистиный центр появилась у Марины еще во время работы в национальном парке «Смоленское Поозерье», куда она уехала из родного Ростова-на-Дону работать по специальности - орнитологом. В этот парк раненых птиц привозили со всей Смоленской области.

Любовь к аистам началось с особо любимого, который попал к Марине в 2006 году и прожил с ней целых 11 лет. Как предполагает орнитолог, птенца выбросили из гнезда. Он попал к ней ослабленным, получил имя Варя, а когда окреп, не захотел улетать. Позже Варя переехала вместе с Мариной в Псковскую область.

У этой истории грустный конец. Варю загрызла лисица, которая залезла в закрытый вольер. Это стало для Марины большой утратой, потому что к этому времени аист уже был как член семьи.

 

 

 

После такой трагедии Марина решила заняться спасением других аистов. Так началась работа над созданием центра реабилитации.

Сейчас аистиному центру в Псковской области чуть больше года, здесь помогли 60 птицам, а на зимовку в этом году осталось 38.

Изначально количество зимующих в Центре аистов должно было остановиться на 30 особях, но Марина не может отказать в помощи, когда привозят очередную птицу.

- Как я могу сказать бабушке или дедушке, что мест нет? - разводит руками орнитолог.

Марина спасает птиц уже 17 лет, на данный момент она продолжает оставаться научным сотрудником в национальном парке «Смоленское Поозерье», в Себежском нацпарке и Ремдовском заказнике.

 

Помощь на организацию и функционирование «Дома белого аиста» приходит исключительно от благотворителей. Изначально был написан проект «Построим дом для аистов», который разместили на краудфандинговой площадке Planeta.ru. Таким образом, о проекте узнала вся Россия, с помощью этой площадки удалось собрать 340 тысяч на строительство помещения для зимовки птиц.

Волонтеры помогают на добровольной основе и даже перевозят птиц на личном транспорте. А что делать, если травмированная птица находится далеко от реабилитационного центра. 

 

 

В группе ВКонтакте  публикуются отчеты о поступающих пожертвованиях и тратах на содержание питомцев. Марина не скрывает, что ни она, ни волонтеры за работу с аистами зарплату не получают, все на энтузиазме и любви к природе.

Орнитолог с гордостью рассказывает, какое впечатление на приезжих оказывает реабилитационный центр. Красота и размеры аистов никого не оставляют равнодушными, особенно, когда их так много.

 

 

Мы в ответе за тех, кого приручили 

 

Аисты живут рядом с человеком, поэтому все их беды не остаются незамеченными. Люди хотят им помочь, пытаются поймать, забирают домой или отвозят специалистам.

Когда Марина стала орнитологом национального парка, то первыми ее подопечными оказались два птенца – слётка ушастой совы, которых она выходила и выпустила позже в естественную среду обитания.

- Каждый раз мы говорим, не подбирайте слётков, НЕ ПОДБИРАЙТЕ СЛЁТКОВ! - взывает Марина. - Это птенцы, которые слетели с гнёзд и их родители притаившись где-то ждут, когда вы уйдете, но вы забираете птенца, чтобы выкормить самостоятельно. А потом вдруг оказывается, что птица дикая и очень беспокойная. Птенцов нужно кормить через каждые два-три часа, греть лампами. Люди понимают, что это тяжело и начинают искать куда отдать птенца - в живые уголки, питомники, зоопарки.

По словам орнитолога, аистята могут не только самостоятельно выпадать из гнезда, но и быть отбракованными. Когда в гнезде большой выводок, а корма не хватает, родители начинают проводить ревизию и слабых птенцов выкидывают сами. Вскормленный человеком аистенок может вырасти в здоровую птицу.

В аистиных яслях реабилитационного центра есть птицы с разной судьбой, и пример с птенцами, которых сородичи сочли слабыми, не редкость. Марина выкармливает всех, кого ей привозят. А свозят сюда аистят не только со всей Псковской области, но и из Смоленской области.

 

Именно оттуда прибыл первый питомец реабилитационного центра – красавица Лея. Рухнуло гнездо, два аистенка смогли благополучно слететь на землю, а один – нет. Птенца подобрала бабушка, носила его по ветеринарам, делала рентген. У птицы оказалось повреждено крыло, сейчас его выходили, но он не летает и живет в «Доме белого аиста» все это время со дня основания.

С начала июня телефон Марины разрывается от сообщений о выпавших из гнезд птенцах, а в конце месяца, сыпятся сообщения о том, что из гнезда пропали уже родители, а птенцы погибают голодной смертью. 

 

 

В двадцатых числах июля птенцы учатся летать и начинается волна сообщений о травмированных особях. Молодые, неопытные аисты разбиваются, осаживаясь на металлические крыши - скатываются вниз, травмируют ноги, растягивают связки или ломают крылья. При этом здоровая птица никогда сама в руки человеку не дается, если аист позволил к себе подойти, то с ним что-то не так. Марина Сиденко объясняет, что аист может быть опасен.

- При всей красоте этой птицы, нужно помнить, что она дикая, - напоминает орнитолог. - Никогда не подводите детей близко, потому что аист может клюнуть в лицо - это не шутки. Однажды нам привезли птенца, которого собратья клюнули в глаз, и это было страшное зрелище. Глаз, кстати, вылечили. Я уверена, что он им видит.

 

 

 

Третья волна звонков начинается осенью, когда большинство аистов улетают на зимовку, а некоторые остаются. Бывают случаи, когда птица на вид совершенно здорова, но не улетает, и этому нет объяснения.

Ни хлебом, ни макаронами или крупами аиста не прокормить. Это животноядная птица. В природе он ест мышей и лягушек, в неволе его можно кормить куриными сердцами, желудками и печенью, головами, шеями или концевыми частями крыльев, речной или морской рыбой.

В месяц на питание одной птицы уходит 500-1000 рублей. Один аист съедает примерно полкило рыбного или мясного корма в день.

Кроме того, аисты нуждаются в тепле и воде, это обязательные условия зимовки. Аисты много пьют и часто испражняются. Подстилку приходится менять постоянно. Это еще одна причина, по которой местные жители быстро раздумывают содержать такую птицу дома.

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

Планы и признание

 

Совсем недавно, 12 декабря, Марина Сиденко стала гостем торжественной церемонии награждения петербургской премии «Фонтанка.ру – Признание и Влияние». По приглашению организаторов в Главном штабе Эрмитажа Марина вручала награду одному из лауреатов, а участники церемонии – представители бизнеса, власти и журналистского сообщества – увидели телесюжет о «Доме белого аиста».

В этом году Марину Сиденко выдвинули на соискание премии «Народное признание».

Марина мечтает, чтобы реабилитационный центр вырос в целую сеть аистиных центров и островки милосердия появились в Калининграде и Брянске - местах, где аистов так же много, как в Пскове.

 

В списке дел еще значится постройка жилого дома для волонтеров, которые хотят помогать реабилитационному центру. Самый пик, когда нужны добровольцы, приходится на время выкармливания птенцов.

Марина отмечает, что желающих помочь в реабилитации достаточно, ее радует, что проект оказался интересным многим.

Количество туристов постоянно растет, но этот график орнитолог старается отслеживать и регулировать, чтобы не беспокоить лишний раз питомцев.

Не все птицы здесь могут летать, поэтому они остаются в центре и их число продолжает расти. Тех, кто уже выздоровел и способен жить на воле, Марина отпускает, но за их судьбой продолжает следить.

 

Обитателей аистиного центра окольцовывают, у птиц перелетных - это металлические метки, а у тех, кто не летает совсем - пластмассовые.

 

Что делать, если вы нашли аиста, которому нужна помощь? 

- Свяжитесь со специалистами, - без промедления отвечает орнитолог. - От этого в выигрыше будут все. Я не перестану напоминать, что аист - дикая птица, это не ручное существо. Он требует специального ухода, поэтому самое правильное решение - это связаться с центрами, которые могут оказать птице профессиональную помощь. И, пожалуйста, не кормите аистов мучными изделиями.

Если вам повстречалась птица, у которой на лапке есть кольцо, то при возможности прочитать номер или сфотографировать, сообщите данные кольца в центр кольцевания птиц . Это важная научная информация.

8 (499) 783 32 26 - телефон центра кольцевания птиц.

 

Беседовала: Ольга ЛИРОН

Фото предоставлены участниками группы «Дом белого аиста»

 

 



Распечатать:     Комментарии: 3

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.44244790077209