Реклама на ЦДИ
 28.03.2024

Инфраструктура / Благоустройство  | весь раздел

Одна в поле воин

18.09.2017 19:18 ЦДИ, Псков

Фото автора, сентябрь 2017 года

В начале прошлого века первые псковские мостостроители обновили старую Анастасиевскую часовню, которая была известна с 1710 года и защищала город от эпидемий. При строительстве арочного моста соорудили новую часовню и вознесли ее на мощном каменном основании, бережно поставили прямо на пешеходную часть моста, чтобы прохожие не могли миновать ее. Построена часовня была по проекту известного архитектора Алексея Щусева.

В 1960-е, когда начали возводить современный мост, часовня пришлась не к месту. Ее решили разобрать, но спасла счастливая случайность: случайно сколупнули краску на стене, а под ней открылась уникальная живопись. Вспомнили, что эскизы росписи хранятся в Русском музее и принадлежат самому Николаю Рериху. Подготовленную к сносу часовню на время оставили в покое, а потом, чтобы сдать к сроку новый мост,  распилили на две части и перенесли чуть левее.

Сейчас на берегу Великой вновь строят. Про часовню снова забыли. Или предпочитают не вспоминать?

Независимо от воли

Сломанный забор, разрушающиеся ступени, мусор, осыпающаяся штукатурка, тускнеющая краска - так нынче выглядит Анастасиевская часовня - памятник федерального значения, переживший на своем веку (а в 2011 году часовне исполнилось ровно 100 лет) две войны, две революции и два государства.

Слушая рассказ о ней старшего научного сотрудника Псковского музея-заповедника Ирины Мельниковой, сложно поверить, что часовня до сих пор жива. В судьбе ее чувствуется вмешательство какой-то высшей силы: то ли хранят ее творческие души выдающегося архитектора и великого философа-художника, то ли изображенные на внутренних стенах ангелы Апокалипсиса охраняют... если бы она зависела от воли людей, давно бы уже исчезла с лица земли. 

Вид на Кремль, открытка (примерная датировка - после 1911 года)

Впрочем, есть неравнодушные среди нас - те, кто помогает часовне в борьбе за жизнь. Это сообщество псковских реставраторов, архитекторов, музейщиков. Они периодически устраивают субботники, проводят за свой счет косметический ремонт, организуют экскурсии, напоминают о ней различным ведомствам, которые обязаны выделить средства на сохранение памятника.  

«Фактически с начала 1970-х годов, когда была проведена реставрация архитектурная и монументальной живописи, здесь ничего не делалось, - рассказывает Ирина Мельникова. - Были лишь косметические ремонты, последний мы организовали в канун ее столетия, в 2011 году. Общественность возмущалась: что это за хулиганы ремонтируют часовню. Музей тогда все сделал собственными силами. Краску отдал Мирожский монастырь - у них она оставалась после покраски забора. А известь дали реставраторы. Часовню побелили, покрасили крышу и главку. Архитектурный надзор вел Андрей Михайлович Лебедев. С тех пор прошло 6 лет, она опять ободранная стоит, краска слезает».

Из года в год, по словам Ирины, Псковским музеем-заповедником и Госкомитетом Псковской области по культуре подаются заявки на участие Анастасиевской часовни в федеральных программах. В частности, в этом году музей отправлял заявку на реставрацию живописи в рамках программы «Культура России». Судьба заявки станет известна, скорее всего, после нового года, когда обычно публикуются списки тех, кому выделены целевые деньги.

Цена вопроса - порядка 4-5 миллионов. На эти деньги можно будет провести противоаварийные работы и по архитектурной, и по живописной части. Если оценивать крайние сроки, в которые должны быть приняты хоть какие-то меры, то, как говорит Ирина Мельникова, чем скорее, тем лучше. 

Фото автора, сентябрь 2017 года

«На данный момент есть проблемы, - подчеркивает Ирина. - Они не остроаварийные, как в случае с Церковью Успения Пресвятой Богородицы в Мелетово, но с каждым годом состояние Анастасиевской часовни будет ухудшаться. Сегодня здесь протекают стены: отмостка не работает, все течет, стена намокает, и воду тянет вверх по капиллярам. Намокает и штукатурка, и живопись (кстати, до сих пор не совсем ясно, в какой технике она сделана - это то ли фреска, то ли темперная живопись). Там требуются дополнительные изыскания, чтобы проводить ремонт. Большие проблемы с красочным слоем: он распыляется. Я имею в виду, что не просто штукатурка отваливается со стен кусками, а сама краска превращается в пыль, отшелушивается, отстает, отпадает. Это более сложные процессы, которые требуют глобальных сложных решений».

В проекте

В беседе с Ириной Мельниковой выяснилось, что в 2010-11 году на волне интереса общественности к 100-летию часовни областные власти обещали выделить средства на необходимые работы. Впрочем, денег хватило только на создание проекта реставрации - его разработали архитекторы Владимир Никитин и Галина Гофман (Псковский филиал института «Спецпроектреставрация»). «Был подготовлен очень хороший проект, в том числе было проведено исследование фундамента, геологические изыскания, - объяснила нам Ирина. - Проект рассматривался на научно-методическом совете при Комитете по культуре Псковской области, он всем понравился, там были использованы интересные материалы, в том числе найденные в архиве Щусева. Но дальше финансирования проекта дело не пошло».

С вопросом, что за проект был разработан и насколько он актуален сегодня, мы обратились к одному из его авторов - Владимиру Евгеньевичу Никитину. По его словам, главной целью архитекторов было восстановить первоначальный облик Анастасиевской часовни.

«Памятник был сильно поврежден. По нему прошлась революция, война. Были утрачены решетки, входная дверь, сбита главка, - вспоминает архитектор-реставратор. - Ее хотели снести, когда делали новый мост. Чтобы предотвратить снос, было организовано дежурство реставраторов из проектной группы ПСНРПМ (Псковская специальная научно-реставрационная производственная мастерская)». Дежурили поочередно Наталья Рахманина, Ирина Голубева и Александр Колиберский. Во время своего дежурства Колиберский и обнаружил росписи под слоем масляной краски, которой были покрашены стены (часовня использовалась под керосиновую лавку). Решили, что это авторская живопись Николая Рериха, но позднее, во время исследования, художники-реставраторы пришли к выводу, что на самом деле роспись была сделана по его эскизам замечательным художником-иконописцем и реставратором Григорием Осиповичем Чириковым. После раскрытия небольшого фрагмента фигуры Архангела поднялась волна защиты памятника, приезжал Савелий Ямщиков. Общественность и специалисты требовали сохранить часовню. В результате мостостроители перенесли часовню, выполнив очень сложный комплекс работ . К сожалению, при этом были утрачены уникальные кованые двери. 

Фото М.И.Семенова, начало 1970-х годов

Проект реставрации часовни после ее переноса создавался известным псковским архитектором-реставратором Натальей Сергеевной Рахманиной. В ее распоряжении в то время не было никаких фотографий и открыток, приходилось воссоздавать облик часовни по воспоминаниям людей - субъективным и неточным. Авторы современного проекта уже могли воспользоваться архивными открытками и фотодокументами, сохранившими  первоначальный облик памятника. В частности, предполагалось провести ряд локальных работ, в том числе вернуть часовне прежнюю классическую главку с кованым крестом взамен той вытянутой, которая установлена сейчас, восстановить прежнюю кровлю и водосточные трубы, прорезное металлическое окрытие над киотом, кованые двери и решетки в окнах, обновить штукатурку, заменить сгнивший пол в интерьере часовни, восстановив каменный плитяной, заново благоустроить площадку, на которой стоит часовня.

А денег нет...

К проекту реставрации прилагалась смета - порядка 2 млн рублей. По меркам крупных реставрационных проектов (вспомним 30 млн на церковь Сергия с Залужья) - копейки. Сейчас у многих автомобиль дороже стоит. Тем не менее, на календаре конец 2017-го - и денег так и не нашлось.

По мнению Владимира Никитина, причин тому несколько. Во-первых, пассивность властей. «Недостаточно научных сотрудников музея, чтобы они проталкивали заявки на уровень Министерства культуры РФ, - уверен псковский архитектор-реставратор. - Это обязанность областной администрации. У них должна быть мотивация. Они должны понимать, что туристы будут приезжать сюда не для того, чтобы пожить в современной гостинице, а чтобы посмотреть на древний Псков. Наш город - четвертый по ценности среди российских исторических городов. Перед ним только Москва, Санкт-Петербург и Великий Новгород. Все остальные - Суздаль, Ярославль, Ростов и другие - после Пскова. У нас огромное количество культовых, гражданских и оборонных памятников, и многие из них в кошмарном состоянии. Это то, на что всегда закрывала глаза и областная, и городская администрации. Закрывают и сейчас. Получается,  хранитель музея должен пробивать эти деньги в Москве? Да туда ехать надо представителям власти! Открывать двери в кабинеты и разговаривать, находить слова, доказывать, что это нужно для России!»

Задаем заведомо крамольный вопрос: а в чем ценность часовни? Как объяснить чиновнику, если он, допустим, не понимает значения этой маленькой, заброшенной постройки, превращенной на полстолетия в керосиновую лавку? «Если ему объяснять надо, значит, он занимает не свое место, - категорично заявляет Владимир Никитин. - Чиновник должен знать, в каком городе живет. Это исторический город, культурный. Здесь туризм - главная отрасль, главный источник дохода. Туризм, а не промышленность или сельское хозяйство. Если чиновник этого не понимает, значит, ему нечего делать во власти». 

Фото автора, сентябрь 2017 года

Вторая причина, по которой на часовню так и не пролился если не золотой, то хотя бы серебряный дождь, - позиция Министерства культуры РФ. «Деньги на первом месте у всех, - объясняет архитектор. - Вы же знаете про откаты, взятки... Что они иметь будут от этого? Вот, например, доля от крупной реставрации достигает 20% от сметной стоимости производства. Посчитайте процент с 300-миллионной реставрации Изборской крепости. Сейчас в области реставрации просто ужасная ситуация. Очень некачественно разрабатывается документация, далекие и от культуры, и от проблем реставрации люди начинают свои проекты протаскивать, а мы боремся, чтоб остановить халтуру, чтобы не испортили памятники. Вина в этом - Министерства культуры, которое и устроило эту кормушку для себя. Два миллиона - кому это интересно? Что они с этого поимеют? Нашу «Реставрационную мастерскую» по сути дела лишили возможности работать, скоро вообще в городе не останется реставраторов, последние каменщики просто уйдут по состоянию здоровья и возраста. Печальная картина!»

Между прочим, если деньги на реставрацию все же найдутся, проекту Владимира Никитина и Галины Гофман потребуется лишь пересчитать смету (инфляция с 2011 года подросла). Можно будет продумать возможность выравнивания самой часовни: после перестановки она кренится на юго-восточный угол: главка на одну сторону, а часовня - на другую. Если присмотреться внимательнее - заметно. А пока псковичи судят-рядят, москвичи уже интересовались возможностью еще одного переноса часовни. «Распилят - еще меньше останется от нее», - комментирует Владимир Никитин такие предложения.

Фрагмент росписи потолка Анастасиевской часовни, фото автора, сентябрь 2017 года

«Все упирается во власть, в мотивацию чиновников, - резюмирует реставратор. - Если бы они любили свой город, были образованны и соответствовали занимаемой должности, то многое было бы иначе. В таком городе, как Псков, 5 лет не было главного архитектора! Сейчас взяли такого, который удобен для власти, хотят такого же удобного областного архитектора найти. Чтобы все осталось по-прежнему - чтобы строительный бизнес рулил, застраивал Псков уплотнительной застройкой, дающей максимальные прибыли застройщику и откаты чиновникам».

И земли тоже нет?

Кстати о строителях. Левый берег реки Великой долгие годы украшали два долгостроя, которые в ближайшее время превратятся в элитный жилой комплекс и кампус ПсковГУ. Не навредят ли строительные работы старой часовне и как она впишется в планы благоустройства территорий новых собственников?

По мнению Владимира Никитина, работа тяжелой строительной техники вблизи часовни может быть и опасной для памятника. Хотя фундамент под часовней идет до скалы, так что стоит она более-менее надежно.

Что касается проблемы будущего соседства часовни и современных строений, то к работникам Псковского музея-заповедника, являющегося пользователем памятника, по этому вопросу никто не обращался. Насколько известно Ирине Мельниковой, территория памятника - охраняемый земельный участок, который окружает часовню, был включен в план благоустройства территории кампуса ПсковГУ. Будет ли этот план воплощен в действительность, неизвестно, так как летом этого года Счетная палата РФ решила, что покупка кампуса была совершена неправомерно, с нецелевым использованием средств.

Не ясна и ситуация с собственниками земли, на которой находится памятник федерального значения. «На территории памятника строительство запрещено законом Российской Федерации, но рядом, в нескольких метрах от него – зона регулирования застройки, которую частник может застроить по своему усмотрению. Эта же проблема относится и к набережной реки Великой, на которой сейчас находится часовня. То есть – памятнику нужен свой земельный участок музейного использования – не двор многоквартирного жилого дома (строится рядом) и не зона общего пользования – прогулочная и проезжая часть, и не задворки кампуса, а хорошая обзорная площадка с местами отдыха» - сообщила нам заместитель председателя Псковского областного отделения ВООПИиК Ирина Голубева

***

Фото автора, сентябрь 2017 года

***

Ждет часовня своего часа. Смотрит снизу вверх на наши пробки, новые разваливающиеся набережные и высококачественные дорожные работы. На своего соседа по несчастью - дом Батова, зашитый в ветхие лохмотья - взглянет иногда и расстроится, склонит головку еще ниже.

Но все же не сдается. Так и стоит - без места и времени. Вне места и времени.

Елена Никитина



Распечатать:     Комментарии: 3

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.053011894226074