Реклама на ЦДИ
 28.03.2024

Досуг / Концерты/спектакли  | весь раздел

Горький гламур: «Большие гастроли» в Пскове начались пьесой «На дне»

29.09.2018 12:51 ЦДИ, Псков

Знал ли Юрий Грымов, что на пути следования поезда Москва-Псков ему и труппе возглавляемого им театра «Модерн» обязательно встретится Дно или так совпало, но «Большие гастроли» московского коллектива начались именно пьесой Горького «На дне».

 

Собственно, всю иронию ситуации оценил и сам Юрий Вячеславович, разместив в своем Instagram фотографию указателя с названием станции. «Если не ошибаюсь, место отричения Николая 2 от престола», - пишет подписчик zhucha78 (орфография первоисточника сохранена). «Дно - это город!)))», - для тех, кто в танке, два раза комментирует handsome_barrister. И только iceangelika@arxiolya73 догадывается: «Это хорошо продуманная пиар-Компания пьесы М.Горького #наДНе и Заблаговременно организованная встреча театра «Модерн» со спектаклем». Встреча удалась: пьеса была сыграна на одном дыхании. Даже несмотря на холод и светло-голубые стены Псковского драматического.

***

Не гоже театру красоваться в пастельных тонах: они отвлекают зрителя от интима общения со спектаклем, а вензеля на стенах портят акустику, уводя звук в завитушки и впадины. Вот почему на пресс-конференции, предшествовавшей спектаклю, Юрий Грымов так переживал за свою постановку - расслышат ли псковичи все нюансы интонирования, рассмотрят ли все тонкости световой игры... «В раздражении», как сказал бы Горький, режиссер даже просил представителей СМИ донести до чиновников идею: театр надо перекрасить в темно-серый цвет - и будет всем счастье. «А не донесете, - сами раскрасим, во время спектакля, и скажем потом, что так и задумано, - шутили артисты.

Шуточную свою угрозу - перекрасить театр - Юрий Грымов выполнил. Но сделал это, как привык, - по-своему. Что мы видим на сцене у Горького канонического? «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны». У Грымова - иной антураж: дорогие кожаные диваны, кресла, стулья ар-деко. Если банный тазик - то от Луи Вуиттона, если похоронная урна - то драгоценная «штучка» от Фаберже. 

Герои - соответствующие, только что с Рублевки: Сатин в цветастом костюме, Барон - в фиолетовых гольфах, Васька Пепел в черной кожанке с пайеточным двуглавым орлом на спине... Темно-серого интима и камерности - хоть отбавляй!

Особенной «перекраске» подвергся Лука. 60-летний странник «с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса» превращается в гламурного юношу нетрадиционной ориентации. Для пущей идентификации на сцене он появляется под хит Сюзан Веги «My name is Luca». В обтягивающих джинсовых чиносах, кристально белой маечке и расписных лоферах он порхает-танцует по сцене - утрированная донельзя идея «подрумяненной» души. Души, которая пытается раскрасить действительность ложью - россказнями о роковой любви, богатых предках или праведной земле.

Ложь не спасает - утверждает Горький. Правда, превращенная в ложь, - тоже, - добавляет Грымов. В этом смысле интересно обыгрывается известная фраза Сатина: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!». Актер Владимир Левашев произносит ее, грассируя «эр», и стоит только подумать «да это же Ленин», как тут же происходит возвращение к реалиям собственно пьесы: «Я – согласен! Ты говоришь… как порядочный человек!», - говорит Барон. «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?», - отвечает ему Сатин. Нет ничего устоявшегося, все колеблется и изменяется - даже вечные ценности легко оборачиваются своей противоположной стороной. Стоит лишь притушить свет, перевернуть «на попа» кожаный диван, поставить к нему актера с запрокинутыми вверх руками - и смотришь, вроде Лука гламурный, а вроде - распятие...

Все двоится и оказывается не тем, чем кажется. Где границы «возвышающего обмана» и ведущей на дно правды, где заканчиваются мечты и начинается реальная жизнь - и не менее реальная смерть, когда ожидание превращается в дым? Так, благодаря тонкой игре смыслами,  пьеса Горького, написанная в начале прошлого века, начинает звучать современно, злободневно.

Текст при этом не страдает - только выигрывает. А внесенные в пьесу по воле главного режиссера музыкальные вставки из Вивальди, Луи Армстронга и Boney M. - попадают точно в цель. Это ведь жутко - когда смерть спускается на сцену под разрывающийся звонок телефона What a wonderful life или под грохот фейерверков и искрящийся жизнелюбием хит Sunny (слышится - Санин»), и где-то на заднем плане мечется Человек-паук с бутафорской тушей наперевес.

***

Знал ли Максим Горький, что в Псковской губернии есть поселок Дно или так совпало - но сегодня его пьеса актуальна не меньше, чем 100 лет назад. Селфи, модные платья, дорогая мебель, водопад из тысячных купюр и осыпающаяся на плечи золотая звездная мишура - мир людей в постановке Юрия Грымова изменился только внешне. Дно в сценической версии «Модерна» - понятие не социальное, а духовное. Те, кто стоят в очереди за новым Айфоном, равны тем, кто собирает картон на помойках.

«Человек - свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!..» И пока один ищет праведную землю, другой ищет - правду.



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.032524108886719