Досуг / Концерты/спектакли | весь раздел
Весна как время года и души: в псковском ГКЦ состоялся концерт автора-исполнителя Андрея Васильева
Приглушенный звук и свет: тому, кому есть о чем сказать и спеть, не надо много.
На сцене - всего две гитары, пара стульев, вода и несколько листов бумаги. В зале - удивляющая меня в который раз атмосфера: такое можно почувствовать, наверное, только на концертах бардов вообще и псковского творческого объединения «Махаон» в частности. В ней нет ничего от костра, сосен и комаров - того, что обычно ассоциируется со словом «бард». Здесь чувствуется искренность, доброта и открытость, дружеская камерность - сколько бы человек здесь ни собралось. И за это я люблю концерты псковских бардов. Тем более если это концерт Андрея Васильева.
***
Фото Андрея Семенова
Его песни заставляют вспомнить о том, что слово может иметь вес и вкус, а звук - глубину. «Приготовьтесь, - советует в начале концерта автор, - вам сегодня придется потрудиться, некоторые вещи будут непростыми для восприятия». Действительно, после плавания в интернет-пространстве, поездок в городском транспорте в часы пик, вольного или невольного «О боже, какой мужчина», рвущегося с ночной соседской вечеринки прямо в мозг, - умение слушать и понимать текст притупляется. Чтобы вновь его обрести - приходится сосредоточиться, настроиться, замедлиться, остановиться в конце концов и вступить «в пределы, где поет душа».
При этом в песнях Андрея, надо отметить, нет претензий на элитарность искусства для избранных, на творчество в «башне из слоновой кости». Он пишет о том, что в принципе близко любому человеку, ищущему свой путь. Образы, которые при этом возникают в песнях, - достаточно традиционные для романтиков: птица, облако, дорога, звезда, туман, зерно. Да и среди авторов, стихи которых он выбирает для сочинения песен (таких немного, в основном все же Андрей Васильев пишет песни на свои слова), - преимущественно признанные романтики: Лермонтов и «горячо любимый» Гумилев. Но Андрей умудряется находить в этих образах что-то свое, обыгрывать их по-новому, выбирать необычные завитки в знакомых узорах. Так слово оживает, а благодаря музыке обретает еще большую силу смысла.
Возможно, этому способствует то, что автор остро чувствует настроение текста и отражает его в соответствующей этому настроению стилистике (благо умение владеть музыкальными возможностями такого непростого инструмента, как гитара, - налицо).
Баллады, элегии, традиционные авторские и лирические песни, но главное - притча, в которой бытовое впечатление, каких много, становится поводом для глубоких размышлений о сущности добра и зла, света и тьмы, о том, что такое свобода, Вселенная, творчество, любовь, дружба. Вот, например, песня «Отголоски»: здесь человек, увиденный в отблесках горящего камина, рождает удивительное наблюдение: «живет человек в огне и огонь - в человеке». Или песня, где замеченный лирическим героем куст, простой обычный куст вырастает до символа творческого духа, в вопросе которого - «Кто знает, что придет из пустоты?» - рождение произведения уподобляется рождению нового мира, звезды или Вселенной.
***
Фото Андрея Семенова
В ходе концерта Андрей исполнил как старые, всем знакомые песни, так и новые - те, которые составят музыкальный ряд нового сольного диска (к его записи автор, по обыкновению, подходит чрезвычайно основательно, отшлифовывая каждый гитарный пассаж или голосовую партию - процесс записи может длиться, без преувеличения, годами. Хочется верить все же, в этот раз - не дольше года).
Зрители горячо приняли и песни на стихи псковского поэта Станислава Золотцева, ставшие для Андрея Васильева своего рода визитными карточками, - «Два коня» и «Дар бесценный». В программе также прозвучали несколько авторских стихотворений. С каждым новым номером аплодисменты становились все продолжительнее. Тихо-тихо, чтобы не нарушить общее настроение (а может, и от полноты чувств) - кто-то из сидевших позади меня, выдохнул «Браво!» после очередной философской зарисовки под перебор гитарных струн.
В завершение концерта Андрей исполнил несколько песен по просьбам из зала. Одна из них – «Черта», «краеугольное» для его творчества произведение, берущее за душу и лично меня доведшее до слез (а плачу я не часто). Другая - «Не претендую», напомнившая по лирическому накалу стихотворения о любви лучших русских поэтов:
И все ж средь новоявленных певцов,
Что в честь твою отслужат мессу,
Я отыскал особенное место,
Прекрасно зная, что в конце концов,
Не претендуя на дрожание колен,
На голосов прерывистые трели,
На тишину у скомканной постели,
На череду прощаний и измен,
И ныне отрекаясь и любя,
Печаль себе определил иную:
На миг с тобой, на вечность без тебя
Не претендую, не претендую...
***
Из-за занавесок малого концертного зала Городского культурного центра проглядывало уже по-весеннему теплое солнце, - такое же весеннее настроение пронизывало сам концерт. Стоит оговориться: весеннее не в смысле легкое и бездумное. «Людям сейчас интереснее другое, не то, что мы делаем, - оговаривается Андрей. - Мы потерялись в этом времени, но надеемся, что общими усилиями выплывем»...
Так что если весна - это преображение и рост чего-то нового, способного изменить мир и душу, то да, весна пришла. Пришло то время года, которое превращает песню в зерно (или пулю - кому как больше нравится), весна, которая так остро дает человеку осознать в себе круговорот всего и вся.
PS
Вчерашний концерт Андрея Васильева в ГКЦ стал первым за последние три года, в связи с чем хотелось бы выразить надежду, что такие длительные перерывы в общении с публикой не станут традиционными для автора. Кстати, свой новый сольный диск Андрей обещал презентовать на ближайшем концерте ТО «Махаон», который состоится совсем скоро, 11 апреля, и будет посвящен творчеству Юрия Визбора.
Елена Никитина