Реклама на ЦДИ
 19.03.2024

Досуг / Концерты/спектакли  | весь раздел

«Сладко жить, страшно жить, стыдно жить» - мощным спектаклем завершился в Пскове Пушкинский театральный фестиваль

20.02.2018 09:53 ЦДИ, Псков

Фото со страницы https://www.vteatrekozlov.net

Жизнь как круговорот надежд и разочарований, как безжалостная судьба, которая стучится в двери всегда неожиданно и не открыть дверь ей - немыслимо: именно в этом году программа юбилейного Пушкинского театрального фестиваля была богата на спектакли, посвященные одной из важнейших тем творчества «нашего все» - теме Рока, суда и жизни по совести. В разных тональностях, под разными соусами это было подано зрителю и в нео «Каштанке», и в «Евгении Онегине», и в «#Он, Она, @», и в «Трех сестрах», и в «Доходном месте.

А в финальном спектакле фестиваля - пьесе «Живи и помни», поставленной театром «Мастерская» Григория Козлова по одноименной пьесе Валентина Распутина, эта проблематика стала центральной. И ударила псковского зрителя в самое сердце, заставив смеяться и плакать, а главное - задуматься о том, как «сладко жить, страшно жить, стыдно жить», как - жить.

***

«Валя Распутин написал что-то совершенно не поддающееся моему разуму, что-то потрясающее по мастерству, проникновению в душу человека, по языку и той огромной задаче, которую он взвалил на себя и на своих героев повести «Живи и помни», - писал Виктор Астафьев в письме псковичу, литературоведу Валентину Курбатову сразу после публикации. В трагической истории Настены Гуськовой - женщины из сибирской деревни, которая узнаёт, что её муж Андрей оказался дезертиром, есть все: война, любовь, страх, смерть. Прочитав повесть хотя бы раз, вы не сможете ее забыть. Понятно желание многих режиссеров перенести эту драму с ее живыми характерами на сцену.

Приходя на спектакль «Живи и помни» театра «Мастерская», зритель сразу вовлекается в действие. Рассаживаясь по своим местам, вы сразу обращаете внимание на освещение: по сцене мечутся, дрожат всполохи рассеянных бликов и отсветов («такое ощущение, как будто под водой», замечает одна из зрительниц, не подозревая, насколько она близка к истине). Тревожные крики птиц и музыка добавляют смятения. Сбоку от сцены раздаются удары топором: баба рубит дрова - они тут же сваливаются со сцены, скапливаясь у сидений первого ряда.

Центральной фигурой спектакля Григория Козлова становится не дезертир Андрей, а Настена (ее роль исполняет Арина Лыкова), поэтому ряд важных сцен повести, связанных с образом Андрея, отсутствует в постановке. Искренняя, порывистая, эмоциональная, преданная и честная - такой предстает перед нами героиня. Ее голову всегда покрывает белый платок, подчеркивающий ее чистоту и наивность («дева» - называет ее свекор). Ее чуткость и восприимчивость вырастают до предвидения («поспала я на самом дне, потому что рядом с тобой»), предощущения собственной судьбы, которую она готова разделить с изгоем.

На сцене постоянно присутствуют все герои пьесы: вот из глубины сумрака смотрят на Андрея односельчане, мать и отец, словно незримые безмолвные судьи, вот Андрей наблюдает за тем, как они радуются вести о великой победе, вот Настена, отойдя в сторонку, разглядывает вернувшегося с войны Максима Вологжина, не смея радоваться вместе со всеми. Разноголосица актерских реплик, дополняющих и перегоняющих друг друга, как будто свиваются в единую нить - подобно тому, как это происходит в хоровом пении. Этот прием повторяется и буквально: вся пьеса пронизана песенными вставками - то грустными «бабьими» народными напевами, то веселыми частушками, а то вдруг «Катюшу» запоют все вместе.

Единственный музыкально-непесенный момент в пьесе (звучащая в финале фуга Баха) по своей сути - тот же разговор нескольких голосов, сплетающихся в разговор-размышление о вечности и судьбе. Каждый голос при этом - полновесен и неповторим. Сложно назвать характеры, воплощенные актерами, «второстепенными» - каждый из них, и Надька, и свекровь Настены, и Василиса Премудрая, и Нестор Ильич является значимым в построении общей партитуры.

Говоря о звуковой организации пьесы, стоит сказать и о перезвоне колокольчиков, закрепленных на развешанных по сцене детских люльках-колыбелях. Чем сильнее порывы ветра на снежной Ангаре - тем явственнее становится их игра,  светлая мечта о счастье материнства, так и неизведанном Настеной.

Каким контрастом на их фоне смотрится темная домовина гроба, на которой разворачиваются многие сцены, связанные с историей любви Андрея и Настены. Это своего рода потустороннее пространство, в котором обитает главный герой (неслучайно в речи героини возникают сравнения мужа с лешим, оборотнем, а сам он рассказывает о том, что научился выть по-волчьи).

В финале домовина на какую-то долю минуты превращается в шитик - лодку, на которой героиня пытается доплыть до мужа, чтобы предупредить его об опасности. Но спасение уже невозможно. И они оба - в лодке-домовине - плывут по реке Судьбы, которая «рванулась сильней и смяла, закрыла их - и не осталось на том месте даже выбоинки, о которую бы спотыкалось течение».

***

«Сложилась добрая традиция - закрывать Пушкинский театральный фестиваль спектаклем театра «Мастерская», - сказал, предваряя показ «Живи и помни» руководитель Театрально-концертной дирекции Псковской области Дмитрий Месхиев. - В прошлом году мы смотрели замечательную постановку «Записки юного врача». Сегодня мы закрываем фестиваль и надеемся, что не обманули ожидания зрителей, надеемся, что фестиваль вам понравился. Мы видели живой интерес публики не только к спектаклям, но и к фестивалю - к лекциям, выставкам». Поблагодарив за самоотверженный труд всех, кто был причастен к организации и проведению фестиваля (Месхиев заметил, что многие работали круглыми сутками, иногда уходя домой всего на пару часов), он передал слово главному режиссеру «Мастерской».

Григорий Козлов присоединился к словам продюсера фестиваля и отметил, что спектакль станет для его театра своего рода премьерой и экзаменом: обычно «Живи и помни» играют на меньшее количество зрителей. «Давайте смотреть, и на этом поставим точку», - предложил Дмитрий Месхиев.

Сейчас, после спектакля, пережив все возможные и невозможные эмоции, ставить точку не хочется. Хочется надеяться на то, что эта точка станет точкой отсчета, ориентиром для спектаклей, которые приедут в Псков на следующий, XXVI Пушкинский театральный фестиваль. 

Елена Никитина



Распечатать:     Комментарии: 5

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.29057502746582