Реклама на ЦДИ
 20.04.2024

Польза / Информация  | весь раздел

Кто-то видит в этом только смерть, но для художника - это искусство

30.10.2019 19:30 ЦДИ, Псков

Такую профессию нигде не получишь, это мастерство передается исключительно «из рук в руки». Этот заказ никогда не увидит человек, которому он посвящен.  К этим специалистам обращаются в самые грустные моменты жизни.

ЦДИ взял интервью у мастера по камню, художника-гравера ритуальной мастерской.

 

 

Да, я рисовала мёртвых людей. Да, мои работы стоят на кладбище. Ну и что? Зато я умру, а мои работы ещё будут стоять... Это галерея на всю жизнь...и даже больше.

Карина начала рисовать на памятниках, когда ей было 22 года и проработала художником-гравёром уже пять лет. 

 

- Как ты стала художником по камню?

- Профессии художника-гравёра, художника по камню как таковой сейчас нет. Это скорее ремесло, нежели специальность. Обучиться этому мастерству можно у опытных специалистов. Из рук в руки, так сказать. Во всяком случае, я не слышала о специальных учебных заведениях или же направлениях на факультетах искусств, которые выпускали бы мастеров для ритуальных служб.

Каких-то специальных умений для этого не нужно, учитель все покажет, расскажет и руку в правильное положение поставит. Единственный, по моему мнению, навык - это умение немного рисовать или срисовывать. А всё остальное придёт со временем и опытом.

- Как ты оказалась в ритуальной мастерской?

- Предложили-согласилась, - отвечает Карина. - Правда, сначала мне сказали, что это будут картины на граните. Ну, чтобы не напугать тематикой работы. А я и не напугалась.

- Каким был первый рабочий день?

- Я зашла в салон, увидела гранитные стелы, на которых были выгравированы портреты. Поняла, что это вовсе не арт-галерея… и с интересом в душе и блеском в глазах принялась осваивать совершенно новую для себя деятельность.

 

- Что самое сложное в этой работе?

- Вот когда приходит заказчик портрет принимать, а его глаза полны  слёз и эмоции наружу, и не от радости вовсе... А ты помочь ничем не можешь, не в силах просто. Совсем. Вот это тяжело.

 

 

- Что чаще всего заказывают? Что было самым необычным?

- Самым необычным было гравировать портрет человека, который ещё жив. Он потом ещё и на приемку приходит, так сказать, на себя посмотреть.  Чаще всего, помимо портретов, конечно, заказывали цветы и различные цветочные композиции. Далее шли пейзажи, автомобили и иконы. К каждому заказу старались подходить индивидуально. Старательно выбирали фотографию портрета, составляли композиции, чтобы было всё гармонично и красиво. Я всегда любила говорить: «Нарисую всё! Хоть в треуголке да на коне!». Коня, кстати, тоже гравировала!

 

- Как люди выбирают фотографию для памятника?

- Мне иногда казалось, что фото выбирали «от балды». Вот серьезно! Не смотря на то, что с заказчиком перед этим была проведена разъяснительная беседа длинною в час. Они все равно находили самую непригодную для дела фотографию! Приносили и аргументировали это тем, что он или она «нам тут больше всех нравится». А то, что не видно элементарно пропорций лица, оно маленькое, и фото очень низкого качества, понимать никто не хочет, говорят: «Ну, вы же художник!».

Вторая беда фотографий - их просто нет! Ну, не любил умерший фотографироваться! Тогда и начиналось самое интересное: раскапывался архив, обзванивались родственники и из альбомов приносилась очередная пачка «фоток» плохого качества. И из очень плохих нужно выбрать менее плохую, которую можно перенести на камень.

А потом с этим фото ты просто сидишь и «страдаешь», дорисовываешь из головы пропорции, светотень и черты лица. Но выбора не было - делаешь, стараешься, входишь в положение.

Счастьем было, когда приносили студийную старую фотографию. На которой и фокус на лице, и человек посажен, что светотень красивая. Вот такие фото на камне смотрятся просто изумительно. Бывало приносили фото, которые хотел сам умерший, но это редко. В основном был выбор родственников.

- Были такие, кому не понравилась работа?

-  Бывало и такое. Часто вся ответственность лежала на одном человеке: он и заказ делал, и денежку платил, и фото выбирал. Заказ сделан, портрет принят, казалось бы - всё. Но нет! Потом объявлялись другие родственники и давали тому «по шапке», что тот заказал всё не так и фото не то отдал! В итоге - переполировка портрета. Случалось, что люди давали фото, на котором сами считали, что умерший на себя не похож. Потом почему-то очень удивлялись, почему так же на камне…тоже не похож.

В каждую работу я вкладывала столько души, столько эмоций… Деньги для меня нередко отходили на второй план. Главное для меня качество. Я рисую не просто картинку, я передаю душу.

 Конечно, не всегда получалось настолько идеально, насколько хотелось бы. Как мне кажется, бывало и халтурила, не без этого. Но это не влияло на результат. Всё-таки эта  работа отнимает много энергии. Я ей буквально жила последние пять лет.

- Какие надписи просят сделать? Было ли что-то особенное за время работы?

- Стандартное: «Помним, любим, скорбим». У нас был ещё каталог, в котором много эпитафий, почти на все случаи, но я их не вспомню. Надписями занимался другой человек.

 

- Сколько времени уходит на один памятник?

- У каждого мастера по-разному. Некоторые делают портреты за один рабочий день. Другие тратят на это от полутора до двух с половиной дней. У меня лично сроки порой растягивались дней на пять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как оплачивается такой труд? Сколько стоит самая дорогая работа?

- Приблизительно можно получить 5000 рублей с одного заказа. Но опять же, если работа выполняется быстро, то да, выгодно. Если скорость работы маленькая или высокая сложность, которая замедляет рабочий процесс, то и соответственно сумма растягивается на большее количество дней. Проще говоря: время - деньги. А когда ты работаешь по сдельной оплате труда, то, конечно же, выгоднее работать быстро. Сделал - заработал.

Самым трудным я считаю «коллажные» работы. Это такие работы, когда лицо с одного фото, поза со второго, а одежда вообще с третьего. Главная задача - сделать из нескольких картинок  единую, целостную композицию. Да так, чтобы узнаваемость не потерялась. Цена варьируется от вида работы. Если, например, вместо стандартного фона бьётся «усложненный», то и цена соответственно выше. Конкретнее цифры не могу назвать, потому что все работы индивидуальны.

Можно было, например, сделать пейзаж за один день и при этом неплохо заработать. Иногда - хорошо зарабатывала, а иногда - не очень.

 

- Как на твою профессию смотрят родственники и друзья?

- С друзьями, как ни странно, я и работала - все мы были в этой сфере! Мы могли говорить о работе часами. Родственники поначалу удивились, а потом радовались моим успехам и с удовольствием выслушивали меня. Остальные реагировали просто: «Ужас!», «Кошмар какой! Как ты там работаешь?», «О, Боже!». 

А я считаю, что к этому нужно относиться только, как к работе. Да и должен же этим кто-то заниматься.

Кто-то видит в этом только смерть, но для художника это - искусство. 

Беседовала Ольга ЛИРОН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Распечатать:     Комментарии: 2

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.035916090011597