Реклама на ЦДИ
 29.03.2024

Польза / Информация  | весь раздел

Псковский общественный транспорт отмечает 110-летие

01.11.2019 17:44 ЦДИ, Псков

 

 

 1 ноября 1909 года, ровно 110 лет назад,  в Пскове открыли конно-железную дорогу, по которой пустили 6 вагонов.

Поэтому этот день негласно считается днем рождения псковского общественного транспорта.

 

 

фото: bibliopskov.ru

 

Конно-железная дорога, в простонародье «конка» -  один из основных видов общественного транспорта во второй половине XIX - начале XX веков. Рельсовый путь, по которому вагоны передвигались при помощи конной тяги.

 

Идея пустить в городе общественный транспорт на конной тяге появилась 19 августа 1884 года, как свидетельствуют записи  «Псковского городского листка». По мнению  краеведа Натана Левина, первая конка в нашем городе появилась уже в 1890 году в пригороде Череха. 

Первый настоящий трамвай на дорогах Пскова мог появиться еще в 1906 году, когда по Октябрьскому проспекту - а в то время он назывался иначе - Кахановский бульвар - проложили рельсы. Но у города не осталось средств на покупку вагонов, да и мощностей электрической станции  не хватало, именно в этом была основная проблема.  В марте 1907 года город выкупил электростанцию и взялся за увеличение ее мощности для пуска трамвая.

Рельсовый путь пустовал некоторое время, мешал крестьянским повозкам и извозчикам, из-за чего над ним смеялись местные газеты.

фото: bibliopskov.ru

Предприимчивый деятель Георг Францевич Викенгейзер,  прозванный в народе «псковским американцем», два месяца уговаривал псковскую думу по примеру Черёхи запустить за свой счет конно-железную дорогу. Семья Викенгейзер закупила на личные средства вагоны, лошадей, обязалась оплачивать труд рабочих и вносить в казну ежемесячную арендную плату. По тем временам не малые деньги, а именно - по сто рублей в месяц. 

К слову, конка в Черехе так же опыт Георга Викенгейзера. Он организовал маршрут от железнодорожной платформы к дачам, которые там построил. В 1890 году проложил от пристани в Черехе до курзала полторы версты рельсового пути для конки. 

Псковские власти согласились, и первого ноября 1909 года шесть вагонов на конной тяге вышли по маршруту от вокзала до Торговой площади -  она же площадь Ленина сегодня. Позже начали эксплуатироваться рельсовые пути, проложенные на Запсковье. Проезд стоил несколько копеек.

Горожане охотно пользовались новым транспортом. За 1910 год конка принесла предпринимателю выгоду в 33 тысячи рублей.

 

Вагоны первого псковского трамвая были изготовлены на Мытищенском машиностроительном заводе, основанном в 1897 году. А когда мощности электростанции стало хватать, лошадей заменили электричеством. 

Первый псковский трамвай пустили по инициативе депутата городской думы инженера Константина Гаврииловича Репина 9 (22) января 1912 года. Газета «Правда» писала 1 августа 1912 года: «Трамвай наш сделал бы хорошие дела, не отправляя пассажиров наподобие сельдей в бочонке, а имея побольше запасных вагонов....Кстати о трамваях. В Городской Управе возбужден вопрос об увеличении линии пробега. Предполагают проложить рельсы до станции Псков Рижский. Г. Репин вновь предлагает свои услуги. Дело для Пскова не только неубыточное, по-видимому, но прямо похоже на дойную корову, однако отцы города, говорят, готовятся к отрицательному решению вопроса. Им виднее, дело им и книги в руки».

В подготовке публикации использованы материалы Централизированной библиотечной системы города Пскова

 

фото: blogomarathon.livejournal.com



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.043349027633667