Реклама на ЦДИ
 29.03.2024

Инфраструктура / Благоустройство  | весь раздел

«Не надо торопиться» - известный архитектор рассказал о проекте реконструкции псковской ТЭЦ

09.02.2017 09:15 ЦДИ, Псков

Музей современного искусства, киностудия, центр экстремального отдыха - какую только судьбу не пророчили заброшенному зданию ТЭЦ, расположенному на набережной! За долгие годы запустения (теплоэлектроцентраль перестала использоваться по назначению с 2004 года) комплекс строений превратился в местную страшилку: многочисленные хантеры, которых не могли остановить бдительные охранники, транслировали в сеть фотографии, напоминающие снимки из Чернобыля.

Но, похоже, очень скоро судьба ТЭЦ переменится самым коренным образом. Здесь будет обустроено комфортное жилье студийного плана.

Подробнее о перспективах новой жизни старого памятника конструктивизма мы поговорили с главой проектной группы, руководителем Архитектурного бюро «Студия 44» Никитой Явейном.

- Никита Игоревич, в географии проектов вашего авторства - Санкт-Петербург, Томск, Сочи, Лондон, Астана. Приходилось ли вам прежде работать в Пскове? Чем интересен опыт, который вы получите в нашем городе?

- Фактически в Пскове мне работать не приходилось. В свое время, очень давно, думаю, лет 30 тому назад, у вас проводился конкурс, распиаренный на всю страну - проектирование общественных центров поселков Псковской области. Я его выиграл. На этом мои практические работы для Пскова в тот раз закончились. Хотя был я у вас, наверное, раз двадцать. Знал Всеволода Петровича Смирнова, других архитекторов. Так что с архитектурой Пскова и спецификой города я хорошо знаком.

- Чем интересен опыт, который вы получили, работая над проектом реконструкции ТЭЦ?

- Если вы посмотрите наш сайт, статьи почитаете, то узнаете, что мы являемся лидерами в России по приспособлению исторических зданий. Например, мы проектировали восточное крыло Главного штаба, Александровский дворец и многое другое. Кроме того, я большой любитель северной архитектуры - псковской, новгородской, карельской.

Так что в этом проекте для меня сложился сразу весь букет интересов. Первое - это превращение промышленного здания в жилое. Думаю, это будет чуть ли не первый реальный официальный проект подобного рода в нашей стране. Второе - это Псков и связанные со своеобразием города проблемы. Честно говоря, то, что происходит сейчас в псковской и новгородской архитектуре в плане нового строительства в центре города, мне нравится не во всем. Нам показалось, что мы сможем лучше. Не знаю, получилось или нет... Третий момент: просто центр Пскова - это тоже очень любопытный опыт. Мне кажется, что своими предыдущими проектами, правда, в другом контексте, мы внутренне подошли к этой работе.

- Прежде чем разрабатывать проект, вы наверняка были на месте - каким вы увидели его? Как вы оцениваете нынешнее состояние комплекса ТЭЦ?

- Архитектуру 20-х годов я достаточно хорошо знаю, мой отец - известный архитектор того времени (я поздний ребенок), он, кстати, много работал с Андреем Андреевичем Олем (А. А. Оль, по проекту которого построена ТЭЦ, - известный русский советский архитектор, автор многих жилых, промышленных, административных, клубных и школьных зданий в Петербурге-Ленинграде, Бобруйске, Кисловодске, Магнитогорске и др. - от ред.). Мы ходили с конструкторами,  смотрели, анализировали - само собой, все это до того, как заключили договор, до того, как вышли на реальное проектирование. С нами вместе были не только конструкторы, но и наши ведущие искусствоведы.

Мы для себя составили какое-то понимание, потом провели анализ, учитывая некие, смутные пока, желания заказчика. Поняли, что желаемое и действительное может быть соединено. Что касается состояния постройки, то это полная разруха.

- То есть придется воссоздавать с нуля?

- Нет, стоп! Все основные конструкции будут сохранены, весь несущий каркас находится в работоспособном состоянии, лишь кое-где его усилим. Со стеновым  заполнением, отдельными элементами, фонарями - хуже, но все эти детали воссоздаются достаточно просто. Но, подчеркну, воссоздано и заменено там будет по минимуму.

- В чем главная сложность этого объекта?

- Стоит отметить два момента. Во-первых, сложности, связанные с приспособлением этого здания к сегодняшним нормам на жилье. Так, огромное зальное помещение, которое там имеется, требовало неординарного взгляда, так скажем. Второй момент:  требовалось создать какие-то новые отдельные объекты и включения, которые гармонизировали бы с окружающей застройкой.

- На сегодня проект уже разработан, утвержден?

- Пока сделан эскизный проект. Насколько я знаю, он очень успешно, практически единогласно, прошел  Методсовет и Градсовет - мне сказали, что у вас это бывает крайне редко.

Я в общем и целом доволен тем, что проект был воспринят доброжелательно, в том числе достаточно критично настроенными искусствоведческими кругами. Поймите, я девять лет был председателем Комитета по охране памятников Санкт-Петербурга в 90-е годы, так что мне вся эта атмосфера, и кухня, и люди многие знакомы. Мне, может быть, в чем-то легче было, поскольку я четко понимаю все правила игры, которые существуют.

- Именно для этого объекта какие интересные решения были найдены архитекторами?

- В здании ТЭЦ расположен большой машинный зал. По проекту, в него выходят окнами общие комнаты доброй трети квартир, сюда же выходят открытые лестничные клетки. Вот такая фишка - не знаю, где у нас еще было такое. Бывали атриумы, но редко. Зал, по нашему замыслу, - единое пространство. Все думали, как бы его сломать, чтобы он не мешал, но у нас он становится главной находкой. Я думаю, что для псковичей такие пространства внове.

Если получится все так, как мы задумали, очень хорошо будут смотреться и новые домики. По проекту их  запланировано три. Один из них точно получится - я почти уверен в этом. Мы хотим использовать при их строительстве кирпич ручной работы, длинный, немного напоминающий известняковую кладку, вставить ручные изразцы. Если все получится - я думаю, это будет в духе традиционной псковской архитектуры: сочетание камерного масштаба и того, что принято называть хэнд-мэйд. Мы хотели сделать что-то родственное контексту, но без сюсюканья, без заигрывания с историей, нечто на грани между средневековым и современным - такую вот образность искали. Мы очень долго мучились, внутри студии конкурсы проводили, так и сяк. Так что не для денег объект, не для денег...

Понятно, что все зависит от финансов. Но пока мы с заказчиком, я считаю, нашли общий язык. В настоящий момент все работы приостановились, так как на объекте уже в течение полугода ведутся полномасштабные археологические изыскания. Как только они завершатся - мы выпустим проект.

- Что будет с трубой? Как ее можно приспособить к современным реалиям?

- Трубу мы сохраним. Вокруг нее будет городская площадь, которая переходит в амфитеатр - неотъемлемую часть набережной. Туда же выйдут кафе, сувенирные лавочки.

А вот что с трубой дальше будет - не знаю. Там самые разные варианты были. Предлагали лифт подъемника сделать в середине, но возникает вопрос: если он застрянет, как снимать людей... Пускай постоит лет десять, а дальше жизнь подскажет.

- Как в концепцию проекта вписана Мстиславская башня?

- Башня, собственно, не входит в проект. Вот дом рядом с ней - о нем мы спорили. Мы даже настаивали на его разборке, но в рамках всех разговоров, которые были, решили его оставить, иначе теряется производственный характер всего комплекса.

Что касается башни, то с нашей стороны возможны только предложения, например, переделать переходной мостик, оставив его следы. Это, честно вам скажу, - отдельная тема, она не входит в проект, и она наиболее спорная, поэтому, я считаю, надо сначала сделать основу, а потом посмотреть, что с этим всем делать. Не надо торопиться в таких вещах.

- Есть ли в проекте решения по благоустройству прилегающей территории?

- Там есть много моментов, в частности, заглубленный паркинг с лифтами. В Пскове впервые появятся автомобильные лифты - чтобы пандусы не городить. Конечно, мы продумывали многие моменты.

- Можно ли говорить о каких-то ориентировочных сроках начала реализации проекта?

- Как я понимаю, в Пскове раскопки - процесс, не нормированный по времени. Я надеюсь, летом все же предварительные археологические работы завершатся. Тогда можно будет говорить о чем-то более предметно.

Справка

Никита Игоревич Явейн родился в г. Ленинграде в семье известного архитектора Игоря Георгиевича Явейна. Закончил архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института, по окончании которого работал в проектных институтах, руководил персональной творческой архитектурной мастерской. С 1994 по 2004 год занимал пост председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП). В настоящее время Никита Явейн руководит Архитектурным бюро «Студия 44».

За годы профессиональной деятельности Никитой Явейном, самостоятельно и в составе творческих коллективов, выполнено около 90 проектов, 26 из них успешно реализованы. Особое место в проектной практике занимают проекты реконструкции, реставрации и приспособления исторических зданий. Работы Никиты Явейна и его соавторов удостоены более 80 международных и национальных премий и наград.

Никита Явейн - профессор кафедры «Архитектура» Санкт-Петербургского Государственного Академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академии Художеств), академик Российской Академии архитектуры и строительных наук (РААСН), лауреат Государственной премии в области литературы и искусства и Премии Правительства РФ, заслуженный архитектор России.

http://archi.ru/architects/russia/292/nikita-yavein

Беседовала Елена Никитина



Распечатать:     Комментарии: 17

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.098481893539429