Реклама на ЦДИ
 29.03.2024

Маркет / Ярмарки  | весь раздел

Плохая хорошая ярмарка

15.10.2017 12:59 ЦДИ, Псков

В народной традиции праздник Покрова связан не только с завершением полевых работ и началом зимы. Традиционно в этот период проводились Покровские ярмарки, на которых крестьяне могли продать собранный урожай и запастись продуктами. Лавки буквально ломились от изобилия разнообразных товаров - овощей, фруктов, мяса, рыбы, молочных продуктов, меда. Веселья добавляли скоморохи, вертепы и кулачные бои.

В субботу, 14 октября, был как раз Покров - и в Пскове, то ли случайно, то ли следуя родовой памяти, состоялась ярмарка. Причем не просто ярмарка (на улице Пушкина они проходят каждые выходные), а областная, названная просто и со вкусом - «Осень-2017». Центр Деловой Информации окунулся в насыщенную жизнь псковской ярмарки и определил плюсы и минусы ее проведения в нынешней социально-экономической ситуации.  

Весело и безопасно

Фото Николая Королева

Прежде всего, ярмарка - веселый праздник для горожан. С этим проблем у наших ярмарок не возникает. Обычно это солидная концертная программа, в которой принимают участие не только местные танцевальные коллективы и народные ансамбли, но даже клубные исполнители (например, на ярмарке «Осень-2017» пела Джана). Кроме творческих номеров, организаторы всегда готовят для гостей интерактивные забавы и конкурсы, пользующиеся большой популярностью у псковичей, пришедших на ярмарку в поисках не только хлеба, но и зрелищ.

Кстати, о хлебе. Возможность сделать запасы на зиму, причем с надеждой на дешевизну, магнитом притягивает на ярмарки массу людей. Если женщина собирается на ярмарку, она обязательно должна навести «марафет», ведь оказавшись там, можно не сомневаться в том, что она встретит не только заклятых подруг, но также бывшего и свекровь. А может даже и бывшую свекровь.

Ярмарки, несомненно, имеют свои плюсы и для производителей. В истории самого слова заложена мысль о пользе этих мероприятий. «Ярмарка» пришла к нам через польский язык из немецкого - от двух слов, обозначавших «год» и «рынок», то бишь маркет. В общем, русская ярмарка - это наш медвежий вариант маркетинга из серии «дешево и сердито». Денег на продвижение тратить не надо - молва о дешевых саженцах, вкусном шашлыке или суперрыбе домашнего копчения разойдется на ярмарке со скоростью света.

Несмотря на то, что ярмарка - пространство густонаселенное, с давкой организаторы как-то справляются. Поэтому четырехлетней давности риторический вопрос Сергея Дамберга «А что за рынок без давки?» (подробнее - ЗДЕСЬ) можно считать пережитком прошлого.

После многочисленных жалоб решили и проблемы с чистотой и безопасностью: на всем пространстве ярмарки есть мусорные контейнеры и туалеты, дежурят машины «Скорой помощи» и пожарной службы, сотрудники полиции.

Кто во что горазд

К очевидным плюсам ярмарок как способа организации торгового процесса присоединяются не менее очевидные минусы, о которых из года в год не говорит разве что ленивый или хипстер, который при слове «ярмарка» задумчиво покрутит свой лихой ус и отправится на закуп в Тарту. За картошкой в том числе.

Мы, пскопские, не ищем легких путей. В этом правиле - вся наша логистика. Для проведения крупной ярмарки мы выбираем центр города, перекрываем часть транспортных магистралей и тем самым активируем квест «Увези зимний запас лука и морковки до дома!» Не говоря уже о тех, кому до этой ярмарки и дела нет - кто пытается довезти ребенка на танцы или на спектакль в театр, кто собрался в гости, кто едет на вокзал или трясется в автобусе в надежде на достойный шопинг в «Вове». В общем, вопрос о наличии автостоянок (в том числе организации службы доставки) на месте проведения ярмарок - своего рода транспортных узлов, которые могли бы разгрузить бедных бабушек, которые и хотели бы купить 40 кг картошки, но в состоянии оценить свои возможности.

Еще одна проблема, которая уже в который раз бросается в глаза на псковских ярмарках, - отсутствие четкого зонирования. Да, это как в супермаркетах - чтобы были указатели, по которым люди могли ориентироваться: вот здесь у нас рыба, здесь - мясо, а здесь - центр управления полетами, куда можно пожаловаться, где можно произвести контрольное взвешивание или оставить запись в книге жалоб и предложений.

А сейчас ищем сувениры - и гарантированно находим их в молочных рядах. Ищем сыр - и видим его рядом с котятами (кстати, для животных, может, тоже сделать свой «закуток»? Ведь не только котят пристроить надо, но и кур, кроликов, индюков, поросят...). В общем, приходится побегать с отключенной функцией логики. Отхватила на радости в молочном ряду пармезан у белорусов за 700 рублей, и после 20 минут гуляний по ярмарке обнаруживаешь такой же, только на 200 рублей дешевле. А идти-то надо было не в молочный ряд, дорогуша, а к торговцам сувениров (кстати, некоторые продавцы объясняли свое странное месторасположение тем, что их не пустили в тематические ряды).  А вот стояли бы все рядом - глядишь, и цены были бы интереснее, конкуренция расцвела бы махровым цветом.

Раз уж заговорили о ценах. По идее, на ярмарке они должны быть ниже, чем обычно. Да, действительно, многое продавалось чуть ли не за копейки: картофель по 8 рублей - где это видано? Но вместе с тем на многие продукты, в том числе мясо, молочку, стоимость оказывалась примерно той же, что и в магазине. Стоит ли перекрывать центр города для того, чтобы продавцы торговали тем же ассортиментом, что поставляется в крупные магазинные сети, причем по тем же ценам? Где гешефт?

И вдогонку: в магазине мы все купим из холодильника, с относительно чистых витрин. А здесь - у многих продавцов, особенно мелких производителей, частников товар выложен на свет, грязь, пыль (и не дай бог дождь) и всеобщее трогание. Я верю, что рыба домашнего копчения или свежая вырезка очень вкусная и качественная, но после пары часов на свежем воздухе, не накрытая даже целлофаном, вряд ли она меня заинтересует.

Впрочем, фермеров как раз было очень мало. Неудивительно, что на этой ярмарке было не так много овощей и фруктов, как могло бы быть. Местным фермерам неинтересен формат ярмарочной торговли? Сомневаемся. Возможно, их не устраивают условия игры - в это больше верится.

Зато кто никогда и нигде не унывает - так это продавцы китайского ширпотреба. Шарики «май литл пони», одноразовые пистолетики и кислотного цвета машинки из разряда «купил и забыл» - зачем все это на местных ярмарках? Нам не хватает этого в магазинах и киосках? Каким образом китайские товары с завидным постоянством «проникают» в торговые ряды - тайна, покрытая мраком.

***

В заключение нашего ярмарочного спича можно было бы, конечно, вспомнить Аркадия Райкина: «Я считаю так: критиковать, скандалить - это каждый может». Но все отмеченное нами - не критика, а наблюдения, которые городские власти могут учесть с одной лишь целью - сделать любимые всеми ярмарки еще лучше.

И кстати - может, при условии выбора другого места проведения увеличить продолжительность итоговой осенней ярмарки до двух дней? Чтобы без спешки, с чувством, с толком, с расстановкой. Чтобы и продавцы напродавались, и покупатели - напокупались!

Елена Никитина



Распечатать:     Комментарии: 21

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.027324914932251