Проекты: Версия для слабовидящих Чистый город HiTech Дача Реклама на ЦДИ

Досуг / Выставки  | весь раздел

Яблочные инсталляции и 1812 год - выходные в Пушкинском Заповеднике

15.09.2017 14:08 ЦДИ, Псков

День Бородинского сражения, а ещё именинницу Наталью вспоминали в исторических и литературных музеях России на заканчивающейся неделе. Наше псковское Михайловское исключением не стало. 
 
«Весь ваш яблочный пирог…»
 
Правда глаголы в прошедшем времени тут и не уместны, потому как «именинные» выставки - классическая и не совсем обычная - ещё длятся. И субботние-воскресные гости ещё успеют полюбоваться, например, причудливыми пирамидами и конусами из разноцветных - от золотистого до алого и зелёного - яблок.
 
Варенье, пастила, сидр, мочёные яблоки, пушкинский «весь ваш яблочный пирог», наконец… Впрочем, музейщики предлагают посетителям отвлечься от «сугубой пользы» райского плода и посмотреть на душистые, наливные плоды глазами художников. Ну, или дизайнеров. Декоративные композиции из яблок с включением осенних цветов и ветвей, рябиновых кистей украшают господские дома в Михайловском, Тригорском, Петровском. Весь заповедник - как один огромный выставочный зал. 
 
На крылечке господского дома в Тригорском
 
Плоды для этой своеобразной экспозиции взяты из усадебных садов: сейчас в музее выращивают более сорока сортов яблок, - как старинных, так и современной селекции; только в Тригорском разных яблонь - более 25 видов. (И - заметим в скобках - вопреки всем причудам и «вывихам» нынешних весны и лета усердным и умелым сотрудникам музейной службы лесов и парков удалось получить  в этом году в Тригорском очень хороший урожай яблок, а в других усадьбах - просто хороший.)
 
Украшенный яблоками дом Ганнибалов в Петровском
 
Добавим, что эту «рассредоточенную» выставку назвали строкой из стихотворения нашей современницы, московской поэтессы Елены Ларской: «В саду срывает осень яблоки». И открыли к именинам Натальи Николаевны, кстати!
 
«…От когтей тигров, соорудивших погибель вселенной»
 
А родилась Наталья Гончарова - будущая жена Пушкина, но тогда, 205 лет назад просто милый, пятый ребёнок в семье - аккурат в день Бородина. Если бы не война, то это случилось бы в имении Гончаровых, но «театр военных действий» уже слишком близко подошёл к «Полотняному Заводу», и потому отец девочки Николай Афанасьевич решил отправить семью - к родственникам в Тамбовскую губернию. В конце августа он писал своему товарищу: «Несчастливый переворот политических дел Европы и загоревшаяся неожиданная война в отечестве возвели наконец бедствия домашних неустройств наших до той степени, которой кажется уже никакие удары судьбы превзойти не в силах. Вам известны они будут в полной мере, когда, думая найти в прародительском доме семейство Ваше, с ужасом застаёте лишь стены собственности прежней, сделавшейся жертвой вероломных хищников и варваров, столь нагло нарушивших священный союз с Россией! Сии надвинувшиеся громовые тучи на любезный край наш и предчувствия вящих нещастий решили меня, между страхом и надеждою за своих колеблющегося, спасти жену, в то время на сносе беременною и невинных изнемогающих болезнию младенцов от когтей Тигров, соорудивших погибель вселенной». На следующий же день после рождения Натальи Гончаровой - 28 августа 1812 года, если по старому стилю — Калужская губерния по приказу М.И. Голенищева-Кутузова была и вовсе объявлена на военном положении…
 
Наполеон на Эльбе. Литография. Неизвестный художник. Франция, первая половина XIX века
 
Эпохе наполеоновских войн и Отечественной войны 1812 года в России и посвящена новая выставка в «Михайловском». И приехала она в псковскую глубинку как раз из Калужского объединённого музея, с поклоном из «Полотняного Завода».
 
«…От когтей тигров, соорудивших погибель вселенной»
 
Экспозицию, «поставленную на постой» в выставочном зале в мемориальной усадьбе Пушкиных, назвали «И вечной памяти двенадцатого года...». Она - фантастически интересная и, в первую голову, представляет богатейшее собрание печатной графики XVIII-XIX века, хранящееся в Калуге. Эту коллекцию в музее собирали целенаправленно, отбирая для неё произведения западно-европейских и русских авторов, запечатлевшие людей и события того, памятного для мира «года кометы».
 
Встреча двух императоров 25 июня 1807 года. Гравюра, раскрашенная акварелью. Граверы Couche fils., оригинал Swebach. Франция, начало XIX века
 
В выставочном зале в Михайловском сейчас можно увидеть порядка 20 гравюр, литографий, офортов Свебаха, Верне, Прюдона, Раффе и других именитых художников и гравёров. Есть в экспозиции даже офорт Франсиско Гойи, собственноручно изготовленный им для сюиты «Бедствия войны», и автолитография Василия Верещагина «Наполеон в России». Все представленные листы - подлинники и, более того, по большей части они выполнены либо непосредственно по ходу событий, либо на небольшой «исторической дистанции», то есть, когда память о событиях была ещё свежа. «Среди них нет ни поздних отпечатков (выпускавшихся, к примеру, Лувром со второй половины XIX века), ни копий, ни подделок», - с понятной гордостью замечают в музее.
 
Василий Верещагин. Наполеон в России («Napoleon En Russie»). Литография
 
Помимо гравюр (как чёрно-белых, так и подцвеченных акварелью), литографий, офортов, etc. в экспозиции представлены предметы военного быта «героев двенадцатого года»: каска, панталоны и мундир кирасира, ремни, походные ранцы и так далее. Эти предметы, в отличие от графики, копийные, точнее - реплики. Ну и специально для «Михайловского» калужские музейщики дополнили тематическую выставку копиями миниатюр из «Полотняного завода», на которых изображены Наталия Николаевна и другие дети Гончаровых.   
 
Очарованный странник
 
Богатой выставкой в сентябре в музее отметили и ещё одну «круглую дату» - на этот раз из истории собственно заповедника: 80 лет исполнилось первому хранителю усадьбы Ганнибалов «Петровское», художнику Борису Козмину. И само «Петровское» - очень уж красиво «аукаются» в этом году числа и годы - открыли 40 лет назад. 
 
К своему Петровскому Борис Михайлович шёл долго. Выпускник иркутского художественного училища, впервые он побывал в псковских пушкинских местах в 1963 году и навсегда был очарован ими. Однако  на работу в музей Козмин был принят только в 1974 году, по окончании учёбы на искусствоведческом факультете Ленинградской Академии художеств. Тогда Гейченко доверил художнику ни больше ни меньше - восстановление мемориальной усадьбы Ганнибалов. 
 
Борис Козмин. Петровское. Источник (1998). Из собрания Пушкинского Заповедника
 
В новую экспозицию в выставочных пространствах дома-музея Ганнибалов вошло 40 полотен и графических листов; несколько из них - из фондов музея-заповедника, но большая часть - из авторского собрания. Это пейзажи, и портреты, тематические композиции. Виды Святогорья - Михайловское, Петровское, Тригорское, Воронич… - соседствуют здесь с живописными «путевыми заметками» из Греции, Турции, Италии, Испании. Среди портретов - много изображений без преувеличения выдающихся наших современников, с которыми Бориса Козмина сводили судьба и музей. Это легендарный музейщик С.С. Гейченко, музыканты Г.В. Свиридов и В.А. Гергиев, пушкинист С.А. Фомичёв, краевед и историк М.Е. Васильев, художник, профессор живописи А.А. Мыльников, многие другие. Актёр Сергей Никоненко запечатлён художником в роли дядьки Пушкина Никиты Козлова, актриса Параскева Соколова-Денисова - за чтением «Евгения Онегина», певец Иван Козловский - во время исполнения «Всенощной» Сергея Рахманинова.
 
Борис Козмин. Сергей Никоненко в роли дядьки А.С. Пушкина Никиты Козлова (1998)
 
И конечно портреты Пушкина - над всем, над всеми… 
 
Музеи-усадьбы Государственного Пушкинского Заповедника и Центр творческих музейных программ открыты для посетителей и работают ежедневно, с 10.00 до 18.00. 
Стоимость входного билета в музеи и на выставки в зависимости от объекта показа, статуса посетителя (студент, пенсионер и так далее), а также наличия/отсутствия экскурсионного сопровождения от 30 до 250 руб. Дети до 18 лет проходят в музей бесплатно.
Стоимость билета на выставки в НКЦ заповедника от 10 до 80 руб. На выставки в «Льняном амбаре» (музей-усадьба «Михайловское») и в «Баньке» («Тригорское») вход свободный. 
Посетителей Пушкинского Заповедника, которые предпочтут в эти дни прогуляться по территории Тригорского и в окрестностях мемориальной усадьбы, просят обратить внимание: подъездная дорога к Вороничу и тропа для пешего подъёма на него временно закрыт из-за размывов, образовавшихся вследствие проливных дождей. В музее просят пока воздержаться от посещения городища.
 


Распечатать:     Комментарии: 0

Ощущаете ли вы рост цен в продуктовых магазинах?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 
 

Читают




Обсуждают













Ощущаете ли вы рост цен в продуктовых магазинах?








смотреть результаты


Loading...