Реклама на ЦДИ
 20.04.2024

Инфраструктура / Транспорт  | весь раздел

Ставка на лошадь

06.12.2016 08:58 ЦДИ, Псков

Псковским автомобилистам больше не приходится надеяться на очередную отсрочку повышения транспортного налога. 23 ноября депутаты Псковского областного собрания 23 голосами против 10 одобрили новую редакцию закона «О транспортном налоге», предполагающую увеличение ежегодных выплат владельцами машин мощностью 100-150 лошадиных сил. Предполагается, что в результате сумма дополнительных доходов в бюджет области составит ориентировочно в 2017 году около 2 млн. рублей, в 2018-2019 годах – около 47,4 млн. рублей ежегодно при сохранении налогооблагаемой базы.

Спасет ли это бюджет региона, позитивным или негативным образом скажется на бизнесе и горожанах, поможет ли улучшить состояние транспортных магистралей, Центр Деловой Информации выяснил в разговоре с псковскими чиновниками, депутатами, предпринимателями и простыми автомобилистами.

***

Последние изменения, касающиеся повышения ставок транспортного налога в Псковской области, были внесены Законом области от 26.11.2008 № 811-ОЗ «О внесении изменений в Закон Псковской области «О транспортном налоге» и вступили в силу с 1 января 2009 года. Тогда ставки транспортного налога были повышены на сумму от 2 рублей за л.с. (на легковые автомобили с мощностью двигателя до 75 л.с.) до 50 рублей за л.с. (на гидроциклы с мощностью двигателя свыше 100 л.с.) в зависимости от категории транспортного средства. Наибольшее повышение ставок коснулось транспортных средств с высокой мощностью. Экономическая целесообразность этого решения обосновывалась перспективой дополнительных налоговых поступлений в бюджет области и исполнения социальных обязательств региона.

Практика кризисных 2008-09 годов оказалась кстати в нынешнем году, когда о «непростой экономической ситуации» не говорил только ленивый. Государственный комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике, в полномочия которого в числе прочих входит подготовка предложений по внесению изменений в Закон области «О транспортном налоге» в части повышения ставок, вышел с предложениями об увеличении транспортного налога для отдельных категорий транспортных средств и отмене ряда налоговых льгот (подробнее ЗДЕСЬ ).

При этом в числе мотивов озвучивалось не только наполнение бюджета, но также необходимость приближения уровня налогов по Псковской области к общему по Северо-Западу. По словам председателя Комитета Андрея Михеева, «согласно анализу, проведенному перед разработкой проекта закона ставок транспортного налога в разрезе по субъектам СЗФО, уровень ставок транспортного налога по некоторым категориям транспортных средств является низким по сравнению с наиболее близкими по уровню социально-экономического развития субъектами СЗФО. Например, ставка транспортного налога на легковые автомобили с мощностью двигателя от 100 до 150 л.с. в Псковской области составляет 25 рублей с лошадиной силы, а в Вологодской, Новгородской и Ленинградской областях – 35 рублей с лошадиной силы. В связи с изменением ставок транспортного налога для некоторых категорий транспортных средств с 1 января 2017 года их уровень в Псковской области примет средние значения в сравнении с субъектами СЗФО».

Другой немаловажной причиной стало стремление чиновников пополнить копилку регионального дорожного фонда. Как сообщил нам председатель Государственного комитета Псковской области по дорожному хозяйству Виталий Голиков, «на сегодняшний день размер дорожного фонда Псковской области составляет 5 337 975 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета составляют 1 959 451 тыс. рублей, средства областного бюджета составляют 3 378 524 тыс. рублей. На момент последнего изменения налоговой ставки дорожный фонд составлял 2 001 400 тыс. рублей». Таким образом, если бюджет 2018-2019 года действительно пополнится на 47 млн рублей, то на эти деньги дополнительно можно будет отремонтировать порядка 10 км дорог III технической категории (это самая распространенная категория дорог в РФ, на ремонт 1 км такой дороги, по информации Виталия Голикова, уходит от 4  до 7 млн. рублей).

***

На очередной сессии Псковского областного Собрания депутатов законопроект, предложенный комитетом по экономическому развитию и инвестиционной политике, вызвал бурю разногласий. Часть депутатов призывала отправить документ на доработку, отложить решение до лучших времен: жителям региона и так живется не сладко, рост налогового бремени может спровоцировать еще большее недовольство населения. Председатель комитета по бюджету Борис Полозов заявил, что комитет подготовил ряд поправок к этому законопроекту: «Комитет предлагает освободить от повышения владельцев легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 75 л.с. до 100 л.с., а для автомобилей мощностью свыше 100 л.с. до 150 л.с. поднять ставку налога не на 5, а на 2 рубля», что в абсолютных цифрах составляет около 300 руб. в год.

Обсудили заодно и предложение включить транспортный налог в акцизы. Оно ожидаемо не встретило поддержки у большинства. По мнению Андрея Михеева, транспортный налог является стабильным, прогнозируемым источником формирования доходной части бюджета области и  Дорожного фонда Псковской области. «Отмена налога и включение его в стоимость топлива приведет к формированию дорожного фонда за счет акцизов на топливо, которые трудно спрогнозировать в сложившейся экономической ситуации, - подчеркнул он, - а также к нестабильности и сокращению поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации, в который зачисляется транспортный налог». «Готовы ли мы платить за литр бензина не 35 рублей, а 50 или даже 70? Если готовы – вот тогда и будем говорить о переходе эту систему», - заметил Борис Полозов.

В результате законопроект все же приняли, но с рядом поправок. Для владельцев автомобилей до 100 л.с. ставка налога пока останется прежней, владельцам автомобилей мощностью от 100 до 150 лошадей увеличили ставку транспортного налога, но не до 30, как планировалось, а до 27 (то есть владельцам автомобилей с двигателем в 150 л.с. в будущем году придётся заплатить уже не 3750, а 4050 рублей).

Депутат-единоросс Юрий Сорокин был одним из инициаторов уменьшения ставки, изначально планировавшейся для автомобилей мощностью 100-150 л.с. «Я обосновал свое предложение тем, что основная масса трудоспособного населения - люди, которые чем-то занимаются, - рассказывает Юрий Сорокин. - Они, как правило, покупают машины мощностью от 100 до 150 л.с. Это Форды, Опели, Киа, Хундаи и т.д. - масса автомобилей, которыми пользуется дееспособная часть населения. Но сейчас трудные времена... Я предложил уменьшить на 50% часть повышения. И это нашло свою поддержку, это было принято большинством голосов. Единая Россия поддержала мою инициативу».

Ставки налога для наиболее мощных автомобилей также остались без изменений: они и так уже подняты до верхнего предела. «Люди, понятно, хотят платить меньше налогов, - согласен Юрий Сорокин. - Но жизнь заставляет: государство и регионы в частности живут за счет налогов с граждан - имущества, транспорта, с доходов от деятельности, НДФЛ. В трудные времена государство старается увеличить налогооблагаемую базу, чтобы деньги пошли на выплаты бюджетникам... Это вынужденный шаг. Мы очень много думали, разговаривали и решили, что не следует нашу область сравнивать с Ленинградской. Мы сравнивали с Вологодской, Архангельской, Новгородской, которые по валовому продукту, по уровню экономического развития близки к нам, и подтянули эти налоги до среднего по регионам».

***

Очевидно, что первую очередь рост ставок по транспортному налогу ощутят на себе владельцы машин с мощностью 100-150 л.с. Таковых на сегодня в области - порядка 30%, согласно данным статистической отчетности УФНС России по Псковской области по итогам 2015 года (для сравнения: 63% - автомобили мощностью до 100 л.с., 7% - автомобили мощностью более 150 л.с.). Данные налоговой статистики по Пскову за 2015 год пока не поступили. По итогам 2014 года количество легковых автомобилей, по которым исчислен транспортный налог, составило 3062 транспортных средства, из них 43% от общего количества составили автомобили мощностью до 100 л.с., 36% - автомобили мощностью от 100 до 150 л.с., 21% - автомобили мощностью более 150 л.с.

Исключение составят льготники: на 2017 год пониженные ставки транспортного налога установлены Законом области 1712-ОЗ от 29.11.2016 «О налоговых льготах на 2017 год» для следующих категорий физических лиц: участники Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп, инвалиды боевых действий, лица, получившие инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, приемные родители и многодетные семьи.

Псковичи, узнавшие о предстоящем росте транспортного налога, по-разному отреагировали на новость. Так, лидер межрегионального общественного движения по развитию транспортной системы «Убитые дороги», а ныне депутат Государственной думы, Александр Васильев выразил обеспокоенность решением Псковского областного собрания. «Меня, как владельца трех автомобилей и мотоцикла, зарегистрированных по месту прописки в Пскове, безусловно беспокоит и состояние псковских дорог, и величина транспортного налога, - сообщил он нашему корреспонденту. - Я склонен отметить, что в отношении дорог города и области делается много, и тот объем ремонта региональных дорог, который был проведен «Псковавтодором», значителен, в отличие от того, что удавалось сделать в предыдущие годы. Но больше настораживает тот факт, что деньги регионального дорожного фонда не на 100% уходят на ремонт и содержание дорог, так как нет ответственности за такое нецелевое использование средств». Александр Васильев считает, что повышение налога не оправдано, и депутатам следовало бы озадачиться в большей степени вопросом расходования тех средств, которые сейчас поступают в региональный дорожный фонд.

С Александром согласны многие рядовые горожане. Владимир, собственник «Мерседеса» 2009 года выпуска, возмущается: «Что, денег мало у региона?! Почему же свои проблемы они пытаются решить за мой счет?» «Замкнутый круг получается, - рассуждает Инга, менеджер одного из сетевых магазинов, -  Я плачу транспортный налог за свой автомобиль для того, чтобы ремонтировали дороги. Чтобы моя машина не попала в очередную яму и мне не пришлось бы оплачивать дорогостоящий ремонт. Но достаточно выехать на улицу Гражданскую, чтобы все мои благие намерения испарились. Я проваливаюсь в яму и отправляюсь в автосервис»

Впрочем, не все собственники автомобилей средней мощности скептически отнеслись к решению депутатов областного Собрания. «300 рублей, я считаю, не такие уж великие средства, чтобы из-за них ломать копья, - говорит Вероника, сотрудница одного из местных рекламных агентств. - Включать сборы в стоимость бензина - вот что было бы ощутимо! Платить за бензин как в Эстонии вряд ли кому понравилось!»

Ну а владельцы малолитражек ожидаемо бодры: «Для тех, кто может позволить себе покупку внедорожника и его обслуживание, 300 рублей в год плюсом - незначительная сумма, - делится мнением Анастасия, владелица новенького Опеля. - Для меня сумма налога на мою иномарку останется прежней - 1300 рублей в год!»

***

Повышение ставок транспортного налога в будущем году скажется не только на частных автовладельцах, но и на юридических лицах. Так, по сравнению с 2016 годом из перечня льготников исключены сельскохозяйственные организации по уплате транспортного налога в отношении легковых автомобилей. Законопроектом, поступившим на рассмотрение депутатам, предполагалось, что отмена этой льготы коснётся также индивидуальных фермерских и крестьянских хозяйств. Однако, по предложению вице-спикера Собрания Бориса Полозова и при поддержке депутатов, была принята поправка, сохраняющая льготную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью.

Части льгот лишатся и компании-инвесторы. Вместе с тем, организации - резиденты особой экономической зоны «Моглино» будут освобождены от уплаты транспортного налога на транспортные средства, используемые для обеспечения деятельности на территории ОЭЗ «Моглино» в соответствии с Законом области № 473-ОЗ от 12.10.2005 «О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области».

Еще одна сфера деятельности, которой коснется повышение налоговых ставок по транспорту, - организация пассажирских перевозок. Прежде всего, речь идет о городских автобусах. «Если себестоимость продукта растет, это отражается соответствующим образом на ценах. Себестоимость услуг на пассажирские перевозки в Пскове на сегодня и так выше стоимости проезда», - сказал генеральный директор ГП ПО «Псковпассажиравтотранс» Александр Гизбрехт, комментируя решение депутатов областного Собрания. По его словам, пока рано говорить о том, насколько подорожают билеты в псковских автобусах: пока в организации не проведены все необходимые подсчеты. Но то, что за проезд придется платить больше в ближайшие месяцы, - это факт. По словам Александра Гизбрехта, решение депутатов о повышении ставок на транспортный налог отразится и на нем лично как на владельце автомобиля. Тем не менее, он не оценивает поправки к соответствующему закону отрицательно: налоги просто так не повышают, уверен Александр Гизбрехт: «Бюджет области должен пополняться».

В определенной степени с ним солидарен и руководитель службы такси «Чайка» Илья Вересов: «Если мы хотим жить в нашей стране - надо платить налоги», - говорит он. В то же время он подчеркивает: на стоимости услуг такси это точно не скажется, просто «бизнесу станет немного тяжелее».

Добавим, что в 2017 году от уплаты налога на прибыль полностью освобождаются организации в отношении имущества, используемого исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет, организации народных художественных промыслов и организации в отношении объектов внешнего благоустройства населённых пунктов.

Кроме того, как и в 2016 году, в половину уменьшена сумма налога для организаций потребительской кооперации и региональным отделениям общероссийских общественных организаций, осуществляющим благотворительную деятельность.

***

«Хороших налогов не бывает», - говорил Уинстон Черчилль. Вряд ли с ним не согласятся наши собеседники - чиновники, депутаты, предприниматели, простые автолюбители. Тем не менее, очевидно - решение по транспортному налогу стало компромиссным: удалось избежать существенного повышения, сохранить ряд льгот, но и пополнить региональный Дорожный фонд. Последнее обстоятельство явно должно сказаться на качестве наших дорог - это и будет главным аргументом в налогово-транспортном обсуждении.

Елена Никитина



Распечатать:     Комментарии: 1

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.032052040100098