Реклама на ЦДИ
 25.04.2024

Досуг / Выставки  | весь раздел

Пушкин от огорода до монастыря - выходные в музее-заповеднике «Михайловское»

30.09.2016 10:53 ЦДИ, Псков

Начнём «от земли», пожалуй: если вы полагаете, что кабачки, картофель и свёкла никакого отношения к «пушкинской теме» не имеют, то вы ошибаетесь! Музей-заповедник «Михайловское» - это не только летящим почерком писанные черновики «Годунова…» и «портреты дедов на стенах», но и, например, огород в мемориальной усадьбе поэта, прямо за «Домиком няни»…
 
Гравюра П. Александрова по рисунку землемера И. Иванова 1837 года
 
В конце 1830-х этот огород старательно, чуть ли не с капустными кочанами, запечатлел псковский землемер Иванов. А несколько лет назад по этому рисунку этот фрагмент усадьбы восстановили и теперь пашут здесь землю на смирной музейной лошадке да засевают. 
 
Вот так копают картофель на музейном огороде в усадьбе «Михайловское». Фото Пушкинского Заповедника
 
А ещё Пушкинский Заповедник — это сад да аптекарский огород в Тригорском, это огород в Бугрово, это яблони, смородиновые ряды да беседка увитая хмелем в Петровском...
 
«…Где вместе Флора и Помона»
 
Словом, сегодня в Михайловском, на огороде, разбитом в так называемом «северном саду» усадьбы откроют выставку - не самую обычную для литературного, прежде всего, музея. Называется она «…Весёлый сад, где вместе Флора и Помона» - то есть строкой из лицейского, 1815 года стихотворения Пушкина  «К Юдину». Имена, которые упоминает здесь поэт, принадлежат двум прекрасным римским богиням: цветов, расцвета, весны и полевых плодов (Флора) и древесных плодов и изобилия (Помона).
 
На выставке будет много чего замечательного - огромные тыквы, кабачки, картофель, свёкла, капуста, лук, морковь, выращенные на местных огородах. Кое-какие припасы уже «упакованы» в банки: маринады, варенье, мёд. В корзинах  - яблоки, разные их сорта из Михайловского и Тригорского. А ещё всевозможные цветы, злаки, травы… Специалисты службы музейных садов и парков, добавим, не только вырастить эту красоту умеют, но и представить всё очень красиво, с любовью и фантазией.  
 
Открытие выставки (оно назначено на 14.30, еще успеете) задумано как небольшое театрализованное представление - гостей встретят «хозяин и хозяйка» огорода, которые привезли свой урожай на простой деревенской телеге, практически как во времена Александра Сергеевича, и приготовили для гостей угощение. 
 
 Сколько дней выставка будет работать, - загадать трудно. Многое зависит от погоды, в наших краях переменчивой. Да и ботва или те же букеты и гирлянды из цветов и трав - не картины маслом: всё это вянет и теряет праздничный вид за каких-то пару дней. Поэтому тем, кто хотел бы попасть на эту встречу с римскими богинями, а заодно и с сотрудниками музейной «зелёной службы», которые всегда готовы рассказать, как лучше выращивать те или иные растения, лучше поспешить.   
 
Настоящий ХХ век 
 
Здесь же, в Михайловском, непременно нужно посетить и очень серьёзную фондовую выставку, развёрнутую в здании «Колонии литераторов». Называется она  «Хранители Михайловского» и, по сути, рассказывает не просто об истории музея и судьбах людей, которые спасали и берегли этот пушкинский уголок земли в самые трудные его годы - она говорит о «настоящем ХХ веке», времени катастрофических сломов и восстановлений невероятной ценой…  
 
Экскурсию по новой выставке ведёт хранитель музея-усадьбы «Михайловское» Елена Севастьянова.
Фото Пушкинского Заповедника
 
В экспозиции  много действительно уникальных экспонатов, документов, фотографий. Достаточно упомянуть хотя бы первый проект охраны «Пушкинского уголка», отдельные положения которого актуальны и сегодня. Этот документ - в экспозиции представлена копия рукописи - разработала Варвара Васильевна Тимофеева (Починковская) - человек удивительной судьбы и интересного дарования, автор многих повестей и романов. Проживая в михайловской «Колонии для престарелых и неимущих литераторов» с 1911 года, она, фактически, была первым хранителем пушкинской усадьбы. 
 
Первая страница Проекта охраны «Пушкинского уголка», написанного рукой В.В. Тимофеевой (Починковской).
Из фондов Пушкинского Заповедника
 
Та часть выставки, что воссоздаёт кабинет С.С. Гейченко в «Колонии литераторов», рассказывает о легендарном музейщике, в частности, как о собирателе музейных коллекций и «первооткрывателе» отдельных пластов отечественной культуры. Среди прочего здесь есть и «провинциальные портреты» XVIII столетия, ценность которых хранитель осознал в числе первых. Размещены здесь и полотна известных художников А.Н. Самохвалова «Михайловское. Вид на Сороть» (середина 1950-х годов) и В.В. Мешкова «Михайловское. Озеро Маленец» (1955). 
 
Василий Мешков. «Михайловское. Озеро Маленец» (1955). Из фондов Пушкинского Заповедника
 
Эти произведения живописи поступили в фондовую коллекцию относительно недавно и «Хранители…» по сути - первая выставка, где они представлены широкому зрителю. 
 
«…Какое, милые у нас, тысячелетье на дворе?»
 
А в залах музейного Научно-культурного центра ХIХ век перекликается именем Пушкина с ХХ, а ещё XVIII и даже с XVII столетиями. Здесь, в экспозиционном пространстве перед малым залом, разместилась выставка «Время пить чай», представляющая предметы дворянского быта (интерьеры и предметы для чайной церемонии) от ганнибаловых времён. И в частности, есть в этой экспозиции образ Божией Матери, выполненный по образцу канонических изображений Пресвятой Богородицы «Трёх радостей» - специалисты датируют эту икону-картину концом XVIII века.
 
Неизвестный художник. Мадонна с Младенцем (конец XVIII века). Из фондов Пушкинского Заповедника
 
А на выставке «Из истории создания драмы «Борис Годунов» можно увидеть портрет царя Бориса, выполненный и вовсе в конце XVII столетия, а ещё книгу - служебник  - с записью о принадлежности Святогорскому монастырю, отпечатанный в 1652 году. 
 
Неизвестный художник. Борис Годунов (конец XVII века). Из фондов Пушкинского Заповедника
 
И тут же, в другом зале, в каких-нибудь двух десятках метров — выставка «Русская провинция. Живопись А.А. Большакова»: вещи, а более того, картины, рассказывающие о художнике и солдате Великой Отечественной, великолучанине Алексее Алексеевиче Большакове. 
 
Алексей Алексеевич Большаков. Харинская осень. Банька (1998). Из фондов Пушкинского Заповедника 
 
Жизнь мастера - это тоже в какой-то мере продолжение «пушкинской», «михайловской» темы. Упомянуть хотя бы о том, что будущий живописец, ленинградский мальчик Алёша Большаков в награду за победу в конкурсе юных художников получил первое в своей жизни настоящее путешествие. Это была поездка в Пушкинские Горы: ночь в поезде до станции Тригорское, потом путь пешком - в Святогорский монастырь... Уже много позже, после войны, художник Алексей Большаков познакомится с легендарным хранителем заповедника, Семёном Гейченко и с выдающимся русским графиком, другом музея Василием Звонцовым, и Пушкинский Заповедник станет и для него - родным и любимым.
 
Музеи и выставочные залы Пушкинского Заповедника работают с 10.00 до 18.00, кассы музеев открыты до 17.30. В «Михайловском» и «Тригорском» по субботам посетителей принимают до 19.00, кассы работают до 18.30. Цена входного билета в зависимости от объекта показа (дом-музей, отдельная выставка, прочее) и статуса посетителя (студент, пенсионер и так далее) варьируется от 10 до 120 руб., на выставку в «Льняном амбаре» вход свободный. Вход в музеи для детей до 16 лет, вне зависимости от того, являются ли они гражданами Российской Федерации, бесплатный.
 


Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.050813913345337