Реклама на ЦДИ
 29.03.2024

Досуг / Уикенд  | весь раздел

Без границ, без времени, без билетов: Ночь музеев в Пскове

16.05.2015 12:12 ЦДИ, Псков

В этом районе за годы жизни в Пскове мне задавали самые разные вопросы - «Сколько времени», «Как пройти в Пироговые палаты?» «Хотите поговорить о Боге?», даже «Вы купите эту замечательную книгу для своего малыша?» Но такого не спрашивали ни разу. «Подскажите, где здесь двор Поганкиных палат?», - а идем-то мы в одну сторону. И с одной целью - посетить в рамках проведения всероссийской акции «Ночь музеев».

***

Эта акция успела полюбиться псковичам, традиционно в середине мая в рамках «Ночи» стены Псковского музея-заповедника ежегодно посещают около 1,5 тысяч человек. Столько мы, конечно, не застали, и точных подсчетов, конечно же, вести не смогли, но сказать, что народа было много, можем, не кривя душой. Разных возрастов, политических взглядов и увлечений, разных профессий и уровня образованности. «Такое ощущение, что я на встрече выпускников. Не виделись уже лет десять, а тут - надо же, встретились», - поделилась со мной впечатлением одна знакомая. Массовость прихода псковичей в городской музей особенно была заметна на узких лесенках Поганкиных палат, в хитросплетении которых можно было легко и просто перейти из века нынешнего в средневековье, а из средневековья - в сороковые роковые...

В одной стороне горячо спорят о Шагале и природе его мастерства. Поодаль - девушка спрашивает у музейного работника, где бы ей посмотреть на Айвазовского - мол, давным-давно, на школьной экскурсии им рассказывали, что работы всемирно известного русского мариниста есть в псковском музее. «Конечно, - радуется осведомленности экскурсовод и начинает объяснять ей маршрут, - Ах, вы еще не успели найти наш зал больших полотен? Жалко, что все идут наоборот, против логики развития искусства, сразу же окунаясь в век 20-й». И так, в разговоре, выясняется, что и Шишкин есть, и Брюллов, и Репин.

В залах иконописи молодой человек интересуется: почему у входов такие низкие своды? С неподдельным энтузиазмом экскурсовод объясняет: в былые времена, заходя в палаты, человек кланялся - в красный угол. Таким образом культивировалось смирение, умерщвлялась плоть. Из этих же соображений, кстати, и ступени делались такими высокими. А дальше - больше: посетители музея уже обсуждают астрономические особенности восхода солнца и расположения церквей в Пскове.

Здесь требуется сделать оговорку: я передаю суть рассказа своими словами - экскурсовод объясняла все во сто крат интереснее, красочнее и увлеченнее. И надо отметить, что любое движение - мысли ли, тела ли пришедших в музей - подхватывалось музейщиками чуть ли не в момент зарождения: они отвечали на все вопросы, причем просто, с удовольствием и без интеллектуального надрыва (что выгодно отличает их от недавно посещенных музеев культурной столицы).  

Куда бы мы ни шли по коридорчикам и закоулкам Поганкиных палат, все пути здесь так или иначе выводят во двор, где не менее интересно и многолюдно. Вот играют на гармошке и поют военные песни бравые юноши и девушки в форме времен Великой отечественной (ба, мы узнали их в гриме: это студенты Псковского колледжа искусств!). Поблизости - палатки с яствами от гостевого дома «У Покровки». Поодаль - презентуют 2 рубежных столба. До презентации они уже успели стать хитом селфи-позирований. Впрочем, не избежала этой судьбы и статуя гвардейца, стоящая в холле музея, и трогательная композиция в память о 1945 годе этажом выше. «Только, пожалуйста, без вспышки!», - просят сотрудники музея, и мы слушаемся, и фотографируем дальше: понравившиеся картины, плакаты, экспозиции, просто - окна...

В зале Великой Отечественной войны с десяток людей замерли у диорамы, слушая голос войны - в записях сводок, грохоте канонады. Перечитываю документы давних лет - воспоминания, автобиографии тех, кто защищал Псков. Ровные аккуратные строчки, факты - только по существу, обращения - только по принципиальным вопросам. Награды, предметы быта, одежды тех лет. «Неужели они ходили в таких ботах?» - удивляется посетительница, разглядывая сквозь стекло витрины огромные ботинки-валенки немецкого солдата. А там, где расположилась выставка плакатов времен войны 1941-45 года, вслух, с выражением читает малышу тексты плакатов времен войны его визави.

И как будто оживает изображение, захватывает эмоция и понимаешь, почему они уходили на фронт в первые дни войны. «Помним всё... Как победили».

***

Лестницы, переходы, полумрак, который переходит в свет и блеск (люстры, рамы, витрины), в окна втекает чернота неба, вместе с мерцанием любопытных звезд. «Усталые, но довольные», мы уходим, нам навстречу идут те, кто сменит нас и увидит то, что видели мы, но другими глазами, иначе. Мама успокаивает маленькую девочку, желающую уже только одного - спать, а бабушка рядом возится с коляской, не к месту выказавшей плохой характер.

И, наверное, это единственная издержка «Ночи музеев» (не считая прохлады на улице) - спать очень хочется. Но не от скуки, нет! И мы идем домой, вновь и вновь объясняя заблудившимся встречным, где же находится двор Поганкиных палат. Да, тем, которые спрашивали )))

Елена Никитина



Распечатать:     Комментарии: 2

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










3.2679240703583