Реклама на ЦДИ
 20.04.2024

Досуг / Выставки  | весь раздел

«Ночь музеев»: псковичи пришли, увидели и...

21.05.2016 14:35 ЦДИ, Псков

Четыре часа, три концертные программы, две выставки, один мастер-класс и сотни людей - вчера в Пскове в очередной раз прошла уникальная акция «Ночь музеев», главной целью которой является представление ресурсов, возможностей, потенциала современных музеев и других выставочных пространств, а также популяризация культурных ценностей.

Корреспондент Центра Деловой Информации побывал на акции, которая проводилась в стенах главного здания Псковского музея-заповедника, и выяснил, что же заставило псковичей вновь отложить в сторону пятничные заботы и отправиться в самый, казалось бы, неожиданный для этого дня пункт назначения.

***

«Я обожаю нашу картинную галерею, где даже люстры - произведения искусства! - с готовностью рассказывает нам одна из посетительниц музея в ответ на такой странный вопрос: «Почему вы сегодня пришли в музей?». «Я и не помнила, что сегодня будет проходить эта акция, - продолжает она. - Смотрела канал «Культура» - и в новостях об этом сказали. Меня вдруг как подбросило: надо идти. Надоело сидеть дома, здесь приличная публика, хочется услышать и музыкантов...»

А вот эти нестандартно одетые молодой человек и девушка (в народе их назвали бы, наверное, панками или неформалами) пришли в музей за вдохновением. Оба с восхищением рассматривают кукол художницы из Латвии Инары Лиепы (о ее выставке «Вальс вдохновения» гостям «Ночи музеев» только что рассказала Ольга Алексеева). Оба - творческие личности: он - художник, она - фотограф, учится в колледже искусств. «Мы первый раз на этой акции, но в музее бывали и до этого, - поясняет юноша. - Я интересуюсь искусством, пытаюсь писать портреты. Сегодня хочу найти стимул для того, чтобы создать что-то новое, идею для творчества».

Проходим в следующий зал. Здесь - детский гвалт, который в программе называется «Интерактивная площадка «О чем расскажет музейный предмет». Проще говоря, это мастер-класс. Малышня и ребята постарше создают своими руками бумажные фляжки. Все очень просто: берем заготовку, делаем отверстия, наносим орнамент - можно срисовать, а можно самому придумать. Продеваем веревочку - и все, готово! Получилось у всех не хуже, чем на изображениях, которые транслировались для примера на телеэкране.

По соседству, в этом же зале - две выставки. На одной представлены подарки музею в честь 140-летия: аппликации, поделки, рисунки, художественные композиции с признаниями в любви, узнаваемые силуэты Троицкого собора, церквей, башен Кремля.

Другая экспозиция - это выставка работ Петра Оссовского, объединенных темой «Облака Псковского озера». На стенах - полотна, завораживающие глаз своей простотой, даже аскетизмом изобразительных средств. Облака - тревожные, предгрозовые или же, наоборот, пронизываемые солнцем, проглядывающим после ненастья сквозь тяжелую пелену. Кстати, такие же, по крайней мере, очень похожие облака, собравшиеся вчера вечером над Псковом, принесли городу дождь. Долгожданный для многочисленных дачников, но опасный для «Ночи музеев» - ведь часть мероприятий была запланирована на свежем воздухе. Как показало дальнейшее развитие событий, псковичей так просто не напугать.

Но об этом - чуть позже. А пока - мы поднимаемся по лестнице в парадный зал Картинной галереи, где, судя по времени, уже должна была начать авторская экскурсия Владимира Галицкого. По пути на второй этаж встречаем нашего учителя истории, одноклассницу с семьей, коллегу. А еще - знакомую: она со своей маленькой дочерью приходит на «Ночь музеев» каждый год. Когда они принимали участие в акции впервые, дочке было четыре, сейчас ей уже шесть - взрослая дама, которой по силам и в удовольствие мастерить бумажную фляжку для папы. Он, со своим реконструкторским опытом, наверняка оценит эту поделку. Мама Настя рассказывает: «Аня любит такие мероприятия. Очень внимательно слушала рассказ про первый экспонат. Говорит, что ей интересно. Мы не ожидали, что в этом году введут плату за посещение «Ночи музеев». У дочки совсем разваливаются кроссовки, у меня денег было как раз на покупку новых. Едем с ней домой, я ей объясняю, что в музей пойти не сможем. А она заявляет: «Я в этих кроссовках дохожу, пойдем вечером в музей!» Весь автобус был поражен, да и сама я, если честно, удивилась своему ребенку!»

***

Со всеми, с кем встретились, мы не прощаемся - наверняка ведь в кружениях-плутаниях по музею еще не раз встретимся. И вот, наконец, мы в Парадном зале, где, устроившись на уютных креслах, псковичи уже слушают авторскую экскурсию Владимира Галицкого. «Вы все здесь что-то найдете для себя. Рассказывать о живописи так же непросто, как объяснять музыку словами, - говорит Владимир Михайлович. - В нашей картинной галерее есть несколько десятков холстов, которые дают неплохое представление об искусстве русской светской живописи». Гудит-шумит-трезвонит телефонами толпа посетителей музея, но можно расслышать дальше: «У нас есть свои «белые пятна», как и в любом другом провинциальном музее: у нас нет Кандинского, Малевича, Борисова-Мусатова. Остается рассчитывать лишь на щедрость меценатов». Жалко, но слова теряются в пространстве большого зала, внимание отвлекается на стоящего рядом малыша, вперившегося взглядом (такой взгляд называют «немигающим») в картину Брюллова... А так хотелось бы внимать каждому слову - цитаты из Ахматовой, исторические аллюзии. Прислушиваемся: «Желаю вам тихого общения с картинами»... 

  

А дальше - концерт, в котором солируют вокалисты колледжа искусств класса Ларисы Аркадьевны Дмитриевой. И вот здесь, на этом самом месте я понимаю, почему одна из моих первых собеседниц так упорно говорила о люстрах. Начинается какое-то волшебство: полет вокальных партий, юных голосов, блеск света и блики на стеклах - возникает устойчивое ощущение, что все картины оживают. И музыку слушаем уже не только мы, но и герои картин Айвазовского, Репина. А Н.Ф.Здекауер кисти Карла Брюллова смотрит на нас в упор своими темными глазами, и даже как-то не по себе становится.

Артисты колледжа представили слушателям классические композиции Бетховена, Шуберта, Листа, Чайковского, Рахманинова, Россини - неслучайно программа была названа «Палитра голоса в красках живописи». Зрители, пораженные талантом молодых псковских исполнителей, дарили цветы, бурные аплодисменты и возгласы «Браво!». Ну а сотрудники музея, в свою очередь, поблагодарили студентов колледжа за концерт и возможность погрузиться в мир европейской культуры и выразили надежду, что подобные концерты, объединяющие искусство живописи и музыки, будут проходить чаще.

По завершению концерта мы спросили у Валерии Комаровой, одной из солисток, о впечатлениях от зала и публики. Выяснилось, что акустика отличная, и аудитория очень отзывчивая. «Акция «Ночь в музее» очень важна, - уверена девушка. - Считается, что Псков - глубинка, но где бы мы ни жили - везде надо сохранять уровень культуры. Я горда, что у нас есть такой замечательный музей - красивый, наполненный картинами великих мастеров!»

***

Было чем заняться и тем, кто к классической музыке относится сдержанно. Можно было просто побродить по музею (кстати, в малом выставочном зале сейчас выставлена интереснейшая, на мой скромный взгляд, экспозиция «Художники кино. Пространство и образ»). Можно было отправиться на сборную экскурсию по палатам Поганкина.

А можно было выйти во внутренний дворик музея, пространство которого было организовано по принципу «хлеба и зрелищ». Жаждущие первого могли выбрать блюдо по душе из меню ресторана «У Покровки» (блины, филе окушков в гречневом кляре со сметанно-хреновым соусом за 70 рублей или, например, бутерброды с красной рыбой за 50 целковых. Из напитков на выбор - морс, соки).

На полянке, совсем рядом, расположился оркестр русских народных инструментов. Даже несмотря на дождь, внутренний дворик все равно оказался заполненным зрителями: кто-то под зонтом, кто-то - под навесом, кто-то - просто под раскидистыми кронами деревьев слушали солистку, выводящую песню о березах и родной земле. И душа разворачивалась и расцветала добрыми чувствами. И ведь вот что интересно: переживали-то зрители больше не за себя и свои наряды, а за музыкантов и их инструменты - «Ох какая огромная балалайка, ей же, наверное, вредно оказываться под дождем!»

Наевшись и наслушавшись, возвращаемся в здание музея, окунаемся в музейную многоголосицу. «У меня подружка так же рисует черной ручкой»... «Дорогой, как же я люблю классическое искусство!» «Ты спать уже хочешь, ребенок?» Вроде бы и к выходу уже несет течением, но уходить не хочется. И мы останавливаемся рядом с загадочными ящичками. Дети ворошат песок - волей-неволей присоединяешься к ним. И вдруг оказывается, что под песком - стекло, а под стеклом - целый мир: старые открытки, счеты, советские игрушки, пупсики.

Мой вопрос «Что это?» вызывает бурю удивления. «Как, вы не знаете, что такое «секретики»?! - спрашивает меня мужчина, вероятно, мой ровесник. - Так у вас же детство зря прошло». Оказывается, это любимейшее развлечение не только в советских, но даже постсоветских дворах. Как и все рецепты детского счастья, рецепт «секретиков» предельно прост: роем ямку в песочнице, закладываем туда что-то ценное (с точки зрения ребенка), накрываем осколком стеклышка и сверху засыпаем. Такой вот песок времени, в который утекает все, кроме ощущения чуда. Как у поэта:

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность

И небо в чашечке цветка.

По пути к гардеробу спрашиваю у кассиров - много билетов продано? Аншлаг, и несмотря на то, что на часах уже начало одиннадцатого, люди продолжают приходить. «У меня продано около 300 билетов, - показывает кассир ровную стопку. - Во второй кассе тоже столько, если не больше. Вот и считайте. А примерно четверть всех пришедших сегодня, - дети. Есть даже совсем маленькие, у мамы или папы на ручках едут».

***

Без сомнения, в рамках акции «Ночь музеев» псковичи пришли, увидели и победили - в первую очередь себя, преодолев инерцию посидеть в пятницу дома, у телевизора. Одержали победу над сном, ленью и праздностью. Были и частные победы: кто-то, возможно, отстояв концерт классических композиций, теперь задумается прежде чем сказать, мол, классика - это скучно. Кто-то, увидев картины Репина, Айвазовского, Брюллова в стенах «провинциального» музея, не станет в следующий раз уверять гостей из другого города в том, что у нас и посмотреть-то кроме Кремля не на что. А кто-то, может быть,  с другой стороны увидел своего ребенка - любознательного, размышляющего...

Мы пришли, увидели - и еще придем!



Распечатать:     Комментарии: 6

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.046286106109619