Реклама на ЦДИ
 19.03.2024

Польза / Информация  | весь раздел

Копейка Кремль бережёт. Как Псково-Изборский музей будет зарабатывать на экскурсоводах и изображениях

19.10.2019 19:30 ЦДИ, Псков

 

Кто и на каких условиях сможет после 1 декабря посещать Псковский кремль бесплатно? Какой брак музейщики обнаружили в только что отреставрированных башнях Нижних решёток? Кому принадлежат авторские права на изображение главных псковских достопримечательностей и как этот собственник собирается защищать своё имущество от народных умельцев? Как музейщики с монахами будут делить землю под Мирожским монастырём? И почему псковские музейные реставраторы трудятся незаконно?

И.о. генерального директора «Псково-Изборского объединенного музея-заповедника » Александр Голышев дал пресс-конференцию на сто дней нового государственного бюджетного учреждения культуры, ответив на эти и другие вопросы журналистов.

 

 

«Это видимость, что работы закончились»

Журналисты, например, спросили у него, когда уже наконец откроются для посещения Плоская, Высокая и Варлаамовская башни, отреставрированные питерскими специалистами по проекту Министерства культуры на средства Всемирного банка.

Оказывается, «это видимость, что работы закончились». Музей, конечно, пускает в башни самых нетерпеливых, но очень неохотно. Например, одна высокопоставленная делегация, рассказывал на пресс-конференции Александр Голышев, осматривая Варлаамовскую башню, вынуждена была перешагивать через оголённые провода…

При этом Александр Голышев несколько раз повторил, что реставрация башен выполнена «просто великолепно» и что «уровень работ впечатляет».

Но вдруг сразу проговорился, что у Псково-Изборского музея есть претензии к подрядчику, фирме «Ренессанс-Реставрация».

Ведь «один из самых изысканных видов» на город открывается из Плоской башни, сказал Александр Голышев, а реставраторы сделали там окна такой конструкции, что их ни распахнуть, ни помыть. «Через полгода они станут чёрными».

К тому же и в Плоской, и в Высокой башнях слишком велики зазоры между рамами и камнями. В дождь и снег внутрь башен будет попадать вода, а там деревянные полы… Музейщики написали на подрядчика рекламации.

 

 

Слишком понравилось бомжам

А почему скамейки, расставленные ранее вдоль крепостной стены Варлаамовского угла, теперь сдвинуты к дому Сафьянщикова и превратились в курилку для художников, поинтересовались журналисты.

Александр Голышев сказал, что эти скамейки слишком понравились бомжам: бомжи повадились на них спать. А поскольку в Варлаамовском углу продолжаются реставрационные работы – это мешает реставраторам.

Бомжи-то ладно. И.о. гендиректора Псково-Изборского музея-заповедника сказал, что реставрационные «чудеса» на музейных площадках в следующем году продолжатся, и что «наше музейное сообщество, конечно, должно быть достойно» всех этих чудес.

Ведь в Пскове в последнее время «мы видим настоящий прорыв».

«Это что-то запредельное»

В этом году псковский музей «получает» два отреставрированных дома Постникова (а это полторы тысячи дополнительных квадратных метров экспозиционных площадей), три боевые башни, перечислил Александр Голышев. А в следующем году получит целый Музейный квартал.

 

 

«Конечно, это что-то запредельное».

Но есть проблемы. Во-первых, с Покровской башней. Потому что это неправильно, когда мировому сообществу представлена отреставрированная Наугольная или Варлаамовская башня, «самая разрушенная», а судьба Покровской, самой большой башни XVI века, до сих пор не определена.

«Фактически всё было сорвано»

Музей, рассказал журналистам Александр Голышев, уже готов был объявлять по Покровской башне тендер, но «в силу разных оценок» «со стороны предшествующего руководства комитета по охране памятников» «фактически всё было сорвано» и Покровская башня не вошла в план Минкульта.

Как и Псковский кремль, реставрация которого, если помните, была отложены из-за судебной тяжбы с фирмой «Карат».

Теперь музей делает всё от него зависящее, чтобы и Покровская башня, и кремль, и будущее музейное фондохранилище получили федеральное финансирование.

Да и сам активно ищет новые источники финансирования.

 

 

Не отходя от кассы

Александр Голышев рассказал, что соседка по дому на днях поймала его за рукав и спросила, как же ей теперь ходить в Троицкий собор на молитвы. Кому деньги платить и сколько?

«Устаю объяснять, что вы как ходили в кремль молиться бесплатно – так и ходите на здоровье».

По словам и.о. гендиректора Псково-Изборского музея-заповедника, новые правила касаются только организованных туристических групп, которые «оформляют посещение» Псковского кремля не в Псково-Изборском музее-заповеднике, а где-то ещё – например, в иногородних турфирмах.

Обычно они приезжают в Псков со своими экскурсоводами, которые неизвестно что им про наши святыни рассказывают, посетовал и.о. гендиректора Псково-Изборского музея.

Псковские музейщики, мол, от них ни копейки не получают, только претензии: что в кремле мало света, плохо подметено и тому подобное.

Поэтому с 1 декабря туристические группы будут заходить в Псковский кремль через Святые ворота, где их встретит администратор и электронная касса.

По расчётам псковских музейщиков, это увеличит плату за экскурсии по Пскову примерно на 20-30 рублей с одного человека.

Псковские турфирмы, сказал он, приняли эту идею, конечно, «без аплодисментов», но приняли.

 

 

Ничего страшного

 А если экскурсию по Псковскому кремлю проводит не экскурсовод и не за деньги?

 «Например, к нам в газету позвонила одна женщина, к которой приезжают друзья из другого города. Она собирается показать им кремль, что-то рассказать. Ей сколько надо будет заплатить?»

 Александр Голышев пообещал, что нисколько. «Ну что ж мы не поймём, что ли! Пускай приводит своих друзей, гуляет – ничего страшного».

 

 Речь, дескать, идёт только о тех, кто использует Псковский кремль для обогащения.

По прейскуранту

Оказывается, платить за коммерческое использование Псковского кремля и других местных достопримечательностей теперь придётся не только экскурсоводам.

«Если вы обратили внимание на продукцию любого псковского киоска, то вы там увидите и Псковский кремль во всех видах, и башни, и палаты… Удивительно, но за тиражирование всех этих святынь, которые хранит Псково-Изборский музей-заповедник, мы ни копейки не получаем. Хотя на основании федерального закона, который был принят ещё аж в 1996 году, все изображения музейных предметов, памятников архитектуры и любых объектов, расположенных на территории музеев, возможны только с разрешения дирекции музея», – объяснил журналистам Александр Голышев.

И добавил, что существует даже разработанный Министерством культуры прейскурант цен на изображения музейных объектов.

 

«Мы эти вопросы будем решать», – предупредил он. И заодно показал журналистам выпущенные музеем открытки с изображением музейных объектов – храмов, которые были включены в июне этого года в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ох, рано встаёт охрана

А как же теперь быть мастерам народного творчества, которые изображают музейное имущество, удивились журналисты.

«С народными мастерами тема особая», – согласился и.о. гендиректора музея. Если народный умелец работает сам по себе, то музей навряд ли станет до каждого из них докапываться: «Будем считать, что таким образом мы поддерживаем народных мастеров».

«Но если речь идёт об артели или о кооперативе…». К тому же имеет значение, подчеркнул Александр Голышев, сколько мастер делает изделий с изображением музейных объектов. Если одно, два, то ещё ничего, а если сто одинаковых. Ну вы поняли.

«Нам государство доверило охранять музейные ценности – и мы должны это делать». Вырученные от охраны деньги пойдут на обслуживание и реставрацию этих ценностей.

Опять эта Ульяна

Кстати, о реставрации. Конечно же, у Александра Голышева спросили, когда уже наконец будет отреставрирована икона «Святая Ульяна», которая была отправлена в 1993 году на «повторное раскрытие» в музейную реставрационную мастерскую, да так до сих пор и не вернулась оттуда в постоянную экспозицию.

В 2007 году комиссия реставраторов высшей категории под председательством Саввы Ямщикова категорически рекомендовала псковским музейщикам немедленно завершить реставрацию «Святой Ульяны» и вернуть её в экспозицию, но этого почему-то не произошло.

 

Через десять лет, в 2017 году тогдашний директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселёв пообещал журналистам, что отреставрированная «Святая Ульяна» вернётся в обновлённую постоянную экспозицию в начале 2019 года.

Экспозиция, действительно, обновилась, но «Ульяна», между прочим, чуть ли не самая ценная икона псковского музейного собрания, там так и не появилась.

«Как продвигается её реставрация?» – дежурно поинтересовались журналисты на пресс-конференции, посвящённой ста дням Псково-Изборского музея-заповедника.

«Отлично продвигается», – так же дежурно ответил Александр Голышев. Но тут же спохватился: «Нет, это шутка, не записывайте. Не знаю, как продвигается».

И сам ответил на вопрос, который журналист не задал, но подразумевал:

«Реставраторы Псково-Изборского музея-заповедника готовят документы для получения в Министерстве культуры необходимой аттестации».

Дело в том, что два года назад журналистское расследование затянувшейся реставрации иконы «Святая Ульяна» выявило немыслимое: что в псковском музее нет ни одного аттестованного в законном порядке реставратора темперной живописи.

В итоге руководитель Госкомитета Псковской области по культуре Жанна Малышева издала приказ, в котором установила «крайний предел» аттестации псковских музейных реставраторов – до конца 2018 года.

Как видим, приказ этот так и не был исполнен. А «крайний предел» аттестации реставраторов псковского музея, по словам Александра Голышева, переместился на конец 2019 года…

Видимо, без федерализации Псково-Изборского музея-заповедника псковским музейным реставраторам ну никак не аттестоваться.

Заявки сделаны

А федерализация пока под вопросом.

Псковская область все необходимые для неё документы уже подготовила и отправила в Москву, сказал Александр Голышев. Более того, в понедельник он и вице-губернатор Вера Емельянова едут в Минкульт лично.

«Но проблема в том, что первые чтения федерального бюджета состоятся только 23 октября, и до этого числа говорить о параметрах финансирования сложно, хотя заявки у нас сделаны весьма и весьма приличные».

Всюду жизнь

Будет ли Псково-Изборский музей «оживлять» Псковский кремль, как того требовал министр Мединский, раздосадованный тем, что Псковском кремле даже мороженое не у кого купить?

Александр Голышев сказал, что кремль сам собой оживится, как только во всех его башнях откроются музейные экспозиции и будет организован круговой экскурсионный маршрут по кремлёвским стенам.

А пока музей вынужден довольствоваться тиром Василия Мизгирёва, от которого и.о гендиректора нового музея и сам «не в восторге», но считает, что «это определённый выход».

 

Тир, впрочем, не повлиял на посещаемость псковского музея. Как было у нас в 2018 году «почти 800 тысяч» туристов, так эта цифра в 2019 году, по расчётам псковских музейщиков, и сохранится.

Но зато в 2019 году они планируют чуть ли не удвоить количество посетителей псковских музейных экспозиций (до полутора миллионов). Конечно, за счёт отреставрированных башен и домов Постникова.

Может, и иностранных туристов в Пскове станет больше. Пока псковские музейщики только заметили, что их стало несколько больше во время Ганзы и в «ночь музеев» в мае. Это были туристы из Прибалтики.

 

Иностранцы-то не знают

«Иностранцы потому что и сами не знают, чего они в Пскове хотят», – заметил Александр Голышев.

А может, всё-таки псковским музейщикам нечего иностранцам предложить. Ну как иностранцы могут захотеть посетить, например, музей-квартиру Ленина, если псковские музейщики даже к Ганзе не придумали для них никакого специального современного турпродукта?

Официально признанные объектами Всемирного наследия десять псковских храмов теперь тоже надо будет изощриться правильно презентовать, чтобы иностранные туристы захотели.

Поэтому Псково-Изборский музей для начала решил сделать их главной темой акции «Ночь искусств» на 3 ноября.

2 ноября все желающие смогут принять участие в бесплатных пешеходных экскурсиях по этим храмам, а вечером 3 ноября в офисе «Команды-2018» состоится лекция.

А ещё Александр Голышев рассказал, что до конца года Псков получит официальный сертификат, удостоверяющий тот факт, что в городе появились памятники Всемирного наследия.

Торжественно вручать псковичам (скорее, всего руководителям областной администрации) этот сертификат приедет лично Постоянный представитель РФ при ЮНЕСКО Александр Кузнецов.

 

 

В Москву, в Москву

Наконец журналисты спросили, как Псково-Изборский музей собирается делить землю под Мирожским монастырём с Псковской епархией. Ведь епархия вознамерилась стать единоличным пользователем этой земли и подала соответствующую заявку в Росимущество.

Александр Голышев сказал, что музей настаивает на совместном управлении и хочет выделить «ядро памятника», которое было бы только в музейном распоряжении. Потому что какие бы сегодня ни были замечательные отношения у музейщиков с монахами, кто знает, как они будут складываться впредь.

«Возникла коллизия», объяснил Александр Голышев, которую новгородское управление Росимущества пока не знает, как разрешить. Сотрудники территориального управления обратились за консультацией в Москву.

 

Ольга Миронович

 



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.30315494537354