Реклама на ЦДИ
 20.04.2024

Маркет / Товары/Услуги  | весь раздел

Цены просто... судак!

05.05.2017 12:20 ЦДИ, Псков

В середине апреля Центр Деловой Информации провел своеобразный рейд по магазинам и рынкам Пскова в поисках вкусной и дешевой псковской рыбы. Оказалось, что местное озерное достояние стоит отнюдь не дешево. Особенно впечатлили цены на судака и окуня. В одном из магазинов за филе судака просили ни много ни мало – тысячу рублей за килограмм! При этом, по нашим сведениям, закупочная цена псковской рыбы на этапе «только что из озера» отличается от магазинной в два, в три, а то и в четыре раза. Как же так?

Рынок – всему голова

Кто же регулирует ценообразование на местную рыбу? В поисках ответа на этот вопрос мы обратились в региональный госкомитет по природопользованию. Там порекомендовали искать истину в управлении по ветеринарии Псковской области, из которого нас в свою очередь перенаправили в госкомитет экономического развития в отдел торговли и развития конкуренции. «Полагаем, ответ на ваш вопрос нужно искать в комитете по придопользованию», - сказали на другом конце провода. Круг замкнулся.  

Звучали предложения обратиться также в УФАС, но вот ведь незадача: с прошлого года антимонопольная служба не работает с обращениями граждан. Скорее всего, жалобщика отправят в Роспотребнадзор, где его заверят, что цены регулирует рынок. И только. Иными словами, потолок ценовым «хотелкам» может установить только потребительский спрос.

Как пояснила руководитель территориального управления ФАС Ольга Милонаец, тарифные виды регулирования распространяются на детское питание, лекарственные препараты и то не на все. Здесь существует предельная наценка. Однако для продуктов питания таких ограничений не установлено.

Правда, в законе о торговле указано, что Минэкономразвития имеет право своим постановлением заморозить ценник, если за месяц он увеличился более чем на треть. Но за все время существования закона о торговле Минэк ни разу не воспользовался этим правом. В самом министерстве это объясняют тем, что заморозка цен может привести к искусственному дефициту того или иного продукта. Зачем рисковать?

Дорого, потому что непросто

Есть и те, кто просит не мутить ценовую воду в Псковско-Чудском водоеме. Например, глава Ассоциации псковских рыбопромышленников, директор ООО «Причал АС» Эдуард Черноок. Он уверен, что конечная цена на местную рыбу по большей части оправдана. Более того, именно благодаря существующим адекватным расценкам отрасль, собственно говоря, и живет.

«Рыба - это не дешевая продукция, - подчеркивает он. - Причем транспортная составляющая в формировании цены не самая существенная, поэтому размышлять о том, что местная рыба должна быть дешевле, просто потому что она ближе, не совсем правильно.  Выловленная рыба ведь тоже не по рублю продается. Рыбопромысловые компании несут немалые затраты на то, чтобы ее выловить и доставить до склада. Обслуживание и ремонт катеров, оплата квот, зарплата рыбакам, содержание причалов – расходных статей очень много».

Это понятно, но почему на прилавках рыба продается в разы дороже? Неужели продавцы в погоне за маржой совсем потеряли связь с реальностью?!

С этим выводом Эдуард Черноок также категорически не согласен. «Сложно сказать о ценообразовании в крупных сетях, но в небольших магазинах цены выше закупочных не потому, что их собственникам просто так захотелось. Не так уж сладко живется этому бизнесу: нужно выплачивать зарплату продавцам, оплачивать дорогостоящую аренду помещений или окупать приобретенное имущество в собственность, торговые помещения нужно поддерживать в надлежащем состоянии, согласно действующим нормативам и требованиям, что тоже достаточно затратно. Все это закладывается в стоимость реализуемой продукции. Естественно, владельцев бизнеса интересует и прибыль, поэтому есть и определенная наценка, но с учетом вышеперечисленных затрат она не так уж и велика», - отмечает он.

Эксперт напоминает, что и в магазине рыба оказывается не чудесным образом. Поэтому в цену закладывается и логистика, которая порой может быть весьма замысловатой и редко укладывается в схему «Озеро – прилавок». Услуги специально оборудованного транспорта нужно оплачивать, шоковая заморозка и хранение в холодильных камерах тоже не бесплатны.

Неудивительно, что участники рынка уверяют, что сверхприбылей у тех, кто торгует рыбой, нет. Более того, бывают времена, когда им приходится работать чуть ли не в убыток.

Рыба «с душком»

Впрочем, все это хорошо звучит лишь до тех пор, пока не начнешь копать глубже. У торговых предприятий есть несколько источников для покупки местной озерной рыбы. Однако далеко не все они официальны и законны.

Первый способ - купить рыбу напрямую у того, кто ее выловил. Нередко это «неучтенка», то есть улов, который никак не отражен ни в каких бумагах. Подробнее об этом мы писали ЗДЕСЬ>>>.

Теоретически это может быть и рыбак-любитель, который продает выловленную рыбу, предварительно ее задекларировав, чтобы уплатить все налоги на прибыль. Но это все в теории. По факту такое развитие сюжета, к сожалению, маловероятно.

Часто здесь появляется еще одно «колено» - перекупщики. Затем они либо самостоятельно организовывают торговлю в Пскове на уже «насиженных» точках, куда приезжают на автомобилях, открывают багажник и продают рыбу. Либо перепродают в магазины или на рынки. Таким образом, на рынках, в торговых точках может оказаться не совсем официальная рыба.

Причем спрятать всю эту «неучтенку» довольно просто. Покупаем 5-10 кг официальной рыбы с документами и всем необходимым оформлением и аккуратно перемешиваем со 100 кг рыбы неофициальной. Карасей, лещей и окуней не клеймят, поэтому определить - по документам рыба выловлена или нет - невозможно. Такой товар может быть дешевле, ненамного, но все же.

Другой вопрос, как такая «черная рыба» доставляется до прилавка: исполняются ли требования по дезинфекции транспорта, по холодильному оборудованию и так далее. Можно предположить, что едва ли. Гарантий ведь никто не даст.

Впрочем, Эдуард Черноок уверяет, что в Пскове есть и честные партнеры, которые работают в рамках закона. «Именно с такими мы и сотрудничаем, с другими – просто экономически нецелесообразно, не говоря уже об этической стороне дела», - поясняет он.

Судак в роли Золотой рыбки

Цены на плотву и беребру в Пскове, надо признать, достаточно низкие – можно найти по 50 руб./кг. По приемлемым ценам можно найти и леща, и щуку, и карася. Чего не скажешь о судаке и окуне, стоимость которых впечатляет довольно неприятно.

Эдуард Черноок поясняет, что локомотивом ценообразования у судака и окуня у нас является экспорт. Эту рыбу любят и с удовольствием приобретают в Европе. Они готовы покупать их по определенной цене, поэтому и местным оптовым покупателям приходится на нее ориентироваться. За более низкую им просто никто не продаст.

Хочется невольно обвинить Европу в задирании цен. Впору вспомнить модный нынче тренд на запрещение и закрыть для западных покупателей наш рынок, чтобы помочь местным потребителям. Однако Эдуард Черноок предостерегает от таких поспешных выводов.

«Не стоит забывать, что именно экспорт обеспечивает работой сотни людей в Псковской области. Он является основой заработка местных рыбопромысловиков. Так что призывы "давайте закроем экспорт в Европу" – это не выход. Потому что псковичи не станут потреблять судака в том же объеме, что и европейцы, даже если он станет дешевле. А рыбаки в результате могут потерять работу, а чем еще в прибрежных деревнях заниматься?», - делится он.  

Эксперт предлагает сравнить очереди в мясные отделы и в рыбные. Земля и небо. И это не потому, что рыба – дорогая. Просто у псковичей она не очень востребована.

«Ведь были времена, когда местная рыба была относительно доступной по цене. Массовых продаж все равно не отмечалось. Тот, кто не ел местную рыбу, он ее есть так и не начнет, поверьте. Может быть, кто-то и попробует в качестве экзотики, но вряд ли станет покупать постоянно», - уверяет Эдуард Черноок.  

Точка зрения не бесспорная, но она имеет право на жизнь. Меню псковичей уже давно стало мясным, а не рыбным. Самые популярные блюда готовятся из свинины, говядины или мяса куры. Рыбой себя большинство, скорее, балует. Немногие готовят ее регулярно.

С другой стороны, мы так много говорим в последнее время о необходимости поиска псковской кухни, о переходе на местную рыбу с заморской, но ценники пока на это, мягко говоря, не мотивируют. Ну да, плотва и беребра ценой еще радуют, но давайте посмотрим правде в глаза, многие ли готовы к такой местной кухне? Для многих и лещ – сомнительное угощение.

При этом Эдуард Черноок не соглашается, что популярные виды морской рыбы дешевле местной озерной. Просто случается и такое, когда за треску выдают другие виды рыб, более дешевые. Но в целом на рынке треска оценивается уж точно не дешевле судака. Кстати, об этом в свое время говорили эксперты Роскачества. По их словам, в российских магазинах нередко под видом трески продают мойву, сайку и пикшу.

Иногда удается найти рыбку подешевле, но в так называемой глазури, то есть в ледяной оболочке. Когда такую разморозишь, ее объем уменьшается в разы.

«Никто не пытается потребителя таким образом обмануть, ведь цена на такой продукт установлена более низкая, - обращает внимание Эдуард Черноок. - Если убрать глазурь, то рыбу продавали бы уже совсем по другой стоимости. И, кстати, на европейском рынке глазурью не брезгуют, потому что она позволяет сохранить ее потребительские качества и продлевает срок ее хранения».

Ждать ли снижения цен?

Возможно, на более дешевую рыбку можно было рассчитывать, если убрать лишние «колена» в цепочке «озеро – магазин». Но вот беда, промысловым хозяйствам держать собственные магазины не то чтобы невыгодно, но по большому счету это приносит им больше головной боли, чем профита. Да и торговому предприятию гораздо проще работать с несколькими поставщиками, чем завязываться на одном.

Филе судака тоже вряд ли станет доступнее, ведь филетирование – это достаточно затратный процесс. Филе – это 50% выхода с рыбы. То есть цена филе по сравнению с целым судаком увеличится вдвое.

Впрочем, Федеральная антимонопольная служба на днях заявила, что знает рецепт, как понизить цены на рыбу. Чуть раньше нечто подобное озвучивало и Росрыболовство.

Они, к слову, также указывают на обилие посредников, вычеркнув которых, можно сэкономить до 25% от конечной цены. Также эффективными мерами по нормализации цен ФАС считает развитие на территории страны аквакультуры и альтернативных способов торговли рыбой.

«Не нужно ничего запрещать, ограничивать надбавки и наценки, - призывает руководитель регионального УФАС Ольга Милонаец. - Надо создать такие условия в регионе, развить рыбопромысловую отрасль до такой степени, чтобы поднимать цены стало невыгодно. Может быть, предусмотреть возможность субсидирования или выдачи грантов, которые помогут снизить себестоимость рыбы. Запреты на повышение тут не помогут».

А рыба-то чья?

Что ж, пока мы уповаем на утопические меры, впору задуматься над еще одним вопросом – а для псковской ли рыбы мы требуем снижения цен? Взять те же торговые сети - там на ценниках зачастую поставщик указан весьма пространно. Например, пишут просто – Россия. Как же узнать, где продается именно псковская рыбка?

«А почему вам хочется именно псковской рыбы, - спрашивает Эдуард Черноок. - Вы уверены, что сможете отличить местного леща от новгородского? Рыба должна быть свежей и качественной, ее происхождение не столь важно. У нас рядом Ладожское озеро в Ленинградской области и озеро Ильмень в Новгородской, это нормально, что рыба доставляется и оттуда. Наша рыба точно также на их прилавках оказывается».

По его словам, если к поставщику пришло, условно говоря, 100 кг леща из Псковского озера и 100 кг из Ильменя, то в процессе доставки до магазинов их могут перемешать. Вряд ли их будут раскладывать на прилавках по происхождению: вот здесь новгородский, а вот здесь - псковский. Маловероятно, что торговые сети будут ломать свою логистику, только потому, что кому-то захотелось «Вынь и положи мне псковского леща».

Первый заместитель начальника управления ветеринарии Валерий Удалов в свою очередь рассказал, что магазины и не обязаны конкретизировать на ценниках происхождение товара. Они это могут сделать лишь по доброй воле. Однако продавец обязан ответить на вопрос покупателя, откуда конкретно доставлена рыба или мясо, а при необходимости показать подтверждающие документы. Если он отказывается это сделать, то это повод обратиться с жалобой в контролирующие органы. Любопытно то, что  чиновник особо подчеркнул, что смешивать товар из разных партий на витрине – недопустимо.

Пока покупатели, вздыхая, смотрят на ценники судака и окуня, эксперты утверждают, что цена на рыбу установлена адекватная, и просят не раскачивать лодку рыбаков, пытаясь поймать за руку мифических наценщиков. С другой стороны, очевидно, что в Псковской области сложилась какая-то сомнительная ситуация с перекупщиками и потоками неучтенной рыбы. Вот только, едва ли кошелькам потребителей станет легче, если этот сегмент рыбной отрасли удастся вырубить с корнем. Скорее, наоборот.

Так что пока придется смириться с тем, что рыбное меню – удовольствие не из дешевых. Даже если оно будет основано на местной рыбе. Разве что ушица из плотвы, да сушеная беребра пока не больно бьют по карманам. А вот филе судака уже можно смело назвать деликатесом. 

Александр Серединин



Распечатать:     Комментарии: 5

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.047528028488159