Польза / Информация | весь раздел
Кто-то видит в этом только смерть, но для художника - это искусство
Такую профессию нигде не получишь, это мастерство передается исключительно «из рук в руки». Этот заказ никогда не увидит человек, которому он посвящен. К этим специалистам обращаются в самые грустные моменты жизни.
ЦДИ взял интервью у мастера по камню, художника-гравера ритуальной мастерской.
Да, я рисовала мёртвых людей. Да, мои работы стоят на кладбище. Ну и что? Зато я умру, а мои работы ещё будут стоять... Это галерея на всю жизнь...и даже больше.
Карина начала рисовать на памятниках, когда ей было 22 года и проработала художником-гравёром уже пять лет.
- Как ты стала художником по камню?
- Профессии художника-гравёра, художника по камню как таковой сейчас нет. Это скорее ремесло, нежели специальность. Обучиться этому мастерству можно у опытных специалистов. Из рук в руки, так сказать. Во всяком случае, я не слышала о специальных учебных заведениях или же направлениях на факультетах искусств, которые выпускали бы мастеров для ритуальных служб.
Каких-то специальных умений для этого не нужно, учитель все покажет, расскажет и руку в правильное положение поставит. Единственный, по моему мнению, навык - это умение немного рисовать или срисовывать. А всё остальное придёт со временем и опытом.
- Как ты оказалась в ритуальной мастерской?
- Предложили-согласилась, - отвечает Карина. - Правда, сначала мне сказали, что это будут картины на граните. Ну, чтобы не напугать тематикой работы. А я и не напугалась.
- Каким был первый рабочий день?
- Я зашла в салон, увидела гранитные стелы, на которых были выгравированы портреты. Поняла, что это вовсе не арт-галерея… и с интересом в душе и блеском в глазах принялась осваивать совершенно новую для себя деятельность.
- Что самое сложное в этой работе?
- Вот когда приходит заказчик портрет принимать, а его глаза полны слёз и эмоции наружу, и не от радости вовсе... А ты помочь ничем не можешь, не в силах просто. Совсем. Вот это тяжело.
- Что чаще всего заказывают? Что было самым необычным?
- Самым необычным было гравировать портрет человека, который ещё жив. Он потом ещё и на приемку приходит, так сказать, на себя посмотреть. Чаще всего, помимо портретов, конечно, заказывали цветы и различные цветочные композиции. Далее шли пейзажи, автомобили и иконы. К каждому заказу старались подходить индивидуально. Старательно выбирали фотографию портрета, составляли композиции, чтобы было всё гармонично и красиво. Я всегда любила говорить: «Нарисую всё! Хоть в треуголке да на коне!». Коня, кстати, тоже гравировала!
- Как люди выбирают фотографию для памятника?
- Мне иногда казалось, что фото выбирали «от балды». Вот серьезно! Не смотря на то, что с заказчиком перед этим была проведена разъяснительная беседа длинною в час. Они все равно находили самую непригодную для дела фотографию! Приносили и аргументировали это тем, что он или она «нам тут больше всех нравится». А то, что не видно элементарно пропорций лица, оно маленькое, и фото очень низкого качества, понимать никто не хочет, говорят: «Ну, вы же художник!».
Вторая беда фотографий - их просто нет! Ну, не любил умерший фотографироваться! Тогда и начиналось самое интересное: раскапывался архив, обзванивались родственники и из альбомов приносилась очередная пачка «фоток» плохого качества. И из очень плохих нужно выбрать менее плохую, которую можно перенести на камень.
А потом с этим фото ты просто сидишь и «страдаешь», дорисовываешь из головы пропорции, светотень и черты лица. Но выбора не было - делаешь, стараешься, входишь в положение.
Счастьем было, когда приносили студийную старую фотографию. На которой и фокус на лице, и человек посажен, что светотень красивая. Вот такие фото на камне смотрятся просто изумительно. Бывало приносили фото, которые хотел сам умерший, но это редко. В основном был выбор родственников.
- Были такие, кому не понравилась работа?
- Бывало и такое. Часто вся ответственность лежала на одном человеке: он и заказ делал, и денежку платил, и фото выбирал. Заказ сделан, портрет принят, казалось бы - всё. Но нет! Потом объявлялись другие родственники и давали тому «по шапке», что тот заказал всё не так и фото не то отдал! В итоге - переполировка портрета. Случалось, что люди давали фото, на котором сами считали, что умерший на себя не похож. Потом почему-то очень удивлялись, почему так же на камне…тоже не похож.
В каждую работу я вкладывала столько души, столько эмоций… Деньги для меня нередко отходили на второй план. Главное для меня качество. Я рисую не просто картинку, я передаю душу.
Конечно, не всегда получалось настолько идеально, насколько хотелось бы. Как мне кажется, бывало и халтурила, не без этого. Но это не влияло на результат. Всё-таки эта работа отнимает много энергии. Я ей буквально жила последние пять лет.
- Какие надписи просят сделать? Было ли что-то особенное за время работы?
- Стандартное: «Помним, любим, скорбим». У нас был ещё каталог, в котором много эпитафий, почти на все случаи, но я их не вспомню. Надписями занимался другой человек.
- Сколько времени уходит на один памятник?
- У каждого мастера по-разному. Некоторые делают портреты за один рабочий день. Другие тратят на это от полутора до двух с половиной дней. У меня лично сроки порой растягивались дней на пять.
- Как оплачивается такой труд? Сколько стоит самая дорогая работа?
- Приблизительно можно получить 5000 рублей с одного заказа. Но опять же, если работа выполняется быстро, то да, выгодно. Если скорость работы маленькая или высокая сложность, которая замедляет рабочий процесс, то и соответственно сумма растягивается на большее количество дней. Проще говоря: время - деньги. А когда ты работаешь по сдельной оплате труда, то, конечно же, выгоднее работать быстро. Сделал - заработал.
Самым трудным я считаю «коллажные» работы. Это такие работы, когда лицо с одного фото, поза со второго, а одежда вообще с третьего. Главная задача - сделать из нескольких картинок единую, целостную композицию. Да так, чтобы узнаваемость не потерялась. Цена варьируется от вида работы. Если, например, вместо стандартного фона бьётся «усложненный», то и цена соответственно выше. Конкретнее цифры не могу назвать, потому что все работы индивидуальны.
Можно было, например, сделать пейзаж за один день и при этом неплохо заработать. Иногда - хорошо зарабатывала, а иногда - не очень.
- Как на твою профессию смотрят родственники и друзья?
- С друзьями, как ни странно, я и работала - все мы были в этой сфере! Мы могли говорить о работе часами. Родственники поначалу удивились, а потом радовались моим успехам и с удовольствием выслушивали меня. Остальные реагировали просто: «Ужас!», «Кошмар какой! Как ты там работаешь?», «О, Боже!».
А я считаю, что к этому нужно относиться только, как к работе. Да и должен же этим кто-то заниматься.
Кто-то видит в этом только смерть, но для художника это - искусство.
Беседовала Ольга ЛИРОН
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции